Может ли в США произойти то, что во Франции?

Опубликовано: 18 ноября 2005 г.
Рубрики:

В США с напряжённым вниманием следили за бунтом французской мусульманской молодёжи, но эксперты уверяют, что в Америке такого быть не может.

Xотя американские арабы и мусульмане почувствовали на себе неприязнь определённой части населения США после терактов 11 сентября 2001 года, они всё же никогда не были исключёнными из американского общества, как это происходит с арабами и мусульманами во Франции. Так, во всяком случае, утверждает Ивонна Хаддад, профессор истории Ислама в Джорджтаунском университете в Вашингтоне:

— Ситуация совершенно различная. В США мусульмане рассеяны, и экономически и политически интегрированы. В Америке есть очень богатые мусульмане, средний американский мусульманин имеет доход выше, чем средний американский немусульманин, и высшему образованию в американо-мусульманской семье придаётся большее значение, чем в средней американской семье. В американском обществе работа или отсутствие работы у мусульман никак не связана с их национальным происхождением или религией. Иммигранты-мусульмане в большинстве быстро американизируются, сохраняя свою этническую культуру и веру, потому что Америка гораздо более толерантна к национальным традициям. Во Франции же, чтобы стать французом, надо отказаться от своего прошлого. Другое дело, что в Америке сейчас, в связи с особыми мерами по обеспечению безопасности, американские граждане арабского происхождения испытывают определённые социальные неудобства. Чтобы мусульманское население Америки не почувствовало себя в этой ситуации изгоями, президент Буш постоянно напоминает, что война идет не против Ислама, а против террористов. Не случайно даже в самые напряжённые моменты обострения отношений с некоторыми мусульманскими странами вроде Ирана или Сирии, в США не было демонстраций мусульман, вызванных какими-либо притеснениями. Подозрительность таможенников и полиции по отношению к некоторым лицам арабского происхождения вызвана опасностью терактов, а не проявлением расизма, которое можно обнаружить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Профессор Хаддад, американка ливанского происхождения, подчёркивает, что во Франции мусульмане находятся на обочине общества. В США этого нет.

Мусульман в США — около 7 миллионов. Это не только эмигранты из арабских и мусульманских стран, но и значительная по количеству группа афроамериканцев, принявших ислам. Американские мусульмане составляют чуть более 2% населения. Таковы данные Исламского общественного совета со слов его директора по связям с прессой Эдины Лековик. “Опыт американских и европейских мусульман несравним”, — говорит она. — “Американские мусульмане практически не изолированы в обществе, и это притом, что американская внешняя политика намного менее проарабская, чем политика Франции”.

Американский эксперт Джеймс Зогби, президент Арабо-Американского института считает, что вернее сравнивать бунт французских мусульман с расовыми беспорядками 60-х годов или волнениями афроамериканцев в Лос-Анджелесе в результате избиения полицией афроамериканца Родни Кинга. В обоих случаях мы имеем дело с низшими слоями общества, малоимущими, малообразованными обитателями гетто, где десятилетиями накапливалось недовольство своим положением, в котором они видели проявление социальной несправедливости.

Франция и другие европейские страны гораздо теснее связывают национальную идентификацию с этническим происхождением, чем Америка, которая создана иммигрантами и остаётся страной иммигрантов. Джеймс Зогби утверждает, что когда американские мусульмане недовольны политикой своего правительства, они выражают это недовольство как граждане Америки в рамках американских законов.

Профессор Джорджтаунского университета Ивонна Хаддад считает, что в Европе есть внешние приметы равноправия, на самом деле далёкие от реальной абсорбции. Она обращает внимание на такой социально-политический феномен, как представительство мусульман в парламентах Америки и Европы:

— Почти во всех западноевропейских странах есть депутаты парламента — мусульмане. В Голландии, например, 10% законодателей мусульмане. 10 депутатов из 100. Мусульмане заседают в парламентах Великобритании, Франции... Но в США — ни одного. Есть один сенатор арабского происхождения Джон Сэнуну и два конгрессмена, но все они не из мусульманских, а из христианских семей. В то же время в Америке у мусульман гораздо больше возможностей благодаря большей открытости американского общества. В худшем положении — нелегальные иммигранты. Если он был учителем в Пакистане, то сейчас водит такси в Нью-Йорке. Но это типично для любого нелегального иммигранта, будь он русский, сикх или нигериец. Все они тяжело работают, чтобы их дети смогли учиться в университете. Они знают, что в Америке смогут подняться по социальной лестнице.

Эта мысль находит немало подтверждений и у других американских экспертов.

Газета “Уолл-Стрит Джорнал” опубликовала статью научного сотрудника Фонда “Новая Америка”, автора книги “Город: глобальная история” Джоела Коткина. В этой статье под названием “Наши иммигранты, их иммигранты”, автор даёт сравнительный анализ положения иммигрантов в США и в Западной Европе. С 70-х годов Америка открыла 57 миллионов новых рабочих мест, тогда как Европа за тот же период — всего 4 миллиона (в основном в государственном секторе). Из-за отсутствия перспектив, молодые европейцы (не только мусульмане), имеющие образование и специальность, эмигрируют в США. Сейчас в Америке насчитывается 400 тысяч иммигрантов из Европы с высшим образованием в области точных наук. Только один из семи намерен вернуться в свою страну. В 90-х годах эмиграция из Европы в США увеличилась на 16%. А за последние три года количество рождённых в Европе (в том числе в бывшем Советском Союзе и бывшей Югославии) иммигрантов возросло до 700 тысяч. В Нью-Йорке, например, иммигранты — наиболее образованная часть населения. В бизнесе иммигранты гораздо агрессивнее и добиваются больших успехов, чем рождённые в Америке. Прежде всего, это относится к эмигрантам из мусульманских стран, из стран бывшего Советского Союза, из Индии, Израиля, Южной Кореи, Тайваня... Непропорционально большой процент из них влились в средний класс и живут в богатых пригородах. В отличие от Франции, американские пригороды ассоциируются с наиболее зажиточными и преуспевающими слоями населения. В отличие от эмигрантов и даже их потомков во Франции, мусульмане в Америке видят, что могут добиться процветания не бунтом, а работой.