А ведь можно было дышать...

Опубликовано: 16 октября 2013 г.
Рубрики:

soligorsk-w.jpg

В Солигорске работает «Рес­публиканская больница спелеолечения»
В Солигорске работает «Рес­публиканская больница спелеолечения». Подземное отделение построено по специальному проекту и находится на глубине 420 метров. Фото с сайта Soligorsk.info
В Солигорске работает «Рес­публиканская больница спелеолечения». Подземное отделение построено по специальному проекту и находится на глубине 420 метров. Фото с сайта Soligorsk.info
Арест Владислава Баумгертнера, гендиректора российской компании «Уралкалий» — был абсолютно подлой акцией. Пригласили на переговоры с премьер-министром Беларуси — и в наручники. Хороши братья-славяне и сограждане по союзному государству!

Говорят, Баумгертнеру отомстили за то, что «Уралкалий» разорвал парт­нерские отношения с «Беларуськалием», в результате чего последний понес убытки. Кстати, приглашали на переговоры и совладельца «Уралкалия» российского олигарха Сулеймана Керимова. Но он не поехал. Белорусская сторона объявила его в международный розыск.

Еще говорят, что реакция России какая-то вялая. Действительно, когда американцы арестовали и отдали под суд россиян, подозреваемых в незаконной торговле оружием и перевозке наркотиков, мы возмущались едва ли не сильнее. А здесь российский менеджер крупнейшей в мире компании — производителя минеральных удобрений, и мы в ответ — угрозы санитарного врача насчет запрета белорусского молока и свинины. И так тянется полтора месяца. Странно. Наш глава государства резко осудил попытки преследования Джулиана Ассанжа (помните такого, кажется, австралиец), а тут россиянина нагло захватили в заложники — и ни слова. Потому и возникают разные конспирологические слухи.

Как это ни скучно, но события имеют прямое отношение к нашей животрепещущей теме — лечению тяжелой болезни, от которой страдают миллионы.

 

Что такое «Беларуськалий»? Это — Солигорск. Он начинался в 1958 году — с разработки месторождения калийных солей. Со Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Мы, старшее поколение, хорошо знаем, что первым делом на голом месте ставятся временные дощатые бараки, которые остаются потом навсегда, став центром трущобного микрорайона.

В Солигорске бараков не было и нет. Я приезжал туда два раза и, не очень веря местным (ну не может быть без бараков!) чуть ли не расследование проводил. Наверно, можно считать бараками несколько капитальных одноэтажных общежитий из бетона. В них потом располагались общественные и культурные учреждения. А жилье там начали строить с кирпичных коттеджей, условно говоря. Уже к декабрю 1959 года сдали первый 16-квартирный двухэтажный дом.

А если бы вы видели, как расположен Солигорск в пространстве, в природном ландшафте, как он обустроен!

Но главное, чем уникален Солигорск — там вылечивают от астмы.

Что такое астма? Это частичное перекрытие доступа воздуха в легкие. Болезнь неизлечимая. Потому что неизвестны ее причины.

«Исследования в отдельных районах Москвы показали, что жители наиболее неблагоприятных районов Москвы, например, Капотни и Центрального округа, чаще болеют астмой, нежели жители других округов, — свидетельствует главный терапевт России, директор НИИ пульмонологии академик РАМН Александр Чучалин. — Вообще, по нашим данным, в центральных городских районах астма распространена гораздо больше, чем в пригороде. Это связано, прежде всего, с транспортом, то есть где высокая концентрация серы и диоксида азота. Еще один фактор, который существенно оказывает влияние на подъем заболеваемости — это современное питание: консервированные, генно-модифицированные продукты являются новыми аллергенами для человека».

То есть аллергия. А отчего она? Кто ж знает... Установить аллерген практически очень сложно. (Ниже расскажу про уникальный случай.) Как сообщает Всемирная организация здравоохранения, болезнь прогрессирует, за последние сорок лет количество астматиков утроилось; особенно подвержены дети, потому что у них легкие и дыхательные пути еще неокрепшие, чувствительные к загрязнениям воздуха и другим факторам.

Неизлечимая болезнь не означает смертельная. (Хотя смертность была и есть.) Это означает, что люди вынуждены жить с нею всю жизнь. Ходят с ингаляторами. Не дай бог забыть.

Каких только историй ни наслушался я в Солигорске, в калийной шахте на глубине 400 метров под землей. Больше всего запомнился рассказ девушки из деревни, что напротив шахты, буквально через дорогу. Она поступила в училище в Минске, отучилась семестр, приехала на каникулы — и вдруг начались страшные приступы. Выйдет из дома — полегче. Вернется — задыхается. Человек в родном доме дышать и жить не может — вот какая неведомая аллергия вдруг проявилась. К ее счастью, лечение было напротив, через дорогу, в шахте.

Под Солигорском десятки и десятки километров отработанных штреков. Пусть не пугают эти слова — «шахта», «штрек». Штрек в солигорской калийной шахте — это ослепляющей красоты арочные своды, уходящие вдаль. Наша станция метро «Маяковская» немного похожа. Конечно, «Маяковская» раза в два выше и раза в четыре шире. Подземные своды Солигорска сияют всеми оттенками красного, пурпурного, багряного, искрятся, сверкают. Там в воздухе нет микробов, то есть ничего не портится. Цветы, которые туда приносят, не увядают.

В штреках сделаны комнаты на несколько кроватей, больные спят. Дышат подземным воздухом. Все лечение — сон, пребывание под землей. Ну и досуг, разумеется. Игры, теннис, волейбол... Курс лечения — 12-20 дней.

Врачи мне говорили, что и другие калийные штреки в мире обладают лечебными свойствами, но здесь — какое-то уникальное сочетание солей. И еще добавляли, что, возможно, благотворно влияет и то, что человек на какое-то время изолируется от солнечного излучения — от поверхности Земли его отделяет 400 метров.

Начиная с 1990 года и по 2011-й в солигорской спелеолечебнице было 60 мест.

Два года назад президент Беларуси Александр Лукашенко издал указ о строительстве спального комплекса еще на 60 мест.

А волшебные штреки тянутся там на десятки и десятки километров. В принципе, десятки и десятки тысяч больных можно вылечить — было бы желание, стремление.

«Исходя из эпидемиологических исследований, которые были проведены в мире, в общей популяции на астму приходится до 6-7 процентов среди детей и около 3-4 процентов среди взрослых. Поэтому реальная цифра больных астмой в России превышает 6 миллионов человек», — говорит ведущий пульмонолог страны Александр Чучалин.

 

Да, в мире происходят грандиозные конфликты. Вот и сейчас в видимой или невидимой войне сошлись бывшие партнеры, глобальные компании — «Уралкалий» и «Беларуськалий». Представители союзных государств — России и Беларуси — обмениваются заявлениями.

А где-то там, совершенно незаметные для мощных корпораций и грозных властей предержащих живут и страдают от неизлечимого недуга 6 миллионов россиян. Включая детей. Мы по-обывательски мечтаем: вот бы объединиться двум странам и корпорациям, создать комплекс европейского масштаба (на бесплатном-то уникальном даре природы!) да лечить тысячи страждущих, возвращать их к нормальной жизни. Но гигантам не до них. Такая атмосфера.

 

А дышать хочется...          

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки