Любовь и смерть. О спектакле «Время жить»

Опубликовано: 10 декабря 2016 г.
Рубрики:

 

«… Вы живете,

Стрелой мечты вонзаясь в твердь,

Вы слейте в радостном полете

Любовь и смерть»

(Н. Гумилев)

 Фамилия актрисы Натальи Мартыновой привлекла мое внимание к антрепризному спектаклю «Время жить», когда я прочла информацию о нем на mail-портале. Спектакль поставлен по произведениям Ремарка, режиссер-постановщик Валерий Владимиров, художник-постановщик Алексей Уланов, хореограф, а также и исполнитель роли Эреба - Сергей Худяков. Худякова я видела ранее в роли прекрасного и пластичного Демона в мюзикле «Онегин». Кроме него и Мартыновой, в постановке приняли участие Зинаида Некрасова и Максим Ханжов (он же – барон Майгель в «Мастере и Маргарите»).

 

Как вы догадались, я не упустила возможность посмотреть спектакль «Время жить». Шел он на сцене ТКЦ им. Дзержинского и ДК Выборгский. В последний и пошла.

Есть первоклассные постановки, ценные для души и ума, не оставляющие равнодушными зрителей, но не получившие широкую известность. Ведь слава часто приходит не от труда и таланта, а благодаря рекламе. К таким «непропиаренным» спектаклям относится и «Время жить».

Спектакль начинается со звука военной сирены, ее сменяет музыка из «Лили Марлен», тем самым напоминая о времени действия – самом трагичном для Европы XX века. Но героев ждет смерть не от пули или осколка снаряда. Он (Ханжов), гонщик, приезжает в туберкулезный санаторий в качестве посетителя и встречает Ее (Мартынова), смертельно больную пациентку.

Любовь настигает их в самом неподходящем для этого месте. Смерть, которая находилась совсем рядом, вкус к жизни заставили забыть все ложное и ненужное. Она порывает с прежней жизнью и уезжает с Ним в Париж. Он и Она – бесконечно смелые люди, имеющие мужество любить, жить на «полную катушку», зная, что всему этому скоро придет конец. Героиня Мартыновой произносит важные слова: «Заключенному предлагают на выбор: прожить один день на свободе и потом умереть или гнить всю жизнь в тюрьме. Как вы думаете, что он выберет?» Она предпочла жизнь, пусть и короткую, но яркую и полную любви, полужизни больной в креслах, заставила смерть считаться с фактом своего существования.

Наталья Мартынова смогла сохранить замечательное качество – непосредственность, так часто теряемое по мере оттачивания профессионализма. Наверное, поэтому ее героини такие живые. Ей веришь. Эта героиня Натальи аристократично проста. Актрисе удалось создать образ, неподвластный времени, живущий как бы в двух мирах – мире людей и в своем, загадочном, подобно булгаковской Маргарите. С незнакомой для меня стороны показал себя Максим Ханжов. Вместо холодного и расчетливого лицемера барона Майгеля я увидела перед собой страстного, искреннего героя. Персонажи Худякова и Некрасовой лишены голоса, его заменяют движения тел, танец. Их пластика поэтична, хоть и безмолвна. Древние уважали молчащего поэта. Герои Некрасовой и Худякова олицетворяют метания Ее и Его, дополняют их переживания...

Хочется отметить оформление спектакля, которое наилучшим образом подчеркивает, оттеняет происходящее на сцене. Почти черный, цвета мокрого асфальта фон акцентирует внимание на светлых, белых «вневременных» костюмах героев. Белый цвет символизирует искренность чувств, свет любви, черный напоминает о близости смерти. Жизнь и смерть идут рука об руку. Холодные металлизированные декорации имеют самую гармоничную форму – форму круга… 

Нам, публике, показали саму Любовь, мужчину и женщину, посмевших восстать против судьбы, ярко живущих пред самым ликом смерти. Истинное искусство всегда обращается к личности. Даже тогда, когда актеры со сцены говорят с целым залом, — они говорят отдельно с каждым из нас. Руки становятся холодными, горло пересыхает…

Спектакль поразил и растрогал до глубины сердца. Выхожу на темную улицу, где в свете фонаря затеяли пляску первые снежинки. Когда эти белоснежные легкие красавицы коснутся земли, им придет конец, они растают, подобно героине Мартыновой. Что же это такое – любовь на самом острие? Наверно, это страшно – знать, что смерть совсем рядом и поджидает тебя. Болезнь ли это, авария на гонках, гибель от пулеметной очереди или взрыва бомбы. Последнее – тем более обидно, когда наши жизни, наши чувства, мечты и таланты приносятся в жертву амбициям властителей и политиков. Ремарк, немец, посмевший творить во время расцвета национал-социализма в Германии, не дает нам забыть об этом.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки