Часы работы музея
Museum Hours
Сценарист и режиссер Джем Коэн
Это хорошая, благородная картина. Но какая-то удивительно унылая.
Коэн, ее 50-летний автор — американец, известный «независимый» режиссер и фотограф, принципиально работающий вне Голливуда и сделавший около 40 фильмов, по большей части документальных. Он любит снимать городские пейзажи и музыкальные группы, чаще всего работающие в стиле «панк». Пользуется большой популярностью в кругах «независимого» кино, особенно в Европе. На всех фотографиях, где он снят, выражение лица у него грустное и строгое.
Действие фильма происходит в Вене. Здесь в большом и знаменитом музее работает дежурным пожилой одинокий человек Иоганн. Когда-то он был администратором оркестра, любил музыку, но теперь наслаждается тишиной. В Вену приезжает из Канады Анна, родственница которой лежит здесь в больнице. Она в коме и, видимо, дни ее сочтены. Анна посещает больную, но помочь ей ничем не может. Денег у Анны мало, в Вене она никого не знает, по-немецки не говорит. Придя в музей, она знакомится с Иоганном. Убедившись, что она говорит правду о себе и о цели своего приезда, Иоганн начинает ей помогать. Звонит в больницу, а один раз даже едет туда вместе с Анной. Они часто видятся, разговаривают, немного рассказывают друг другу о себе, но ясно, что за их отношениями не стоит ничего более серьезного. (Иоганн, кажется, гей). Родственница Анны умирает, и Анна исчезает из жизни Иоганна.
В фильме хорошо передано ощущение зимней Вены как величественного и чужого, равнодушного к Анне города. Показывают нам и музейные полотна. Вот Анна и Иоганн смотрят на «Адама и Еву» Кранаха, Анна делится своими мыслями о картине. Есть длинный эпизод, где молодая женщина-экскурсовод рассказывает посетителям о творчестве Брейгеля-старшего и спорит с ними.
Героев играют непрофессионалы. Бобби Зоммер (Иоганн) работает в администрации Венского кинофестиваля. Мэри Маргарет О’Хара (Анна) — культовая канадская поп-певица.
То, что ее волосы спутаны и неряшливо уложены в стиле «воронье гнездо», вероятно, входит непременной частью в ее артистический образ, но мне это немного мешало ей сочувствовать. Конечно, это мелочи, но в таком «минималистском» фильме всякая мелочь работает.
Герои — обычные, скромные люди, но из этого не следует, что их надо было так неинтересно показывать. При всем уважении к замыслу автора я не стала поклонницей его таланта.
На сайте «Гнилые помидоры» критики оценили фильм очень высоко (96 процентов одобрения), а зрители проявили скептицизм (61 процент одобрения).
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий