Два Сфинкса

Опубликовано: 15 июня 2014 г.
Рубрики:

Как богатеет Китай, и как всех россиян сделать богатыми и довольными

От редакции: Идеи, изложенные в конце данной статьи, представляются нам утопическими. Тем не менее, они показывают, чем заняты умы россиян после того, как в результате аннексии Крыма и вмешательства России в дела Украины, они de facto попали в изоляцию от Запада и «западного влияния».

Президент Путин ездил в Китай в сопровождении огромной делегации министров, губернаторов и руководителей крупнейших компаний. В принципе, визит был ясен и понятен любому рядовому человеку, далекому от государственных должностей, бизнеса или политологии: отношения с Евросоюзом, США и Канадой ухудшаются, а Китай — второй полюс мирового влияния. Политического и экономического.

Конечно, международное обострение наложило свой отпечаток. Однако газовый контракт на 30 лет не вдруг возник, а готовился еще с 2006 года. Другое дело, что кризис в отношениях с Западом ускорил его подписание. И не в нашу, предполагаю, пользу. Сейчас в Китае достаточно газа: и своего, и туркменского с узбекским, и бирманского, и австралийского, и вряд ли цены по контракту высокие. (Они пока держатся втайне.) Однако и в то же время договор о поставках на 30 лет — это гарантия на 30 лет. В этом сроке есть некий элемент истинно китайского сознания, мыслящего несколько иными временными категориями. Как говорил Дэн Сяопин, творец китайского экономического чуда еще в XX веке: «У нас впереди вечность».

И потому цель этих заметок — не анализ экономических и политических деталей и сложностей, в которых мы не специалисты. Основное — представить себе некий образ Китая, сложившийся за века прошлого и десятилетия настоящего. Главное чувство здесь — удивление.

Китайцы — единственный древний народ, живущий и действующий в современности. И евреи — не те библейские иудеи, и греки — не те ахейцы и троянцы, и только китайцы как были, так и есть. Нам трудно осознать их бытие. В прошлом и настоящем. Ну как уложить в голову, что еще за несколько веков до нашей эры они сочиняли не только музыкальные теории со звукорядами, но и трактаты о том, как музыка влияет на общественно-политические отношения в стране.

Сообщения из современного Китая потрясают воображение.

В прошлом году Китай обогнал США и вышел на первое место в мире по размерам внешней торговли...

Промышленное производство там растет на 10 процентов в год...

В Китае строят «Небесный город», самое высокое в мире здание — 838 метров, 208 этажей... 87 процентов строящихся в мире небоскребов находятся в Китае...

Швейцария и Китай заключили договор о свободной, беспошлинной торговле — на Китай приходится более 25 процентов общемировых поставок швейцарских часов...

Что творится в мире?

Над ним нависла тень Китая. Иногда даже невидная, незамечаемая. Одна женщина прославилась в США (Америка — лидер мировой экономики!) тем, что решила выкинуть все вещи, приборы китайского производства. В результате жизнь в доме остановилась.

Вроссийско-китайских деловых контактах многое, как часто бывает, под спудом. Китайская экономическая экспансия имеет как минимум двойное дно.

Прямой ввоз товара виден всем. Но есть и косвенный. Из первых рук знаю, как происходит. Например, существует в Москве фирма, производящая и поставляющая, скажем, столы разных типов и назначений. И не только столы, разумеется. Получив заказ, сделав чертежи и опытные образцы, глава фирмы везет их в Китай. Там местные умельцы изготавливают все в точно установленные сроки и отправляют в Россию. То есть глава фирмы — враг наших мастеров с мебельных, скажем так, фабрик, он лишает их работы, заработка. Но что делать, если в Китае его заказ выполнят с высоким качеством и в несколько (так он и говорил, но я не верю, наверняка преувеличил, для красного словца) раз дешевле, чем у нас. Все рады бы поддерживать отечественного производителя, однако... бизнес есть бизнес. А российский производитель-мебельщик, когда глава фирмы говорил ему, что надо бы расценки-то уменьшить, оскорбился в лучших национальных чувствах: «Пусть тебе за такие деньги китайцы работают!»

Они и работают. Получается замкнутый круг.

Точно так же делается и другой импорт, типа европейский. Вернее, уже не импорт, а вроде как российский товар. Опять же из первых рук знаю, как происходит. Едет руководитель российской фирмы в Европу, во Францию-Италию. Закупает самые дорогие и модные одежды, женские, к примеру. Здесь их наши умельцы распарывают, обмеряют, закладывают в компьютер поправки на российскую женскую стать, получают новые лекала-выкройки. И — в Китай...

Итог: легкая промышленность Китая производит китайский товар, китайско-европейский лицензионный товар, а также непонятно какой вроде бы российский товар. И все это — рабочие места, зарплаты. И опять получается замкнутый круг. Пока мы гордо говорим: пусть отсталые китайцы пашут за горсть риса в день, они захватывают наш рынок.

Семь лет назад ВЦИОМ выяснил: 60 процентов россиян покупают китайские товары. Прежде всего — потому что дешевле. А 19 процентов дали такой ответ: они продаются везде, и хочешь или не хочешь, а купишь. В основном это были жители небольших городков.

А вот результаты прошлогоднего опроса в Казани. Каждый третий горожанин делал покупки на китайских сайтах. Чаще всего заказывали модную одежду, обувь, аксессуары. Потому что низкие цены. Но к ним добавилось еще и качество: это, по сути, товары тех же европейских марок. И вдобавок — совершенная система обслуживания, заказ выполняется в 3-4 недели, и часто доставка бесплатная, если уже есть купон.

Семь лет назад про «китайский ширпотреб» еще говорили с пренебрежением. Хотя и покупали. На рынках. А сейчас — через интернет и в так называемых бутиках, как «настоящие» фирменные вещи. Компьютеры китайской сборки и бытовая электроника — неотъемлемая часть жизни. В прямом смысле: отнимешь — не будет жизни.

Семь лет назад российский спрос на китайские автомобили, мопеды, мотоциклы составлял 1-3 процента. Одна из газет писала: «Что ж, вряд ли в ближайшем будущем по российским дорогам будут раскатывать автомобили, произведенные в Поднебесной».

С тех пор импорт машин стал расти фантастическими темпами. В прошлом году провоз китайских легковых авто через пропускной пункт «Забайкальск — Манчжурия» увеличился в 9 раз — по сравнению с 2012 годом. В год — на 900 процентов.

Если бы речь шла только о нас, можно было бы посетовать на российскую неповоротливость. Мол, это потому, что мы до сих пор чешем затылки на ГАЗе и ВАЗе, а шустрые китайцы наладили заводы у себя и теперь продают машины нам. Но ведь потеснился весь мир. Начиная с 2010-го, Китай в год выпускает больше автомобилей, чем США и Япония вместе взятые. Китайская бытовая электроника — более четверти мирового рынка. Тут ведь нет никакого газа, нефти, руды — только умелые руки. Китайские металлурги ведут наступление на Америку и Европу. И на Россию. От их демпинга нет защиты.

Основной ресурс, основное преимущество Китая — дешевая рабочая сила. В любых количествах. Но только ли в ней корень успеха? Старшие поколения россиян помнят китайские товары 1950-х годов — до разрыва отношений СССР и КНР. Рубашки фирмы «Дружба» и термосы не имели конкуренции. Да у нас такого просто не было. А уж фонарики на трех батарейках — празднично серебристые и одновременно мощные — стали радостью всех советских мальчишек.

Председатель КПРФ Геннадий Зюганов как-то заявил: посмотрите на Китай, видите, чего там достигли под руководством компартии!? Ну так и у нас КПСС руководила страной 75 лет — однако привела лишь к тотальному дефициту.

Российские либералы-рыночники говорят: ну конечно, копеечная рабсила, феодализм, китайские олигархи — дети партийных начальников. Ну так и у нас были дешевые трудовые ресурсы в начале 90-х годов, да и сейчас немало, и у нас олигархи тоже не с улицы явились, а из ближайшего окружения власти.

Только результаты разные. При любом взгляде на китайскую экономику вывод один — загадка.

Как это у них получается? Китайский сфинкс не дает ответа. На то он и сфинкс. А с другой стороны, где вы видели сфинкса, который бы так много и тщательно работал?

Поскольку здесь российский сфинкс пока далек от китайского собрата, то у автора есть свой проект: как сделать всех россиян богатыми и довольными.

Трудно сказать, что больше взволновало россиян в прошлом году: грядущий в Швейцарии референдум о «праве на основной доход», по которому каждый взрослый швейцарец ежемесячно будет получать 2500 франков (2800 долларов) просто так, работая или не работая, по факту рождения и жизни — или же повышение зарплат депутатам Госдумы до 254 тысяч рублей (254 тысяч рублей — 7250 долларов — это ежемесячная зарплата, соответствующая годовой в 87 тыс. долларов).

Наверно, все-таки последнее. Как-то ближе, понятней. Но справедливости ради надо сказать, что народные избранники оказались крайними в системе некоторой завистливости и эскалации благ. Общественное мнение обрушилось только на депутатов.

А началось-то не с них. Еще в 2012 году вышел указ президента о повышении благосостояния работников кремлевской администрации, приравнивании их к высшим военным чинам. В смысле денежного содержания.

По сведениям из аппарата правительства, там обиделись: а мы чем хуже? И стали, без всяких бюрократических указов и постановлений, платить своим ежемесячно по двадцать окладов вместо прежних пяти. Слово «зарплата» здесь неупотребимо, поскольку давно потеряло смысл. Сама-то «зарплата» там немногим отличается от среднероссийской. Но разработана хитрая схема «накруток» (сложность, секретность, сверхурочность, классность, выслуга, не считая лечебных, бесплатных путевок и т.д.), в которых мы не разберемся. Да и не больно-то надо. Важна, как гласит народная мудрость, сумма прописью, то бишь цифра в ведомости.

Потом высочайший указ распространили и на правительство, тамошних служащих тоже приравняли к генералитету. Например, руководитель секретариата вице-премьера — генерал армии. (По старой советской системе — маршал рода войск.) Директора департаментов — генерал-лейтенанты и генерал-майоры.

А следом, автоматически, и про депутатов Госдумы вышел указ. Ведь они приравнены по деньгам к министрам. Правда, накруток поменьше.

Так что новоявленные «генералы армии» и «генерал-полковники» из администрации и правительства остались малозамеченными, а на депутатов напали все. Чего только ни говорили и ни писали возмущенные комментаторы, типа глас народа. Будь на месте наших думцев незабвенный Полиграф Полиграфович Шариков, он бы сказал: «Довольно обидные ваши слова...»

И правда ведь, если разобраться. Допустим, не многие из нас хотят быть депутатами, но получать такую же сумму (не зарплату!) мало кто откажется. Так что не надо...

А вместо обидных слов лучше бы придумали, как всем стать богатыми. Я придумал. Посему и предлагаю: на усмотрение.

Общеизвестно и общепринято как норма: помимо жалованья чиновники у нас становятся материально благополучными в силу многих других причин.

Например, у абсолютно большинства дачников во владении 6 соток земли, данные государством бесплатно. А, к примеру уже из другой жизни, у И.Ш., высокого чиновника федерального ведомства, 1610 соток. В 268 (?!) раз больше. Ну, там еще «Мерседес», две квартиры (109 и 70 кв. м), загородный дома (300 кв. м). Все это не подпольно, на имя троюродных племянников, а указано в его декларации о доходах. Не считая еще строящегося загородного дома, оцениваемого в 60-90 миллионов рублей. Мы же знаем, сколько стоит одна сотка подмосковной земли. И.Ш. все купил, на деньги, заработанные на ниве госслужбы. Никаким бизнесом никогда не занимался. Значит, щедра, плодородна та нива.

Считается, что «так получается само собой», в виде приложения к должности. Называется разными (часто обидными) словами. Но давно уже бытует мнение серьезных людей, что иностранное слово «коррупция» (не так неприятно, как «взятка» или «кража») стало системным экономическим фактором. Некоторые полагают: уничтожь ее — и наша экономика вообще остановится.

Поэтому предлагаю не бороться, а использовать силу противника (коррупции) во благо народа, общества и государства.

Проект мой прост: надо ввести тотальную ротацию. Через каждые четыре года менять аппарат служащих полностью. От соответствующих администраций до муниципалов, силовых структур, госкорпораций и госкомпаний — всех, кто причастен к мощи государства.

За четыре года любой человек, осмотревшись, улучшит свое благосостояние. «Так получается само собой». Да особо осматриваться и не надо — уходящие передадут опыт и структурные связи. Сколько у нас чиновно-государственных должностей? В общем и в целом около 20 миллионов. А населения трудоспособного возраста? Примерно 85 миллионов. Включая граждан в возрасте от 16 до 25 лет. Которым еще рановато брать в руки государственные бразды. И получится, что за 16 лет все трудоспособные россияне пройдут через аппарат повышения зажиточности. Включая подросших к тому времени граждан от 16 до 25 лет.

Затем начнется второй круг. Каждые 16 лет каждый из нас будет припадать к источнику повышенного благосостояния. В принципе, и одного раза на жизнь может хватить. А тут получается, если с 25 лет считать, 2,5 раза до пенсии. Учтем еще и «квартирный вопрос». Есть постановление правительства от 2009 года «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Миллионы и миллионы рублей. Таким образом, многие жители России улучшат и жилищные условия. За государственный счет.

Единственное возражение, которое я услышал, делясь со знакомыми экспертами своей идеей: как так, всех и каждого ставить на должности, людей с улицы? Кого попало? А как же соответствующая подготовка для работы в аппарате! А как же специальность, наконец, профессионализм?!

Посмотрим на реальность. Много ли подготовки, профессионализма у тех, кто нынче? Приведу два мнения — из разных структур.

«Неоднозначность ситуации заключается в том, что ни общественности, ни даже профессиональному сообществу неизвестно, насколько эффективным является то или иное учреждение», — говорит заместитель директора российского Центра антикоррупционных исследований Transparency International Иван Ниненко.

А генеральный прокурор РФ Юрий Чайка недавно заявил: «Прокурорами не дается принципиальная оценка фактически незаконному освобождению от ответственности лиц, признанных судом виновными в совершении коррупционных преступлений». То есть борцы не борются с тем, с чем им положено бороться. Не хотят или не могут?

Ведь сейчас ведется отбор на работу в госструктуры. Кто-то говорит — естественный, кто-то — противоестественный. Это с какой стороны смотреть. Но все равно — отбор. Результат мы давно уже на своей шкуре испытываем. Так можно на простой язык перевести умозаключения Ниненко и Чайки.

А при тотальной ротации брать будут всех. Но поскольку у нас очень много специалистов прошлых лет, которые нынче оказались не у дел, то, значит, придут и профессионалы. Прежние кони, которые никогда борозды не портили. И они быстренько обучат тех, кто от станка и от сохи. Хуже работать точно не будут. А лучше — вполне вероятно. Что не помешает повышению их личного благосостояния.

И общество наше преобразится. Ведь сейчас нас снедают зависть и прочие нездоровые чувства. Как показали опросы социологов, богатство вообще, тем более богатство депутатов и чиновников в представлении 77 процентов россиян — «неприлично», «несправедливо» и «преступно». Кстати, с 1 сентября уже нынешнего, 2014 года, официальные доходы федеральных министров, сенаторов и депутатов Госдумы достигнут 420 тысяч рублей (144 тыс долларов в год по сегодняшнему кусу рубля — ред.). А заведующая кафедрой политической психологии философского факультета МГУ Елена Шестопал сказала: «Мы страна православная, и в нашей культуре исторически есть недоверие к богатым, успешным людям».

То есть философию и религию привлекли.

Это напрасно. Хотела сделать нам комплимент, а получилось наоборот: представила нас мазохистами, любителями исключительно сирой и убогой жизни.

Лучше сделать нас богатыми и здоровыми. Что и будет после претворения в жизнь моих предложений. Каждый получит свое, в порядке живой очереди. И тогда исчезнут зависть, агрессия, неправильное отношение к богатству, социальная и прочая напряженность. Мы заживем обеспеченно, мирно и счастливо. Потому что все будет справедливо.

Конечно, есть вопрос: кто и как будет выстраивать очередность ротации. Наверно, в первые два-три периода надо исходить из принципа старшинства, возраста. Чтобы пожилые успели вкусить, получить свою малую толику. А там, с годами, когда система начнет работать, она сама себя организует и усовершенствует.

Козьма Прутков еще до отмены крепостного права написал «Проект: о введении единомыслия в России». С припиской: «Подать в один из торжественных дней, на усмотрение».

Единомыслие и единозажиточность — разные вещи. Мы с К.Прутковым сходимся в одном: «На усмотрение». Кого или что имел в виду он, известно, а я — исключительно общественность и даже народ. Хотя и адресат, подразумеваемый Прутковым, тоже предполагается.

Если есть другие проекты о введении всеобщей зажиточности в России, предлагайте. Мы же с Козьмой Прутковым так и написали: «На усмотрение».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки