Бен Аффлек, «Арго», Мосаддык и последний шах

Опубликовано: 1 декабря 2012 г.
Рубрики:

argo real w.jpg

Слева-направо: Тони Мендес, Бен Аффлек и бывший посол Канады Кен Тейлор на премьере фильма «Арго» в Вашингтоне
Слева-направо: Тони Мендес, Бен Аффлек и бывший посол Канады Кен Тейлор на премьере фильма «Арго» в Вашингтоне. Photo by Kris Connor / © 2012 Warner Bros. Pictures
Слева-направо: Тони Мендес, Бен Аффлек и бывший посол Канады Кен Тейлор на премьере фильма «Арго» в Вашингтоне. Photo by Kris Connor / © 2012 Warner Bros. Pictures
Арго

Argo

Режиссер Бен Аффлек

Это фильм, основанный на реальных событиях. В 1979 году в Тегеране были взяты заложниками 66 сотрудников посольства США. Они пробыли в плену 444 дня. Но шести американцам удалось избежать захвата с помощью канадцев и агента ЦРУ Мендеса. Про это и рассказывает фильм.

Я видела Мендеса по телевидению. Он похож на бухгалтера. В фильме его играет сам режиссер Бен Аффлек, который выглядит гораздо более романтично и растрепанно.

Фильм страшно всем нравится (на сайте «Гнилые помидоры» его дружно одобрили 95 процентов и критиков, и зрителей). Предсказывают, что он получит «Оскара» как лучшая картина. Вероятнее всего, так и будет.

Сделано там все вполне искусно. Сама история удивительная. Мендес придумал, что надо выдать шестерых дипломатов, скрывающихся у канадского посла, за канадских кинематографистов, приехавших в Иран искать натуру для научно-фантастического фильма. Им изготовили фальшивые паспорта, по которым они и выехали из Тегерана.

Работал Мендес очень добросовестно и вполне заслужил от своего ЦРУ награду Star for Valor.

Он создал в Голливуде фальшивую кинофирму «Студия Шесть», якобы для производства несуществующего фильма «Арго». У нее был адрес и телефон. Обманули прессу, которая раструбила о подготовке к съемкам «Арго». В Голливуде правду знал только замечательный мастер грима Чемберс. Его очень смешно играет Джон Гудмен. Посвящены в это дело были также Рэй Бредбери, Бакминстер Фуллер и знаменитый художник комиксов Джек Керби, которые сочиняли сценарий «Арго» с рисунками Керби по книге Роджера Зелазни «Властелин света». Их в фильме нет, зато туда введен вымышленный продюсер, которого Алан Аркин играет тоже очень смешно.

На меня фильм не произвел особого впечатления. В нем нет ощущения исторического сдвига и ужаса от так называемой исламской революции, установившей в стране один из самых бесчеловечных режимов мира. Фильм задуман и сделан как приключенческий, а не исторический. Я все время вспоминала английскую картину The Killing Fields (1984) про Камбоджу. Она тоже основана на реальной и похожей истории — как американский журналист пытается спасти от красных кхмеров и вывезти из Камбоджи своего переводчика, и как это ему удается. Вот там тебя охватывало напряжение, потому что было это ощущение кошмара, хотя его искусственно не нагнетали. А здесь нет.

Кроме того, здесь есть вранье.

Фильму предпослан очень краткий пролог с картинками — нежный женский голосок торопливо объясняет, почему свергли шаха и взяли заложниками американцев. Эти объяснения рассчитаны на людей — как бы это сказать помягче — абсолютно не осведомленных ни в этом предмете, ни в каком-либо ином. Шах был плохой. Ему возили еду из парижских ресторанов, его жена купалась в молоке, а в это время его тайная полиция САВАК всех пытала. Американцы же сами во всем виноваты. В 1951 году к власти пришел хороший, демократически избранный премьер-министр Мохаммед Мосаддык. Стал проводить прогрессивные реформы. Национализировал нефть — отобрал ее у «Бритиш петролеум» и отдал народу. Англо-американские империалисты организовали его свержение. Бедняга был посажен на три года в тюрьму. Возмущенный народ в 1979 году устроил революцию и прогнал шаха. Как же было заодно не наказать американцев — врагов иранского народа?

За недостатком места и не желая утомлять читателя, я не буду вдаваться в подробности запутанной и алогичной истории Ирана от 50-х до 70-х годов. Но кое-что сказать необходимо. Мосаддык был типичный популист и демагог, тесно сотрудничавший с иранскими коммунистами (партией Тудэ) и бешено рвавшийся к все большей власти. Национализация привела к тому, что нефтепромышленность Ирана едва не развалилась. Наивные англичане пытались пожаловаться на незаконные действия Мосаддыка в Совет безопасности ООН. В ответ Моссадык объявил Англию врагом и разорвал с ней дипломатические отношения. Мосаддык шантажировал шаха, требуя отдать ему руководство всеми силовыми структурами, и в знак протеста бурно ушел в отставку. Когда струсивший шах уступил, Мосаддык потребовал для себя чрезвычайных полномочий (сперва на полгода, потом еще на год) и права самостоятельно издавать законы. Он урезал личный бюджет шаха, конфисковал его земли, запретил ему встречаться с иностранными дипломатами и выслал из страны его сестру. В 1953 году ввел государственную собственность на землю и начал устраивать «коллективные фермы», то есть, колхозы. Провел референдум с тем, чтобы распустить меджлис (парламент) и взять себе полную власть. Избирательные участки были поделены. Одни для тех, кто хотел голосовать «за», другие — для голосующих против. 99 процентов населения поддержали Моссадыка. Дело было не только в запугивании — он обещал, как всякий деятель его толка, покончить с бедностью и коррупцией, а также проучить проклятых колониалистов, и умело организовывал стачки и демонстрации в свою поддержку. Кроме того, он заигрывал с исламскими фундаменталистами, хотя не переставал грызться с ними за власть. Все попытки переговоров, предлагавшихся Западом, отвергал.

Mossadegh_1951.jpg

Мохаммед Мосаддык, премьер-министр Ирана
Мохаммед Мосаддык, премьер-министр Ирана (30 апреля 1951 г. — 17 июля 1952 г.) Photo Courtesy: Wikipedia
Мохаммед Мосаддык, премьер-министр Ирана (30 апреля 1951 г. — 17 июля 1952 г.) Photo Courtesy: Wikipedia
Черчилль объяснил американцам, что под водительством Мосаддыка Иран движется к коммунизму. В 1952 году президентом США стал Эйзенхауэр, который это услышал и стал действовать соответственно. ЦРУ и британские секретные службы действительно приложили немало усилий и потратили немало денег для устранения Мосаддыка. Их целью было не пальнуть ему в затылок, а убедить шаха его сместить. Наконец, летом 1953 года это произошло. Шах отстранил Мосаддыка от власти, его как изменника судил военный трибунал и приговорил к смерти. Шах заменил приговор тремя годами тюрьмы, и бывший премьер благополучно дожил до 85 лет (он умер в 1967 году).

Что касается шаха, то еду из Парижа, от Максима, действительно привозили. Один раз, когда праздновали 2500-летнюю годовщину монархического правления. И эта демонстрация роскоши действительно не понравилась народу. А САВАК, как всякая тайная полиция с восточным акцентом, действительно далеко не брезговала пытками.

Другие прегрешения шаха состоят в следующем.

Он был первым юным иранским принцем, который четыре года проучился в Швейцарии. Дал избирательные права женщинам, поддерживал их в борьбе с многоженством, с обычаем отдавать замуж малолетних девочек, за право женщин занимать важные государственные должности. Отменил чадру. Хотел сделать Иран современным и просвещенным государством. Экспроприировал крупные земли и раздал участки четырем миллионам бедных крестьян. Посылал армию в дальние деревни устраивать там школы и ликвидировать неграмотность. Это называлось «Армия знаний». Поощрял развитие современной техники. Выросли доходы населения. Широко сотрудничал с Западом и признал Израиль, что вызывало у иранской улицы большое неудовольствие. После того, как коммунист в 1949 году совершил на него покушение, запретил партию Тудэ.

Спасаясь от исламской революции, уехал из страны. Болел раком. В октябре 1979 года Картер очень неохотно впустил его в США для операции. За это революционеры и отомстили Америке, захватив заложников. После операции шах переехал в Египет как гость Анвара Садата и вскоре умер там, едва дожив до 60 лет. Ему принадлежит фраза: «Когда иранцы начнут вести себя, как шведы, тогда и я поведу себя, как король Швеции».

Я читала, что сейчас народ в Иране шёпотом начинает говорить, что при шахе-то, пожалуй, жилось полегче, и книги про него пользуются большим спросом.

Конечно, я не хочу сказать, что эти сведения следовало бы включить в «Арго». Но если бы их, так сказать, имели в виду, фильм вышел бы гораздо значительнее. А так получилось довольно легковесное развлекательное произведение. Жаль, что не уделено больше места действиям канадцев, которые сами по себе были очень интересны — и то, как они добывали копии иранских въездных и выездных виз, для чего специально выезжали из страны. И то, как ездили в аэропорт, изучать процедуру проверки паспортов. И как учили американцев канадскому акценту. А в фильме посол Тейлор — просто гостеприимный хозяин, третьестепенная фигура, как бы содержатель пансиона. В финале нагнетаются препятствия и неприятности, когда американцы уже на пороге спасения. И дело не в том, что все эти препятствия выдуманы (канадцы заранее купили три набора авиабилетов, отъезд прошел на удивление гладко), а что выдуманы они неважно. Обычные голливудские штампованные приемы.

Жаль, что в угоду политкорректности сотрудники ЦРУ изображены на совещании по спасению своих дипломатов как полные идиоты — за исключением, конечно, Мендеса.

А в остальном, прекрасная маркиза, это добротное кино, смотреть его довольно занимательно, а Бену Аффлеку оно принесет деньги и славу.

 

****

 


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

*— кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки