Animate forces. О выставке живописи художника Михаила Туровского в Нью-Йорке

Опубликовано: 7 февраля 2017 г.
Рубрики:

Михаил Туровский. Фото автора статьи                            

Однажды президента музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирину Антонову спросили: «Если бы Вам дали выбор, какую картину в подлиннике Вы бы повесили у себя дома?». Ирина Александровна ответила просто: «Такая картина уже висит у меня дома: это картина Мондриана».

И я ее понимаю, в этой простоте голландского художника, в гармонии красок и линий, есть что-то завораживающее. Я, конечно, Мондриана у себя дома повесить не могу по вполне понятным причинам.

Но у меня на стене висят две графические работы другого мастера, художника Михаила Туровского. Эти две работы черно-белые, очень лаконичные, но они приковывают к себе своей гармоничностью и тем необыкновенным мастерством, которое свойственно истинному художнику.

 Я лично знаком с художником уже полтора десятка лет и всегда удивлялся не только его мастерству, но и его эрудиции. Ведь кроме того, что он художник, он еще и литератор: у него есть изданные книги афоризмов. Он великолепно разбирается в музыке. Как-то мы с ним заговорили о симфонии Сезара Франка, и он тут же начал напевать одну из мелодий этого не часто исполняемого произведения.

Но сейчас я хочу говорить не о личных качествах художника, которые, конечно, подкупают. Я хочу сказать о его живописных работах. Да, я был знаком с его живописью. Несколько лет назад в здании ООН демонстрировались его работы, посвященные Холокосту. Это потрясающие работы, выполненные в черно-бело-серой гамме. Они трагичны, они не оставляют никого равнодушным. Эти видения будоражили Туровского в течение многих десятилетий и лихорадочно выливались на холст палитрой коричневых, черных и серых оттенков.

Как пишет сам Туровский: «Я не мог использовать цвет, потому что в процессе создания этих работ я был окружен темнотой. Не было никакого неба, никакого солнца, никакой зеленой травы. Полное забвение всего этого».

Проект забрал у художника огромные физические и моральные силы, и, когда последняя картина этого цикла была завершена, он перенёс тяжелейший инфаркт, грозивший летальным исходом. Это, конечно, грандиозная и огромная по объему работа; в одном из интервью Туровский сказал, что он однажды подсчитал общую площадь этих работ, и она оказалась по величине равной размеру фрески «Страшный суд» Микельанджело в Ватикане.

Но как выразился Туровский, «все хотят жить», и появился целый ряд новых, укрепляющих, заживляющих раны сознания работ, сфокусированных на универсально признанных изображениях обнаженных фигур, пейзажей и натюрмортов. Эта серия работ показывает его пылкое принятие цвета, по интенсивности равное тому, какое он применял в предыдущей серии работ в их монохроматической палитре.

Я не видел эти работы в подлиннике, а то, что видел в красочно изданных альбомах, мне нравилось, я признавал в них мастерство художника, но они меня не потрясали.

Но вот несколько дней тому назад мы с женой посетили выставку его работ в Аукционном доме «Shapiro». 44 живописные работы, выставленные в зале, были для нас просто открытием. Таких ярких, красочных полотен я не видел давно. Об этих картинах нельзя судить по репродукциям, прекрасный каталог (в печатной или интернет-версии ) не может передать не только цвет изображения, но и его объем. Да, я не оговорился, эти картины выполнены на двумерном полотне, но краски с помощью кисти и мастихина (ножа палитры), создают объемность изображения. В репродукциях этого увидеть нельзя.

 Насыщенные жизнью картины передают восторг автора перед окружающим миром, а предметы, природа, субъекты как бы вливаются на полотно через кисть художника, как кровь через вену.

 Вот как описана живописная манера Туровского в аннотации к этой выставке:

 «После того, как французким артдиллером Сержем Ланчнером были проведены во Франции серии выставок произведений Михаила Туровского, один французкий искусствовед назвал стиль его работ «фигуративным абстракционизмом». В его фигурах, лишенных деталей, при изображении материнской любви или крупных планов сочных фруктов, нельзя не заметить движения как самой кисти, так и фигур, изображенных на переднем плане. Призматические, граненые полосы света накрывают пейзажи нежными пятнами с оттенками синего, желтого, зеленого и даже красного. Колышущиеся деревья, вздыхающиеся холмы и даже колеблющиеся стулья – все это живое движение».

Можно соглашаться или не соглашаться с этими выводами, но то, что эта выставка открывает нам художника необыкновенной силы и таланта - это несомненно.

Тем, кто живет в ‘большом’ Нью-Йорке, очень советую посетить выставку М.Туровского «Animate Forces» (at Shapiro Auctions, Upper East Side), которая будет открыта до 10 февраля.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки