Два сапога пара. Дональд Трамп и Ким Чен Ын

Опубликовано: 21 марта 2018 г.
Рубрики:

За год с небольшим правления президента Трампа страна не перестает удивляться манере его правления. Без предупреждений увольнялись высокопоставленные чиновники, принимались на работу иностранные агенты, уровень кумовства достиг какого–то неслыханного доселе уровня, обман народа стал системой, газеты уже перестали считать, сколько его было и на какую тему. Чтобы далеко не ходить за примерами, можно вспомнить его последний обман, связанный с контролем за продажей оружия. Сколько было наговорено, сколько обещано.

В итоге гора родила мышь. Практически ничего не изменилось. Или предпоследний обман, связанный с «мечтателями». Обещал им, обещал… Верховный суд спас их от немедленной депортации, не Трамп. Президент как раз постарался сделать все возможное, чтобы их начали депортировать. Так оно и должно было быть. Чего можно было ожидать от этого человека, способного на любую жестокость. Казалось бы, чем он еще может удивить? 

Удивил! Трамп согласился на личную встречу с Ким Чен Ыном. Это была дипломатическая бомба, равной которой по силе взрыва даже трудно найти в истории международных отношений. Тем более между государствами, у которых нет никаких дипломатических контактов и которые, если можно так выразиться, стоят на разных полюсах. У них нет ничего общего, кроме одной вещи. Если одно из них считается лидером свободного мира и обладает сильнейшей в мире армией, которая является гарантией порядка в мире, то второе является классическим примером деспотии с безмолвным и покорным народом и армией, наводящей ужас на южного соседа.

А общее между ними то, что оба государства обладают ядерным оружием. Может ли эта общность быть поводом для личной встречи? Конечно! Личные встречи руководителей ядерных держав по поводу ядерного оружия в ХХ веке происходили неоднократно. Они приносили результаты в виде самых разных договоров. Но никто еще не устраивал личных встреч, целью которых был бы добровольный отказ от ядерного оружия. А сейчас немного истории на эту тему. 

При распаде СССР Украина и Казахстан добровольно передали свои атомные бомбы России в обмен на гарантии. Россия обманула Украину при полном одобрении русского народа. Этот обман оказал сильное воздействие на ум северокорейского диктатора. На него также могла повлиять история ливийского диктатора М. Каддафи, отказавшегося от разработки и производства атомной бомбы. Правда, надо заметить, что Ливия была очень далека от воплощения своего замысла в жизнь. Во всяком случае, Израиль на том этапе строительства реактора внешне никаких тревог по поводу атомных амбиций Каддафи не проявлял. Но сам факт отказа имел значение. Кончил Каддафи очень скверно.

Некоторые обозреватели находят связь между отказом диктатора от атомного оружия и его судьбой, ибо он оказался беззащитен при нападении на него Запада. Кореец наверняка намотал себе на ус и этот факт. Оказался беззащитным перед техническим превосходством Запада и иракский диктатор Саддам Хуссейн после того, как израильтяне разнесли в клочья его почти законченный реактор. Отказался от производства бомбы и Иран, но в обмен на снятие санкций.

Это государство, в отличие от Ливии, приблизилось к «красной» черте, за которой следует испытание этого оружия. Нетаньяху криком кричал на всех форумах об иранских разработках, говоря, что до получения атомной бомбы остались считанные месяцы. Договор с Ираном его не удовлетворил, как не удовлетворил он нашего нынешнего президента. Сразу же после его подписания Нетаньяху говорил: «Убедитесь, что инспекторы в самом деле инспектируют. Убедитесь, что автоматическое возобновление санкций действительно автоматическое…

Убедитесь в том, что нарушения Ирана не заметаются тихой сапой под персидский ковер. Что международному сообществу надо делать, очевидно: во-первых, сделать так, чтобы Иран выполнил свои ядерные обязательства. Необходимо заставить его это сделать… Но прежде всего исправление соглашения означает избавление от «положения об истечении срока действия».

Последняя фраза весьма актуальна. По сегодняшнему договору получается, что после окончания срока соглашения, Иран может начать все заново. Учитывая его научный потенциал, он стремительно приблизится к созданию бомбы. Это законная тревога израильтянина. Но пока что Иран соблюдает условия договора в отношении создания бомбы. Прошло три года, а бомбы нет и ближайшие восемь-десять лет не предвидится. Аятоллы не идиоты, чтобы договор нарушать и снова оказаться в полной изоляции.

Но Трамп делает все возможное, чтобы сорвать соглашение. Америка подписала его вместе с другими государствами, но пришел новый президент и решил отменить его под любыми предлогами. Недостатка в них нет. Ведь во всем остальном Иран проявляет свою сущность – шиитский фанатизм его аятолл. Откуда возникнет вера у корейца в соглашения с Америкой, если он видит, что она волюнтаристски превращает этот договор в клочок бумаги? Заканчивая этот краткий исторический экскурс, необходимо упомянуть старый конфликт между Индией и Пакистаном. После крупного теракта в Мумбаи начальнику Генштаба Индии был задан вопрос: «Почему вы не объявили войну Пакистану? Ответ был кратким и исчерпывающим: «Потому что у Пакистана есть атомная бомба».

Надо полагать, что корейский диктатор знаком с атомной историей человечества. Есть подозрения, что он знает ее в деталях, недоступным простым гражданам. И уж тем более, надо быть предельно наивным человеком, чтобы поверить в добрые намерения Каина. Человек, способный убить своего брата только по подозрению, что тот может покуситься на его власть, никогда не откажется от своего сильнейшего средства устрашения. Могут сказать, что его заставили написать письмо нашему президенту жесткие санкции, наложенные на Северную Корею.

Даже Китай присоединился. Но Ким знает, что Китай никогда не согласится на воссоединение двух стран, и потому в конечном итоге китайцы его не оставят. А на страдания своего народа ему плевать. Его животик не уменьшился в размерах после введения санкций. Что тогда его подвигло на предложение встретиться? 

Есть ощущение, что такого письма Ким никогда бы не написал ни одному из предыдущих президентов. С его точки зрения, это лицемерные чистоплюи. Он-то по себе судит и уверен, что им – Клинтону, Бушу и Обаме – как и ему, плевать на разные там демократии, либерализмы, свободы, они играют в эти игры из-за желания их избирателей и потому никогда не согласятся на встречу с ним. А с Трампом он ощутил родство душ. Этот президент ни разу не упомянул в своих выступлениях такие «ненужные» вещи, как права человека, свобода слова, демократия…

Наоборот. Он обнимается с массовым убийцей филиппинцем Дутерте, в восторге от сильной личности Путина и даже ставит на одну доску две страны, Россию и США. Когда ему говорят об убийствах политических противников Путина, он отвечает: «У нас тоже убивают». Он ратует за смертную казнь наркоторговцам. Стоит кому-то из его кабинета высказать свое мнение, отличное от мнения босса, слышно знакомое: «You fired»! Эти слова услышал наш Госсекретарь Тиллерсон, напрямую обвинивший Россию в отравлении бывшего русского шпиона в Англии. Не понравилось Трампу, что на его любимого Путина, о котором он сам не сказал ни одного плохого слова, вешают всех собак за это отравление. 

Формально до Кима нашему президенту далеко – кореец просто умерщвляет неугодных, не церемонится. У Трампа другое воспитание, он не убивает. Но суть-то одна. Такому президенту можно написать письмо с предложением о встрече. Для приманки можно написать, что темой будет ядерное разоружение Северной Кореи. На это Трамп купится. Есть ощущение, что Ким очень хочет продолжить сражение, первую фазу которого он выиграл с подавляющим преимуществом. 

Можно вспомнить, как это начиналось. С заявления Трампа, что корейцы создали свою ядерную программу при предыдущих президентах, прибегнув к прямой лжи. Он был прав. Так оно и было. Но Трамп, отказавшись от переговоров с Кимом, пошел по пути прямой конфронтации. Он пригнал флот из Австралии, устроил масштабные маневры у самых берегов Северной Кореи, начал обзывать своего противника разными уничижительными кличками – ему это свойственно, говорил, что его ядерная кнопка больше, чем у Кима…

Кореец тоже не остался в словесном долгу, но при этом он проводил испытания своих ракет и взрывал ядерные бомбы. Не испугался он нашего президента, тем более получив неофициальные заверения Китая, что в случае агрессии против него, китайские части сразу же перейдут границу с целью защиты диктатора. Кончилось это тем, что у Кима появились баллистические ракеты, способные достичь наших берегов, и надежные ядерные бомбы. Их теперь можно клепать, как автомобили на конвейерах. Больше того, власти Южной Кореи сели за стол переговоров с Кимом, ибо они увидели, что опасная конфронтация между Кимом и Трампом может закончиться войной, от которой прежде всего пострадают жители Южной Кореи.

Ким пошел на переговоры – он своего уже добился, началась оттепель между двумя государствами, а президент Южной Кореи подсластил пилюлю оставшемуся не у дел Трампу, что без него, ничего этого не было. Так закончилась первая фаза. Кто ее выиграл, судить читателю, но на мой взгляд, кореец победил. 

В отличие от Трампа, кореец хорошо подготовился прежде чем написать письмо с предложением встречи. Он провел переговоры с Южной Кореей и заручился полной поддержкой своего патрона Китая. Он сделал «уступки», пообещав не проводить больше испытаний ни ракет, и ни бомб, Как уже было сказано, сейчас он в этом не нуждается. Но уровень его презрения к нашему президенту выразился уже в том, что он не сделал даже символического жеста: не освободил трех наших граждан, сидящих в трудовых лагерях Северной Кореи ни за что.

Обратись он с таким письмом к любому другому президенту, тот бы добился, чтобы их выпустили. А этому плевать на своих граждан, Ким это знает. Ведь переговоры об освобождении узников давно ведутся в той же Швеции, которая представляет интересы нашей страны в Северной Корее. Но Ким продолжает держать их заложниками, как опытный шулер держит в рукаве крапленую карту.

В момент переговоров или непосредственно перед ними он сделает этот жест, считая, что это поднимет его шансы на победу. Ким также знает, что прямые переговоры с руководителем такого уровня, как наш президент, поднимет уровень его легитимности в мире и авторитета среди его подданных, чем бы эти переговоры ни закончились. Мы же, американцы, ничего от них не получим. Только если заключим соглашение о полном ядерном разоружении Северной Кореи. Во что мало верится. 

Надо заметить, что, Ким ничего не пообещал в плане остановки производства ракет и бомб даже на этот подготовительный период перед переговорами. И пока что ничто не помешает ему продолжать производство своих «игрушек» во время переговоров. Он уже в какой-то степени легимитизировал свое ядерное оружие уже самим фактом переговоров о нем.

Трамп сменил риторику. Когда его аудитория «забукакла» при упоминании имени Кима, он остановил ее, сказав: «Обождем конца переговоров». Почему надо чего-то ждать? Как будто после окончания переговоров кореец переродится и перестанет быть палачом. 

Трамп понимает, что его единственный козырь, это жесткие санкции. Он наверняка постарается, чтобы они были как можно более эффективными. Можно только пожелать ему удачи. Но не будем забывать, что помимо нормальных стран в мире есть страны–изгои.

Плевали они на запреты. Казалось бы, что можно получить от Северной Кореи? Но сирийский людоед получил от этой страны оборудование для производства ОВ и применил их против мирного населения, как и встарь. Так что не все зависит от воли нашего руководителя. И надо признать, что переговорщик он не из ранга великих. Просто плохой. Он где-то преуспел в международных делах? Не могу припомнить. А это означает, что переговоры могут закончиться совсем не так, как он планирует. Тогда, учитывая, мягко говоря, необычность обоих лидеров, мир может оказаться ближе к войне еще на несколько шагов. 

Есть еще путь. В ответ на разоружение предложить корейцу отмену санкций, дипломатическое признание, экономическую помощь, заключение мирного договора – то есть, возвращение Северной Кореи в семью народов мира. Но это программа «голубей». Способны ли на нее Трамп и Ким? В это верится с трудом. Скорее всего, это уже из области фантастики. Эти два человека очень похожи друг на друга, как похожи на взгляд человека два ястреба. Они совсем не похожи на политических голубей. 

Но не будем пессимистами. Сегодня их и без нас хватает среди политиков и политических обозревателей. Если будет прорыв и Ким откажется от ядерных бомб, это будет великим шагом во всех аспектах международных отношений. Встреча готовится, переговоры уже наверняка начались: где они будут происходить, каков будет их формат, что предложат обе стороны? Даже какова будет форма стола, за который сядут делегации. Столько вопросов… В историческом смысле ответы мы получим весьма и весьма скоро. 

***

Редакция ЧАЙКИ выражает глубокие соболезнования постоянному автору журнала Роману Солодову  в связи с безвременной смертью его жены МУЗЫ.

 

  

 

Комментарии

Бред сивой кобылы. Тем не менее примите мои искренние соболезнования.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки