Феромоны и зов любви

Опубликовано: 25 марта 2005 г.
Рубрики:

Представьте, что вы немного голодны — не так чтобы очень сильно, но мысль о еде все настойчивее вас посещает. И вдруг, до ваших ноздрей доносится восхитительный аромат чего-то жаренного. Моментально, словно кто-то нажал невидимую кнопку, ваш рот наполняется слюной, ваш желудок “подает голос”, а чувство голода вдруг становится нестерпимым. Проследить связь между запахом и физиологической реакцией (слюноотделение, выделение желудочных соков) в данном случае несложно, однако, стоит убрать запах (вернее осознанную регистрацию запаха), и все происходящее станет совершенно непонятным.

И все же, в то, что запахи, которые мы не ощущаем, тоже оказывают на нас определенное воздействие, поверить непросто. Гораздо легче воспринимать внезапные приливы голода, страха, сексуального желания или симпатии как явления необъяснимые и загадочные. И хотя практически у всех живых существ (ученые до сих пор не уверены насчет птиц), именно запахи пробуждают сексуальное влечение (вспомните поведение кобеля, который, сорвав поводок, мчится на зов любви), увидеть аналогию между поведением животных и поведением, скажем, парочки, отчаянно целующейся на скамейке, захочет не каждый.

Что ж, давайте начнем с самого начала.

В конце 50-х годов XX века немецкой команде ученых под руководством Адольфа Бутенандта удалось впервые получить в чистом виде вещество, которое заставляло самца бабочки шелкопряда начать брачный танец. В 1959 году энтомологи Питер Карлсон и Мартин Лушер предлагают термин феромон (от греческого pherein — переносить, и hormon — возбуждать). Термин прижился и стал весьма широко использоваться не только в научной, но и в популярной литературе. Вскоре феромоны — вещества, пробуждающие инстинктивные реакции, в том числе реакции, связанные с брачным поведением — были обнаружены у рептилий, рыб, затем у млекопитающих. Однако, долгое время открытым оставался вопрос, существуют ли аналогичные вещества у человека.

Чтобы понять, что же такое феромоны, можно вспомнить о гормонах. Гормоны — это химические вещества, которые словно связывают в единое целое весь организм, обеспечивая быстрый обмен информацией между его частями. Ту же самую роль играют и феромоны, только их задача — связывать индивидуумов, принадлежащих к одному и тому же виду животных, в пары, семьи и сообщества. Так как размножение — необходимое условие выживания вида, природа позаботилась о том, чтобы самцы и самки успешно находили друг друга и проникались необоримым желанием вступать в сексуальные контакты.

Обычно говорят, что феромоны не имеют запаха (именно поэтому в их существование так трудно поверить). Чтобы развеять этот миф нужно сказать хоть пару слов о том, как работает обонятельная система.

Не углубляясь в подробности, можно сказать, что обонятельные рецепторы представляют собой нервные клетки, сидящие в носовой полости, причем один конец каждой клетки торчит наружу, а другой тянется в мозг. Обонятельный нерв — это ни что иное, как сплетенные вместе нервные волокна идущие от отдельных рецепторов. Информация, полученная от торчащих наружу нервных окончаний, попадает в кору головного мозга, а также в часть мозга, которая заведует неосознанными реакциями, инстинктами, желаниями и страстями — лимбическую систему. Лишь те импульсы, которые дошли до коры, мы воспринимаем как запахи, в то время, как все происходящее в лимбической системе остается для нас сокрытым.

В то, что у человека есть инстинкты, есть подсознание и вообще есть та часть мозга, над которой мы не имеем власти, верят все. Осталось поверить в то, что летучие молекулы, оседающие в наших носах, способны произвести в этой части мозга заметные потрясения.

Итак, есть ли у нас доказательства, что вдыхаемые запахи могут воздействовать на подсознание, или, выражаясь точнее, на лимбическую систему? Да, такие доказательства есть. Причем, речь идет не только о феромонах, как таковых. В 2002 году методом вживленных в человеческий мозг электродов (существует такая диагностическая процедура) было показано, что при вдыхании пахучих веществ происходит активизация определенных отделов лимбической системы. По словам ученых, наблюдаемые реакции нельзя было объяснить всего лишь регистрацией и анализом запахов, они были слишком сложными. Сейчас считают, что способностью взаимодействовать с лимбической системой обладают практически все запахи — информация от рецепторов каждый раз идет как в кору, так и в различные отделы лимбической системы. Таким образом, феромоны не пахнут лишь в бытовом смысле этого слова. На самом деле они реагируют с рецепторами и посылают в мозг сигналы, которые легко считываются подкоркой. Некоторые запахи, которые способны пробуждать инстинктивные реакции, мозг способен регистрировать (вспомним опять запах вкусной еды), однако реакция коры и реакция подкорки не обязательно идут рука об руку. Один и тот же запах может вызывать различные реакции в зависимости от физиологического состояния человека и его воспоминаний о событиях, связанных с этим запахом.

Еще одно впечатляющее исследование, подтверждающее способность запахов производить заметные изменения в организме, было проведено Мартой Мак-Клинток (Martha McClintock) в 1998 году. Ей удалось показать, что запах подмышечных выделений одних женщин может влиять на продолжительность менструального цикла других женщин. Именно этим объясняется давно известный феномен синхронизации циклов матерей и дочерей, живущих в тесных квартирах, или студенток, делящих комнату в общежитии. Позже появились данные, что и мужские запахи влияют на менструальные циклы и время наступления овуляции у женщин.

Остановимся вкратце на проблеме восприятия феромонов. У рептилий и млекопитающих в носу есть особенный орган, который регистрирует феромоны — вомероназальный орган (ВНО), и среди ученых давно идет спор, есть ли он у человека. Между тем, наличие или отсутствие этого органа никак не связано со способностью человека воспринимать феромоны, так как рецепторы для феромонов могут таиться среди обычных обонятельных рецепторов в носовой полости.

Скорее всего, источниками важных с поведенческой точки запахов у человека являются кожа и слизистые оболочки. Наиболее важны сальные и потовые железы, располагающиеся у основания волос — на голове, в подмышечных впадинах, в области гениталий. И, нравится это нам или нет, в деле производства феромонов нам активно помогают бактерии. При разложении бактериями стероидных гормонов (например, мужских половых гормонов) и жиров образуются вещества, очень напоминающие некоторые феромоны животных (например, андростенон, который у свиней стимулирует брачное поведение). Волосы играют здесь очень важную роль — они предоставляют обширную поверхность сначала для работы бактерий, а затем для испарения пахучих веществ.

Еще одним источником феромонов являются молочные железы женщин. Сейчас уже доказано, что из сосков выделяются вещества, стимулирующие сосательный рефлекс у новорожденных, который играет важную роль в формировании привязанности ребенка к матери. Эксперименты показали, что новорожденные не только предпочитают запах материнской груди запаху груди других женщин, но и ведут себя более спокойно после вдыхания этого запаха. Не исключено, что и на мужчин феромоны женской груди оказывают похожее влияние, вызывая чувство комфорта и стимулируя влечение.

Так как сексуальное влечение, разбуженное феромонами, может быть очень сильным, и во многих случаях, приводить к социально недопустимому поведению, все человеческие сообщества, практикующие строгую мораль, должны были выработать способы ограничивать распространение феромонов. Это, прежде всего, воспитание самоконтроля, затем, недопустимость публичного сближения тел (ситуации, в которых это сближение допустимо, например, во время танцев, традиционно используются для завязывания романтических связей), а также, закрытие тел одеждой, а волос головными уборами. Например, если принять как научную истину, что волосы распространяют химические сигналы, способные возбудить сексуальное влечение, то станет понятно, почему во многих обществах, замужним женщинам было предписано прятать или даже сбривать свои волосы, почему обычай запрещает женщинам находиться в церкви с непокрытой головой, и почему распущенные волосы считаются соблазнительными. А вот танец, напротив, дает возможность партнерам наилучшим образом обменяться феромонами — быстрые танцы, при которых тело разогревается и начинает испарять феромоны, чередуются с медленными танцами, предполагающими сближение, и при этом партнеры еще и поднимают руки, насыщая воздух феромонами из подмышечных впадин. Наверное, каждый может припомнить случай, когда сильное и необъяснимое влечение, ведущее к поцелуям (а иногда и не только к ним), возникало именно во время танца.

Желание людей обниматься и целоваться, тоже можно объяснить с точки зрения обмена феромонами. Известно, что у многих животных феромон-воспринимающий орган, ВНО, располагается на границе носовой и ротовой полостей так, чтобы улавливать не только те вещества, которые поступают через нос, но и те, что попадают в рот при облизывании и покусывании. И у человека возбуждающая сила поцелуев, скорее всего, объясняется не только раздражением чувствительных нервов, но и поглощением феромонов (“правильные” феромоны вызывают особенно сильное возбуждение). Что касается объятий, то они позволяют не только “надышаться” феромонами, но и оставить свою пахучую метку на теле любимого (любимой) — феромоны, растворенные в жирах, надолго пристают к коже. Может быть, поэтому женщины так любят, чтобы мужчина обнимал их и гладил по волосам?

И все же, ученым пока не удалось найти вещество, запах которого однозначно вызывал бы неодолимое сексуальнее влечение у человека. Например, андростенон, стимулятор сексуального поведения у свиней, который также содержится в поте и моче мужчин, заставляет свинью принимать позицию готовности к совокуплению, однако ни одному исследователю еще не удалось пробудить андростеноном сексуальные желания у женщин. Похожая ситуация наблюдается и с другими человеческими феромонами. Здесь возможно несколько объяснений. Прежде всего, сексуальными феромонами человека могут оказаться не отдельные вещества, а коктейли веществ в определенном соотношении. Далее, нужно учитывать, что все воспитание человека направлено на активное подавление инстинктивных реакций, в том чисел и тех, что вызваны феромонами. Можно сказать, что кора мозга, сидящая на подкорковых структурах, “глушит” феромонные сигналы, не позволяя инстинктивным реакциям особенно сильно разгуливаться. Возможно, этим объясняется то, что алкогольное опьянение, временно выключающее контроль коры, весьма способствует сексуальному сближению.

Помимо феромонового коктейля, запах тела несет и много другой информации, которая также усиливает или ослабляет реакцию на феромоны. Известно, например, что мыши, которым предоставляли широкий выбор партнеров для спаривания, предпочитали тех, чей генотип сильнее всего отличался от их собственного генотипа. Не исключено, что подобная же неосознанная селективность существует и у людей — лимбическая система обрабатывает информацию, которую несет запах, и принимает решение, открывать ли путь страстям. Кроме того, многие болезни придают выделениям характерный запах, и этот запах тоже посылает в подсознание окружающих людей соответствующие сигналы.

Легко понять, что несмотря на существование веских научных доводов в пользу влияния феромонов на сексуальное поведение человека, ожидать какого-либо эффекта от коммерческих продуктов, содержащих феромоны, пока не следует. Но можно ли как-то усилить или улучшить свою “феромоновую ауру?” И нужно ли опасаться, что тщательное ежедневное мытье с головы до ног, а также использование дезодорантов-антиперспирантов и антибактериальных моющих средств, являющееся нормой в американском обществе, оставляет нашу кожу без феромонов, а нас — без любви?

Безусловно, слишком усердное смывание феромонов и изничтожение бактерий, живущих на коже, ослабляет феромонный сигнал. Однако и советы некоторых авторов забыть о гигиене слушать не стоит, так как запах немытого тела является крайне неприятным для американцев (другие нации могут быть более терпимыми — все определяется привычкой). Однако, в романтических отношениях нужно помнить о необходимости подавать правильные сигналы — здесь антибактериальные мыла и антиперспиранты можно на время отложить в сторону. В частности, женщинам не следует покрывать волосы — один из важных источников феромонов — лаками и прочими пленкообразующими средствами. Очень важен также тесный физический контакт — продолжительные объятия, поцелуи, танцы. Так как при активном принюхивании обонятельные рецепторы активизируются, привлечь внимание к своим феромонам можно с помощью приятной парфюмерии. Надо заметить, что многие натуральные эфирные масла имеют давнюю славу афродизиаков (стимуляторов сексуального влечения), и вполне возможно действительно способны как-то воздействовать на лимбическую систему.

И, наконец, наш ответ на феромоны зависит от того, насколько успешно импульсы лимбической системы обходят контроль коры головного мозга. У поэтов и влюбленных переход в “лимбическое” состояние получается легко, а остальным приходится прилагать усилия, чтобы “выключить” кору. Усилить лимбическую активность помогает музыка, ароматы, полумрак. А еще в моменты интимной близости важно не позволять мозгу пережевывать жвачку дневных мыслей. Здесь полезно применить элементы медитации — фокусируйте внимание на своем дыхании, на биении сердца, на звуках и запахах, гоните прочь посторонние мысли и… дышите феромонами.

I thank Dr. Loren Pickart (Skin Biology, Inc) for his comments, review, advice, and help with the literature. His willingness to share his knowledge made this article possible.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки