Кинообозрение от Элеоноры Мандалян. «Охотник: Зимняя война», или «Белоснежка и Охотник 2»

Опубликовано: 16 апреля 2016 г.
Рубрики:

Новый американский приключенческо-фантастический фильм, The Huntsman: Winter's War («Охотник: Зимняя война») в Англии гуляет по кинотеатрам уже с 4-го апреля. В России – с 14-го. А в США выйдет на большие экраны только 22-го. (Над созданием фильма работала Universal Pictures в сотрудничестве с китайской студией Perfect World Pictures. Обе студии заключили в начале этого года соглашение о долгосрочном партнерстве.)

«Охотник: Зимняя война» – приквел «Белоснежки и охотника» 2012 года. Как-то не очень по душе эти новомодные словечки. Но они вошли в обиход, и лучше уж с ними разобраться, чем от них бегать. Сиквел (от английского sequel – продолжать, следовать за) – это любое творческое повествование, по сюжету продолжающее предыдущее. А приквел (prequel) – когда действие в произведении происходит до событий, описанных ранее, предшествует им.

В приквеле The Huntsman: Winter's War Белоснежкой практически и не пахнет. Поэтому и имени ее нет в названии. Русские переводчики этот момент не учли и – для связки с предыдущим фильмом – назвали его по-своему: «Белоснежка и Охотник 2», чем внесли определенную путаницу, вызвав недоумение и недовольство посчитавшего себя обманутым зрителя.

Правда, предысторией второй фильм является лишь где-то до половины, а потом сюжетно сплетается с первым, переносясь в его время.

Основные герои здесь – злые сестры-волшебницы, Равенна и Фрейя, и, как противопоставление им, Охотник Эрик и его возлюбленная воительница Сара. Почему так? Актер Крис Хемсворд (он же Охотник), прямо-таки беря всю ответственность за режиссера и сценариста на себя, дает следующее объяснение:

«Общаясь с теми, кто смотрел первый фильм, я хотел знать, что именно их больше всего в нем заинтересовало. Многие назвали своей любимой сценой ту, где Охотник рассказывает в церкви о своем прошлом – о своей жене, о любви. Зрителям хотелось знать больше об этой стороне моего героя... И мы возвращаемся назад, в прошлое Охотника, чтобы увидеть его предысторию. Мы встречаем его жену, понимаем, как он стал Охотником, и только потом уже сталкиваемся снова с сюжетом первого фильма. Равенна и Фрейя пытаются повлиять на моего героя. Они – неотъемлемая часть его прошлого. Однажды у всех троих в жизни что-то случилось, и теперь это всплывает наружу».

 

 Режиссер-дебютант Седрик Николя-Троян

 Режиссер фильма 47-летний француз Седрик Николя-Троян. Внедрение в киноиндустрию начинал в Париже, на студии Canal+, сначала редактором, потом специализировался на визуальных эффектах для кино. В 2000 году сменил Францию на США, обосновавшись поближе к Голливуду, в Лос-Анджелесе.

Несколько лет Николя-Троян возглавлял отдел спецэффектов студий Method, где занимался не только рекламными роликами и короткометражками, но и полнометражными художественными фильмами. А также сотрудничал со студиями Psyop и Paranoid US. На его счету далеко не шуточные спецэффекты в таких хорошо нам известных фильмах, как «Малефисента», «Фото за час», «Звонок», «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины» и «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца».

Следующий этап – работа с режиссером Рупертом Сандерсом над фильмом «Белоснежка и Охотник», в качестве супервайзера визуальных эффектов, и параллельно – руководителя второй съемочной группы. За спецэффекты в «Белоснежке» он был номинирован на «Оскар».

И вот настал и его час испробовать себя в качестве режиссера-постановщика в самостоятельном фильме – «Охотник: Зимняя война». Иными словами, Седрик Николя-Троян – дебютант. Но с номинацией на самую престижную награду в кинематографе.

Вместе с режиссером фильма-приквела поменялся и состав съемочной группы, включая сценаристов. Один из них, Иван Спилиотопулос (Evan Spiliotopoulos) – грек по национальности, переехавший в Штаты, написал уже больше дюжины сценариев к фильмам-сказкам, в числе которых «Золушка 3: Злые чары», «Битва за планету Терра», «Феи: Потерянное сокровище», «Геракл», «Красавица и чудовище» (2017).

 

 Немножко о пленере и сюжете

 Жанр «Охотника 2» определен как драма, боевик, приключения, фантастика. Учитывая все его мистически-фантастические навороты и специализацию режиссера-дебютанта, здесь вполне можно было бы ожидать крутую компьютерную графику. Но ее-то как раз в фильме минимальное количество.

Зато природа и архитектура в основном самые что ни на есть натуральные и впечатляют даже больше, чем ухищрения дизайнеров по спецэффектам. Судите сами:

Съемки проходили в потрясающе живописных старинных уголках Англии. Помимо той же деревушки Френшем, где снимался первый фильм, это руины Аббатства Уэверли (Waverley), графства Суррей, XII-ХIII веков, и огромный Wells Cathedral, возводившийся на протяжении XII-XV веков. Уэлский кафедральный собор считают первым по-настоящему готическим сооружением Европы, наиболее поэтичным из всех английских кафедральных соборов.

А древнему лесу Puzzlewood (Загадочный лес), в Глостершире, вообще нет аналогов. Некогда проводившиеся там открытым способом разработки железной руды вскоре были заброшены. Веками они покрывались уникальными складками почвы, затянутыми ярко зелеными мхами, до непроходимости густо зарастали деревьями, кустами, и травами, обретая одновременно пугающий и завораживающий вид. Трудно представить себе более подходящее место для фантастического фильма-сказки. Еще труднее поверить, что этот лес настоящий, а не декорация, не фантазия художника.

Итак, действие второго фильма разворачивается задолго до того, как на арене сказочных событий возникает Белоснежка, победившая злую мачеху – королеву Равенну (Шарлиз Терон). Героиней «Охотника 2» можно считать Фрейю (Эмили Блант), сестру Равенны. Жестоко страдая от предательства близких ей людей и гибели ее ребенка, Фрейя обращает свое сердце в кусок льда и ищет уединения в северных землях королевства, где строит для себя замок из льда, становясь Ледяной владычицей.

Годами она отбирает и тренирует легион беспощадных воинов-охотников и посылает их в другие земли, дабы добыть там детей для обучения следующего поколения армии охотников. Королевство превращено в мир, в котором правят Тьма и Лед. В нем действует строгий запрет на любовь – так Фрейя пытается уберечь свой народ от страданий, которым некогда подверглась сама.

Узнав о том, что ее лучшие охотники – Эрик (Крис Хемсворт) и Сара (Джессика Честейн), влюблены друг в друга, Фрейя с помощью своей колдовской силы разлучает их и изгоняет из своего королевства. Но отступники не сдаются. Только они, отстояв свое право на Любовь, способны остановить Зло, порожденное сестрами – Ледяной владычицей и Королевой Тьмы.

«Когда любовь уходит, сердце прекрасной девы обращается в лёд. И даже сотни королевств не смогут сдержать поступь её несметного воинства. Лишь Охотник не ведает страха. Сквозь проклятый лес он идёт навстречу своей судьбе».

 

 Крис Хемсворт, Охотник

 В центре сюжета любовь охотника Эрика и воительницы Сары, как извечное противопоставление сил Добра силам Зла. Исполнитель роли Эрика, Крис Хемсворт, всемирному зрителю хорошо известен – это австралиец, сначала ставший кинозвездой у себя на Родине, а потом – одним из самых востребованных актеров Голливуда. Крис взлетел на пик славы, как «скандинавский бог грома Тор» (в кинематографической вселенной «Marvel»). Женившись по большой любви и заимев детей, в которых души не чает, жить семьей предпочел у себя в Австралии. И вот как это объяснил:

- Я работаю по всему миру, так что мне не важно, где я живу. А чем дальше от Голливуда, тем лучше. Живя в Лос-Анджелесе, я чувствовал себя как человек, который живет в собственном офисе. Там никуда от работы, от кино, от коллег не денешься. Все постоянно варятся в собственном соку. Это не для меня. Кроме того, я хотел, чтобы мои дети получили воспитание на той же земле, что и я сам. Мы живем рядом с морем, недалеко от настоящих ферм, где можно купить все самое свежее. Мои дети живут в реальном мире. Лос-Анджелес – кукольный, словно нарисованный. Там нет настоящей жизни. Это начинающим актерам необходимо быть в Голливуде 24 часа в сутки, семь дней в неделю, стучаться во все двери и постоянно о себе напоминать. Я, слава Богу, уже этот этап прошел.

 

 Воительница Джессика Честейн

 Сару, возлюбленную Эрика и коллегу по оружию, сыграла очень непростая и своеобразная – во всех отношениях – американка Джессика Честейн, ровесница Шарлиз Терон. Поначалу она была театральной актрисой. Но стоило ей появиться на экране, и ее судьба в корне изменилась.

Аль Пачино пригласил Джессику на роль Саломеи в свой киновариант трагедии Оскара Уайльда «Саломея», где сам же сыграл царя Ирода, а потом рассказывал: «Джессика Честейн – реальная причина, по которой я снял этот фильм. Как только мы встретились, я понял, что заставлю ее сыграть Саломею, пока за нее не взялись другие – а это уже происходит – и превращу ее в еще одну яркую звезду».

Джесика – личность целеустремленная, глубокая, серьезная и необыкновенно талантливая. Но в личной жизни, по ее же словам, «очень застенчивая и неловкая». После сыгранной ею роли Саломеи, она признавалась: «Я никогда не чувствовала себя роковой красавицей, из-за которой люди готовы пойти на убийство».

Тесно соприкоснувшись с ней за время съемок фильма, длившихся год, и даже подружившись, Аль Пачино вынужден был констатировать: «Я ничего не знаю о Джессике. Мне очень нравилось с ней работать, мне нравилось ее общество, мы время от времени ужинали вместе, но так ни разу и не поговорили по душам. Я понятия не имею, какая она и что ею движет».

Джессика Честейн заработала себе славу самой разносторонней актрисы Голливуда, обладающей к тому же редкой красотой, но не современной, а где-то времен Викторианской эпохи. Каждый режиссер, хоть раз поработавший с ней, тут же начинает очень эмоционально рекомендовать ее своим коллегам, как явление в кинематографе.

В результате, после позднего дебюта в кино (в 2008-м), популярность и востребованность буквально обрушились на актрису – в 2011-м вышли сразу шесть фильмов с ее участием, продемонстрировавших широчайший диапазон и потенциал ее возможностей. А два из них – «Прислуга» и «Древо жизни» – подарили Честейн всемирную известность, подкрепленную множеством наград и номинаций, включая: на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Второй раз актриса была номинирована на «Оскар» и получила «Золотой глобус» за роль сотрудницы ЦРУ, Майи, в фильме «Цель номер один» (где целью был Усама бен Ладен).

Джессика знает французский и немецкий и мечтает о драматических ролях на европейском уровне, потому что в Голливуде ей не всегда на них везет. «Я обожаю Селию Фут из «Прислуги», – говорит она. – Но после этой роли и роли миссис О’Брайен из «Древа жизни» мне начали предлагать играть исключительно нежных, милых героинь. Я все время пытаюсь с этим бороться». С другой стороны, она настолько полно растворяется в создаваемых ею образах, отождествляя себя с ними, что сама начинает этого бояться, заявив однажды, что будет ограничивать количество трагических ролей в год, поскольку не хочет сгореть на работе.

Крис Хемсворд так отзывается о своей партнерше по фильму:

- Первым, что она спросила перед началом съемок, было: А я буду надирать кому-нибудь задницу? Она сыграла просто фантастически. Я очень ждал начала съемок с Джессикой, Шарлиз и Эмили. Так гораздо веселее! Я-то уж думал, придется справляться со всем этим в одиночку. Джесс привнесла много света в свою героиню. Именно она зажгла огонь между нашими персонажами. Она умеет постоять за себя. А из нас двоих сильнее она, уж точно!

 

 Ледяная владычица Эмили Блант

 Ну а роль Ледяной владычицы Фрейи, по большому счету, возможно, не очень ей соответствующую, сыграла сероглазая брюнетка Эмили Блант – британская актриса 33 лет, красивая, высокая, стройная, женственная, и к тому же умная и талантливая. Эмили выросла в эксклюзивной семье. (Мать до замужества – театральная и телевизионная актриса; отец – один из самых высокооплачиваемых адвокатов Великобритании; дед – генерал-майор, а брат отца – депутат парламента от Консервативной партии.) Так что Эмили и три ее сестры получили соответствующее воспитание: пение, игра на виолончели, верховая езда.

Мечта стать актрисой казалась Эмили неосуществимой из-за природного дефекта речи (заикания). Но к 16 годам ее от этого недуга излечили. Сначала была театральная сцена. А после 20-и лет кинематограф, казалось, только ее и ждал – три десятка сыгранных ролей. (Среди них: мировой бестселлер с Мерил Стрип «Дьявол носит Prada», собравший в 2006 году свыше $300 млн в прокате; «Молодая Виктория», «Человек-волк», «Меняющие реальность», «Петля времени», «Дочь Гидеона»). Актриса имеет четыре номинации на премию «Золотой глобус», из которых в одной одержала победу.

– Я всегда стараюсь браться за роли и сценарии, которые меня покорили, и те, которое бросают мне вызов, как актрисе, – говорит Эмили. – Фрейя – интересный злодей, потому что это не та героиня, которую вы встречаете в начале фильма, в конце она становится другим человеком. Она была абсолютно нормальной девушкой, хотела простых вещей – быть любимой, выйти замуж и родить ребенка. И, возможно, она была бы счастлива, если бы не трагические события и не проявись у нее эта скрытая колдовская сила. Потеряв собственного ребенка, Фрейя старалась сберечь детские жизни и по-своему опекала их. Она просто хотела, чтобы их сердца не разбились однажды, как ее. Думаю, она действительно верила в то, что поступала правильно.

На вопрос, как ей игралось с Шарлиз Терон, Эмили отвечает:

- Это было восхитительно. Она вдохновляет. Приятно просто дышать с ней одним воздухом. Мне кажется, нам удалось достичь той сестринской связи, которая от нас требовалась на камеру.

 

 Сказочно прекрасная Королева Тьмы

 Шарлиз Терон – 40-летняя актриса, а теперь и продюсер. Она, как известно, родом из Южной Африки (ЮАР), из простой фермерской семьи, но давно уже стала одной из самых ярких, самых изысканных звезд Голливуда. Смотреть на нее и ее игру – одно удовольствие! Лично для меня любой фильм хорош, если в нем снималась Шарлиз. Вот и об «Охотнике 2» мне захотелось написать, в первую очередь, потому что там есть Шарлиз. Хотя ее-то как раз во втором фильме до обидного мало. Она хороша собой. Она своеобразна, очаровательна. А главное – она потрясающая драматическая актриса. Достаточно вспомнить ее сложнейшую роль в «Адвокате Дьявола» (с Аль Пачино и Киану Ривзом) и то, с каким блеском она с ней справилась.

С 6 лет Шарлиз начала заниматься танцами, в 13 поступила в балетную школу Йоханнесбурга, в 16 стала моделью, объездив всю Европу. Ее мать, проявив завидное понимание, во всем помогала дочери, поддерживая ее начинания, руководила ею даже на расстоянии. Шарлиз мечтала стать балериной и, переехав в США, смогла поступить в престижную нью-йоркскую школу танцев. Увы, серьезная травма колена не позволила ее мечтам осуществиться.

- Я считала, что это конец света, танцы были моей страстью. Я думала, что мне придется вернуться в Южную Африку и до конца жизни работать в супермаркете, - признавалась позже актриса в одном из интервью.

Нет, она не вернулась домой. По настоянию матери, посылавшей ей на питание и проживание деньги, она отправилась в Лос-Анджелес, где шаг за шагом начала свой нелегкий подъем по актерской лестнице, которая вывела ее в звезды первой величины – с той самой ролью супруги «адвоката Дьявола». Дальше все завертелось по накатанному. Одни роли более удачные, другие – менее. Но их было много, потому что предложения сыпались на Шарлиз со всех сторон.

Свой высочайший уровень актерского таланта Шарлиз доказала, отважившись на роль чудовища – безобразной уличной проститутки, лесбиянки и убийцы в биографической кинодраме 2005 года, «Монстр» (о серийной убийце Эйлин Уорнос). За гримом и вульгарными манерами ей удалось скрыть всю свою женственность и очарование, сменив даже цвет глаз и волос, набрав 14 кг веса и став отвратительно-отталкивающей, что уже само по себе геройство.

Кинокритик Роджер Эберт назвал её актерскую игру «одной из лучших в истории кино». За эту роль Шарлиз Терон была удостоена многих наград. В их числе: «Оскар», «Золотой глобус», Премия Гильдии киноактеров США и номинация на BAFTA. А в ЮАР триумф знаменитой соотечественницы был отмечен правительственной наградой, врученной ей лично президентом страны, Нельсоном Мандела. С 2006 года Терон вошла в число самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. (Ее участие в кинопроекте стоит $10 млн)

«Монстр» не был единственной ролью, где актрисе как женщине пришлось переступить через самою себя. В прошлом году зритель увидел запоздалую франшизу «Безумный Макс: Дорога ярости», постапокалипсический боевик, получивший шесть «Оскаров» при десяти номинациях. Шарлиз Терон сыграла в нем главную роль – чумазую, однорукую военачальницу Фуриосу, не побоявшись по такому случаю обрить себя наголо. В следующем году с ее участием в той же роли выйдет «Безумный Макс: Пустошь». А потом и «Безумный Макс: Фуриоса».

В феврале 2018 года Universal планирует выпустить следующий, восьмой фильм «Форсажа», самой крупной и прибыльной ее франшизы. (Общемировые кассовые сборы семи частей составили более $3,8 млрд). Шарлиз в нем уже отведена роль главной злодейки...

В свои 40 лет актриса выглядит настолько молодо и обворожительно, что была избрана новым лицом рекламной кампании J'adore Christian Dior. Эпатажный, но знаменитый Джон Гальяно (до 2011 года бывший арт-директором модного дома Christian Dior) считает Шарлиз своей музой и создает для нее парадные туалеты.

 

 Костюмы от Коллин Этвуд

 В обоих фильмах Равенна и Фрейя, одеты не просто по-королевски, а с потрясающей фантазией и мастерством. Каждый наряд – законченное, тщательно продуманное и осуществленное произведение искусства. Фрейя, как Ледяная владычица, от волос до пят выдержана в холодных серо-голубых тонах. Ее туалеты имитируют лед, сталь, серебро, воду.

А Равенна – во всех оттенках золота. Ее костюмы зловещи и одновременно умопомрачительно хороши. Они превращают и без того царственную Шарлиз Терон в богиню. Но богиню зла, что подчеркивается каждой деталью ее бесконечно меняющихся (особенно в первом фильме) нарядов, включая аксессуары. Кольца-когти на пальцах, гигантские ажурные буфы над плечами, напоминающие ребра скелета каких-то животных. Даже ее короны. Они не отличаются изяществом, тая в себе угрозу – рублеными треугольными гранями, острыми как кинжалы концами, зловеще мерцающими редкими каменьями.

Ее черный, отделанный серебром наряд потрясающе красив и элегантен. Но вглядитесь: край декольте расшит черепами маленьких птичек. А ткань корсажа декорирована извилистыми, плотно пригнанными друг к другу шнурочками, очень напоминающими копошащихся трупных червей. Поскольку Равенна – олицетворение зла и тьмы, несущее в себе смерть ко всему, к чему она прикасается, по задумке авторов фильма, каждый элемент ее костюмов должен был символизировать смерть.

«Цвет, фактура, силуэт костюмов – все должно работать на наше восприятие персонажа, – объясняет художник по костюмам Коллин Этвуд. – Мы хотели, чтобы силуэт Королевы был грозным и жутким, даже на расстоянии.»

Чего стоит один ее шикарнейший плащ с воротником в виде летящих вороньих крыльев, сплошь покрытый натуральными черными перьями! Цена его изготовления превысила 30 000 долларов. Дизайн не случаен. В этом плаще Владычица Тьмы, с помощью компьютерной графики, распадается на стаю ворон. А платье, расшитое крылышками тысячи перламутрово-синих жуков, привезенных из Таиланда!

«Режиссер попросил меня сделать платье, которое выглядело бы полусгнившим – чтобы передать характер физического и психического разложения Королевы, ее погружение в пучину безумия, – объясняет Этвуд предысторию этого болотно-голубого наряда. – Крылышки невероятно острые, об них можно пораниться. Нужна была особая осторожность при их использовании. К тому же, они очень хрупкие, поэтому нам потребовалось время, чтобы придумать, как просверливать в них дырочки и пришивать к костюму.»

Другой костюм Королевы по фактуре напоминает рептилию. Платье-кольчуга из скрученных полосок кожи, с отделкой из конского волоса и мелких кожаных чешуек, получилось настолько тяжелым, что когда актрису снимали крупным планом, юбку, чтобы не мучить ее, отстегивали.

- Все костюмы на ощупь не совсем то, чем кажутся, – рассказывала Терон. – В некотором смысле, они, как устройства для пыток.

Над каждым туалетом мастерицы трудились неделями. Кружева, ткани и аксесуары для них доставлялись из разных стран мира. А актриса появлялась на экране в иных на считанные секунды.

– То, как работает над костюмами Коллин Этвуд, просто невероятно, – говорит Шарлиз. – Они действительно вас меняют. Невозможно не чувствовать себя так, будто ты управляешь всем миром. Одежда очень важна в создании образа и характера персонажа.

Колин Этвуд, автор этих шедевров (и, разумеется, всех остальных костюмов обоих «Охотников») – девятикратная номинантка на «Оскар» и трижды оскароносец, не говоря уже о других наградах. За плечами уникальной 67-летней художницы созданные ею костюмы к более чем полсотне фильмов, в числе которых «Эдвард Руки Ножницы», мюзикл «Чикаго», «Мемуары гейши», «Алиса в стране чудес», «Планета обезьян», «Суинни Тодд».

Все творения Коллин Этвуд и ее бригады мастериц являются собственностью киностудии Universal Pictures и периодически демонстрируются на выставках в Лос-Анджелесе. (Очень рекомендую познакомиться с ними поближе хотя бы вот тут: http://fashiony.ru/page.php?id_n=71214 )

 

 ***

 Есть мнение, что первый фильм, «Белоснежка и Охотник», был не особо удачен, и зритель его принял с прохладцей. Если считать «прохладцей» почти $400 млн в мировом прокате, при $170 млн бюджета, то что тогда называть «теплым приемом»? Зато вторым фильмом зрители, что уже посмотрели его в России и Европе, остались довольны. А вот кинокритики изгаляются над сюжетом и даже сочувствуют его звездному составу.

Звездный состав, костюмы и весь сопутствующий антураж – вот то, ради чего стоит посмотреть этот фильм – для развлечения и отдыха, не предъявляя к его сюжету особо строгих требований. Как ребенок не предъявляет их матери, выдумывающей сказку своему чаду на сон грядущий. Забавно? Интересно? Красиво? Ну и ладушки.