Пытки Сергея Магнитского против пыток в Гуантанамо

Опубликовано: 1 мая 2013 г.
Рубрики:

Waterboarding w.jpg

Демонстрация протеста против вотербординга
Демонстрация протеста против вотербординга — применения воды, чтобы добиться показаний заключенного. Фотография сделана в мае 2008 года во время визита бывшего Госсекретаря США Кондолизы Райс в Исландию. Антивоенные активисты защищали права заключенных на военно-морской базе США Гуантанамо, подозреваемых и обвиненных в международном терроризме. Вотербординг применялся в Гуантанамо к нескольким главарям Аль-Каиды, в частности, к осужденному Халиду Шейху Мохаммеду. Photo by Karl Gunnarsson / Flickr
Демонстрация протеста против вотербординга — применения воды, чтобы добиться показаний заключенного. Фотография сделана в мае 2008 года во время визита бывшего Госсекретаря США Кондолизы Райс в Исландию. Антивоенные активисты защищали права заключенных на военно-морской базе США Гуантанамо, подозреваемых и обвиненных в международном терроризме. Вотербординг применялся в Гуантанамо к нескольким главарям Аль-Каиды, в частности, к осужденному Халиду Шейху Мохаммеду. Photo by Karl Gunnarsson / Flickr
Когда в декабре 2012 года в США был принят Закон Магнитского (или Акт Магнитского — Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act), в российской Государственной Думе и в правительстве поднялась новая волна антиамериканизма, которая реализовалась в принятии так называемого «антимагнитского закона», или закона Димы Яковлева. Это был «ассиметричный» ответ России на закон, который вводил персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России. Российские парламентарии и президент Владимир Путин ответили запретом на усыновление американцами российских детей. Причем здесь лишенные родительского тепла сироты? — для всего мира, кроме российских бюрократов, так и осталось большой и неразрешимой загадкой... Американский закон назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, а в его смерти обвиняются лица, которых американское правительство должно было внести в этот самый список Магнитского.

12 апреля этого года администрация президента Обамы официально опубликовала этот список, в который вошли 18 человек, в основном те, кто, по информации, имеющейся у американского правительства, непосредственно виновен в смерти Сергея Магнитского. Бухгалтер и аудитор Сергей Магнитский работал в консалтинговой компании Firestone Duncan. Считается, что его мученическая смерть,  а он умер в изоляторе тюрьмы «Матросская тишина» в 2009 году, — это месть чиновников за то, что Магнитский расследовал крупные хищения из бюджета Российской Федерации.

13 апреля, на следующий день после обнародования американского списка Магнитского, министерство иностранных дел России решило, что «ассиметричного ответа» («закона Димы Яковлева») недостаточно, и дополнило его еще и «симметричным» ответом, опубликовав список из 18 американских граждан, которым закрыт въезд в Россию. В российский список персон нон грата, в частности, вошли федеральные судьи, прокуроры и агенты спецслужб, связанные с делами осужденного за незаконную торговлю оружием Виктора Бута и осужденного за торговлю кокаином Константина Ярошенко. Кроме того в российский «антимагнитский список» вошло руководство военно-морской базы США в заливе Гуантанамо на Кубе. Именно там находится знаменитая тюрьма, где содержались и содержатся террористы, пойманные в ходе войны с террором, развернутой после атаки на США 11 сентября 2001 года.

В этот российский список 18-ти вошел и профессор права Калифорнийского университета в Беркли, сотрудник исследовательского центра American Enterprise Institute Джон Ю (John Yoo).

В опубликованной в конце апреля статье в газете «Уолл Стрит Джорнал» профессор Ю с иронией заявил, что всегда мечтал попасть в список лиц, которым запрещен въезд в Россию, сравнив себя с Джорджeм Кенноном, бывшим послом США в СССР, автором доктрины сдерживания времен Холодной войны.

Jon Yuu w.jpg

Профессор права Калифорнийского университета в Беркли Джон Ю
Профессор права Калифорнийского университета в Беркли Джон Ю — один из 18-ти персон нон грата, вошедших в российский «антимагнитский» список
Профессор права Калифорнийского университета в Беркли Джон Ю — один из 18-ти персон нон грата, вошедших в российский «антимагнитский» список
«В вопросе обращения с арестованными и заключенными между действиями России и США нельзя поставить знак морального равенства, — пишет Ю.— Наиболее очевидное отличие состоит в сути того, что составляет «пытку» в деле Магнитского и в американской войне с террором. Даже согласно российским официальным данным, в тюрьме Магнитского держали в жалких условиях, его физически избивали охранники, ему было отказано в медицинской помощи, хотя у него были серьезные проблемы с желчным пузырем и поджелудочной железой. Все это вместе и привело к его смерти. Также существует мнение, что его могли и просто убить. Но такое отношение к заключенным не должно рассматриваться, как что-то аномальное. Известно, что условия содержания в российских тюрьмах ужасны и обращение с заключенными, как правило, жестокое», — пишет профессор Ю.

Некоторые критики из лагеря антивоенного движения утверждают, что США так же плохо обращаются и пытают лидеров Аль-Каиды в американских тюрьмах. Но так ли это?

После 11 сентября 2001 года было поймано несколько лидеров Аль-Каиды, включая, например, Халида Шейха Мохаммеда. ЦРУ пыталось у них выявить информацию, но они отказывались отвечать, после чего были использованы специальные методы допроса, включая пытки с использованием воды — «вотербординг». Вотербординг был применен только в отношении трех лидеров Аль-Каиды.

Между обращением русских с Сергеем Магнитским и американцев с Халидом Шейхом Мохаммедом есть большая разница. В соответствии с американским законом, запрещающим пытки (то есть, причинение серьезного физического и психического страдания с целью дознания), администрация президента Буша запретила физическое насилие над заключенными террористами. Вотербординг не причиняет физической боли, но противники этого метода говорят, что этот метод допроса может вызвать «длительное психическое страдание», что также запрещено законом. Однако из-за исключительности ситуации было решено применять вотербординг. За его использование приводился аргумент, что этот метод был в программе тренировки тысяч американских военнослужащих. Вотербординг позволял инструкторам выработать в тренируемых спецназовцах характер, способствующий выживанию в трудных условиях.

Если российские власти не реагировали на избиение Магнитского охранниками, то в США в редких случаях, когда охранники жестоко обращались с заключенными, они подвергались дисциплинарным мерам и преследовались по закону, — пишет профессор Ю. Сергей Магнитский умер ужасной смертью. Халид Шейх Мохаммед и его товарищи живы и содержатся в тюрьме Гуантанамо в комфортных условиях, получают медицинское обслуживание, не отличающееся от обслуживания американских военнослужащих.

 

Но самое большое отличие дела Магнитского и войны с терроризмом состоит в справедливости. Российские власти арестовали и преследовали Магнитского, чтобы подавить протест и покрыть коррупцию и воровство во власти, в то время как США применили жесткие методы дознания по отношению к лидерам Аль-Каиды, чтобы предотвратить будущие террористические атаки в стране.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки