Патриарх Алексий Второй "…внутри же полны мерзости и запустения"

Опубликовано: 9 апреля 2004 г.
Рубрики:

23 февраля этого (2004) года Президент России Владимир Путин поздравил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 75-летием. Путин троекратно поцеловался с Патриархом и, извинившись перед Алексием II за то, что “нарушает протокол и отступает от заведенного порядка”, лично зачитал указ о награждении Патриарха Московского и всея Руси орденом “За заслуги перед Отечеством” I степени. Патриарх пошутил, что в его возрасте надо “не поздравлять, а посочувствовать”.

Таково было сообщение на сайте Патриарха по случаю обрушившегося на Патриарха несчастья — большого возраста. Искомого сочувствия Патриарх не дождался и утешился орденом, который дается только высшим государственным чинам. К коим, таким образом, оказался причисленным и Алексий Второй. В этом и было нарушение протокола и заведенного порядка, за которое принес извинение Президент (орден дается государственным деятелям уровня президентов, а церковь, будучи отделенной от государства, является как бы общественной организацией).

Увы, надобность в русской идее так велика, что ее до сих пор ищут в православии. Хотя вскоре после этого Путин сказал о вроде бы уже обретенной русской идее: она, оказывается, заключается в том, чтобы сделать Россию конкурентоспособной на мировом рынке во всех главных проявлениях экономики. Это очень правильно и хорошо, но не совсем является чем-то таким уж национальным. Скорее — интернациональным. Например, китайцы давно конкурентоспособны не только в пошиве курток, но и в производстве цифровой аппаратуры, нисколько при этом, не становясь русскими.

Это, так сказать, интродукция. Зачин. Ибо орден — орденом, а груз годов давит на Патриарха и душа требует очищения от напластования. Она алчет прощения и утешения. Поскольку его день рождения пришелся на первую седмицу поста, то празднования по этому случаю были перенесены на июнь 2004 года. Так, что с будущим торжеством. Главное для нас — выразить ожидаемое Патриархом сочувствие. Чем мы ниже и займемся.

В официальной биографии Алексея Ридигера, нынешнего Патриарха Алексия Второго, много правды. Правда, например, что Алексей Михайлович Ридигер родился 23 февраля 1929 года. Равно как и то, что его отец, Михаил Александрович, “происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года)”.

Многие немцы добросовестно служили России, так что генерал-адъютанты не выбиваются из общего ряда русских патриотов.

Давайте остановимся на этом эпизоде преджизни будущего Патриарха.

Отец будущего Патриарха хотел стать военным юристом, но потом из-за революции бежал в Эстонию. Она стала новообразованным государством однако, не в 1917 году, а позже (в 1918, а реально — в 1920). Эксправовед же бежал еще позже. Стало быть, где-то несостоявшийся правовед некоторое время пребывал.

А так как это время попало на яростную гражданскую войну, то трудно предположить, что будущий правовед оставался в стороне от борьбы. Но вот, что это была за сторона: красные или белые, — ниоткуда из официальной биографии не следует. Скорее — белые, ибо попал отец Алексея Михаил Александрович в буржуазную Эстонию, а не остался в революционном Петрограде. А может быть ни на какой стороне Михаил Александрович не стоял, а где-то залег и пережидал утихомиривания социальной бури. Это — скорее всего. Ибо если бы папа бился за красных, то это отметили бы еще в советское время, когда и происходил бурный карьерный рост Алексея Михайловича (даже 7 июня 1990 года, когда колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании Алексия Второго Патриархом). А если бы за белых, то не преминули бы записать в святцы после августовского псевдопутча 1991 года, когда сопротивление коммунистам почиталось уже за большую заслугу.

Правоведом и патриотом России отец будущего Патриарха не стал, что и мудрено было бы сделать в Эстонии, а стал священником, настоятелем Таллиннской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже председателем Епархиального совета. Все это, заметим, происходило во времена оккупации Эстонии Германией во время Второй мировой войны. В это время подросток Алексей с 12-летнего возраста прислуживал отцу, а с пятнадцати лет, в 1944 году, стал иподиаконом.

В официальной биографии много говорится о том, что еще мальчиком Алексей любил церковную службу и не мыслил свое будущее иным кроме священства.

И ни единого слова нет о том, как все-таки жили они с отцом, и что делали все годы войны. Хотя в панегирической статье к 75-летию в “Московском комсомольце” от 23 февраля сего года вдруг было написано, что, оказывается, Михаил вместе с сыном Алексеем все время ездили в немецкий концлагерь, в котором содержались советские офицеры, проводили там службы, вели душеспасительные беседы и, вообще, вовсю окормляли новоприобретенную паству из вчерашних атеистов, комсомольцев и партийных. В статье высоко оценивается этот подвиг, который помогал, де, выживать советским военнопленным в условиях жестокого подавления души и тела советских солдат гитлеровскими извергами.

У меня при знакомстве с официальной биографией Патриарха возникло два недоумения.

Первое: почему об этом подвиге Алексий Второй ничего не сообщил в своей биографии, и, вообще, он не слишком распространяется о нем в своих многочисленных интервью (насколько я знаю, об эпизоде работы в немецком концлагере Алексий упомянул только два раза)?

Второе: каким образом, фашистские изверги вдруг разрешили облегчать тяжелую участь советских военнопленных, позволяли укреплять их дух и, стало быть, усиливать их способность пусть к внутреннему, но сопротивлению?

На первый вопрос ответить легко: Алексий не распространяется по поводу своего с отцом подвига по причине своей архипастырской архискромности. Скромность эта какая-то избирательная, ибо о других своих свершениях официоз говорит много и со вкусом. Например, о том, как Алексей Ридигер восстанавливал таллинский Александро-Невский собор (в 1946 году — всего-то в 18-летнем возрасте), или положил все силы на восстановление Храма Христа Спасителя уже в зрелых летах. Однако примем как рабочую гипотезу похвальную и достойную скромность предстоятеля Алексия.

Но вот поверить в то, что свирепые оккупанты вдруг размякли и позволили во имя отца и сына Ридигеров отступиться от своих беспощадно-неукоснительных правил ведения дел на оккупированной территории, — никак невозможно.

Оперативный приказ главного управления государственной безопасности Германии №10 от 16.08.1941, подписанный Гейдрихом и составленный на основе личных директив Гитлера, гласил: “Религиозную опеку военнопленных не следует особо поощрять или поддерживать. … Привлечение священников с территории генерал-губернаторства или самого Рейха к религиозному окормлению советско-русских военнопленных исключено”.

Эстония была как бы частью самого Рейха. Стало быть, слово исключено относилось как раз к Ридигерам, тем более, что они считались фольксдойчами. Это у русских была в ходу формула “в порядке исключения”. А у немцев, если уж написано самим Гейдрихом (второй человек в СС после Гиммлера) — исключено, стало быть, никаких исключений из правил.

В сравнительно недавнем интервью “Известиям” (от 28 ноября 2002г) Патриарх все-таки рассказал об этом интригующем эпизоде обыгрывания Имперской службы безопасности так:

“В 1943 году в Таллине мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских военнопленных. Мой отец… брал с собой будущего митрополита Таллинского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником — меня”.

Любопытно будет узнать, кто был у них начальником? Оказывается, вся идеологическая работа в лагерях находилась в непосредственном подчинении у папаши Мюллера. Того самого, хорошо известного советским зрителям по отменному исполнению его роли Броневым. То есть — у группенфюрера СС, начальника тайной политической полиции — гестапо.

Ну, точнее говоря, не вся идеологическая работа была в подчинении у Мюллера, а только деятельность по вербовке военнопленных в Русскую Освободительную Армию под командованием генерал-лейтенанта Красной Армии Андрея Власова. Именно только эта работа и была разрешена в лагерях для советских военнопленных.

В связи с этим стоит посмотреть, кому подчинялись отец и сын Ридигеры по церковной линии.

После окончания богословско-пасторских курсов отец Алексея (по собственным словам Алексея) “служил в храме Святителя Николая, где настоятелем тогда был священник Александр Киселев. Причем, сошелся с Киселевым настолько близко, что с ним, единственным из всего церковного окружения был на “ты”.

Официальная биографическая справка подтверждает факт службы Ридигеров под началом Киселева:

“Отец Александр (Киселев) родился 7 октября 1909 года в Тверской губернии. В 1918 году после гибели отца от рук большевиков его вывезли в Эстонию. Там он окончил семинарию, после чего был рукоположен в священный сан. Отец Александр служил в Нарве, затем в Таллинне. Известно, что там в алтаре ему прислуживал будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда еще Алеша Ридигер”.

Продолжали Ридигеры прислуживать Киселеву и при немцах. А он в это время сам прислуживал немцам: был уже ни много, ни мало, как духовником А.А.Власова, о чем ныне не сообщает ни одна из официальных биографий отца Александра. Хотя одно время казалось, что уже можно гордиться. В соответствии с анекдотом: не брал бы Берлин, пил бы сейчас немецкое пиво.

О Власове научное издание “Большая Российская энциклопедия” (“Санкт-Петербург, “Норинт”. 1997, с. 211) даёт такую справку: “Попал в плен, возглавил “Комитет освобождения народов России” (КОНР) и “Русскую освободительную армию” (РОА)”.

Так вот, духовное управление КОНРа как раз возглавлял отец Александр (Киселёв). Выступая на съезде КОНРа в Берлине 18 ноября 1944 года в так называемом “Европейском доме”, Киселев сказал, что “святое дело спасения Родины связано с необходимостью братоубийственной войны... Война есть зло, но она бывает злом наименьшим и, даже, благим. Именно таково положение в сегодняшний исторический день”.

На самом же деле в ноябре 1944 года нужно было говорить не о спасении России власовцами, а о спасении собственной шкуры самих власовцев и их прислужников, вроде отца Александра и его друзей Ридигеров.

Тут все ясно без комментариев. Война с русскими (советскими) войсками вместе с германским Вермахтом есть, согласно духовнику Власова, благое дело для целей освобождения России. Что это за освобождение планировалось под началом гестапо, СС и СД, мы здесь разбирать не будем.

“Агентство Русской Информации” сообщает, что “будто существует в одном небезызвестном ведомстве фото 1944 года, на котором крестным ходом вокруг немецких береговых батарей, дабы они лучше отражали атаки советской армии при снятии блокады с Ленинграда, ходят уже упомянутые о. Киселёв, Ридигер-старший и ещё юноша Алеша, будущий патриарх Всея Руси”.

Хорошо было бы глянуть на это фото, но и без него ясно, почему Ридигеры, как бы в вопиющее нарушение строгих инструкций Гейдриха и Мюллера, получили допуск в лагеря советских военнопленных. Очень просто: потому, что они там вели по заданию Киселева, Шаховского и Мюллера вербовку офицеров и солдат в РОА Власова. Походный алтарь, кадило, бормотание молитв — это только небольшой антураж охмурения изможденных узников.

Ясна и последующая судьба наших фигурантов. Отец Александр бежал вместе с немцами, Ридигеры остались. Ридигеры сразу, встык, перешли из ведомства Мюллера в чем-то родственное КГБ. Отец Александр, пользуясь заступничеством своих бывших подчиненных, сделал это несколько позднее, получил (точнее — заслужил) прощение и вернулся в СССР, и умер недавно, 3 октября 2001 года в Москве.

Единственное темное место — это судьба самого Мюллера (Гейдрих был убит в 1942 году английскими агентами). Известно, что он после войны как сквозь землю провалился. Не обнаружено ни его тела, ни следов деятельности. Исчез папаша Мюллер, как будто его никогда и не было.

А ведь был. Есть весьма серьезные версии о том, что папаша Мюллер добровольно подался к близким по духу, стал одним из самых значительных за всю историю разведки информантов в КГБ. И если уж за сверхценные сведения помиловали самого начальника гестапо, то пожалеть каких-то попов сам Бог велел. Тем более, что не только за прошлые сообщения (как у Мюллера), а за текущие и будущие.

В то время, как любой гражданин, находящийся под оккупацией, давал показания и проходил проверки, а сотрудничавший с немцами и вовсе отправлялся в места не столь отдаленные Сибири, семья Ридигеров благоденствовала.

Например, псковского священника ныне архимандрита Санкт-Петербургской митрополии Кирилла, уличенного всего-то в получении дров в немецкой комендатуре, осудили на 10 лет за сотрудничество с оккупантами.

Ридигер-старший и при коммунистах оставался настоятелем. Ридигер-младший (цитирую официальную биографию) “в 1947 году… был зачислен сразу на 3-й курс семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской Духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с учебой в Академии (заочно). В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия (так в официозе, похоже, надо бы “бакалавра” — В.Л.) за курсовое сочинение “Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист”.

Вот откуда, оказывается, агентурное имя Алексия — Дроздов. Из его курсовой работы. Кличку эту он получил в 1958 году, после следующей аттестации органов. Ниже — недавно еще сенсационный документ, найденный в завалах документации Совмина Эстонской ССР архивариусом Таллиннского архива Юрью, после того, как Эстония стала самостоятельной страной. Цитирую:

“Отчет об агентурно-оперативной деятельности за 1958 год 4-го отдела КГБ при Совете министров ЭССР”.

“Состояние агентурно-оперативной работы по пресечению враждебной деятельности церковников и сектантов”. (Папка “Сов. секретно”. Эк. 2. Серия “К”).

“Агент “Дроздов”. 1929 года рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия... Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства... При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского.

За период сотрудничества с органами КГБ “Дроздов” зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный... К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви... После закрепления агента на практической работе... намечаем также использование его в наших интересах путем направления в капиталистические государства в составе церковных делегаций”.

После того, как Ридигер стал “Дроздовым” его карьера пошла фантастически круто вверх. Как у истребителя вертикального взлета.

Вот только перечень должностей:

17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея, становится настоятелем тартуского Успенского собора. Через три года был пострижен в монашество и стал Епископом, еще через три года — Архиепископом, 25 февраля 1968 года архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита. За десять лет человек делает карьеру, на которую у иных уходит жизнь.

В 1964 году 35-летний Алексий назначается на должность Управляющего Делами Московской Патриархии. И на этой ключевой, по его собственному признанию, должности, будущий Патриарх просидел целых 22 года. Он ведал там всеми церковными финансами и потому имел решающий голос при назначении на церковные должности.

За семь лет — с 1961 по 1968 годы — объезжает десяток стран (Израиль, Англию, ФРГ в том числе), и это при том, что священники не были особо выездными.

17 февраля 1974 года митрополит и Управляющий Делами Московской Патриархии Алексий политически грамотно пишет:

“Мера, примененная к А.Солженицыну Президиумом Верховного Совета СССР о лишении его гражданства СССР является вполне правильной и даже гуманной и отвечает воле всего нашего народа, о чем свидетельствует реакция советских людей на решение Президиума Верховного Совета. Церковные люди полностью одобряют это решение и считают, что к А.Солженицыну и ему подобным применимы слова ап. Иоанна Богослова: “Они вышли от нас, но не были наши” (1 Ин. 2,19). <...> Его имя и написанное им используется, особенно нашими политическими и церковными недругами, для разжигания ненависти и вражды против нашей Родины и Церкви, чтобы помешать разрядке международной напряженности и развитию добрососедских отношений между государствами Востока и Запада”.

Теперь же, не будучи метафизическим догматистом, как его патроним Дроздов, а будучи стихийным диалектиком, Алексий хвалит Солженицына за его твердое противостояние безбожному режиму.

В 1984 году Владыке Алексию было присвоено звание доктора богословия, хотя диссертация “Очерки по истории Православия в Эстонии” была представлена им на соискание степени магистра (то есть как бы кандидата наук) богословия. Оценили “Очерки”.

9 июня 1986 года Владыка Алексий назначен на вторую по значению кафедру Русской Православной Церкви — Петербургскую (в то время Ленинградскую) с поручением управлять Таллиннской епархией.

7 июня 1990 года — достиг он высшей власти — стал Патриархом.

Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал... Вашу Святыню пятнадцатым светильником Всероссийского Патриаршего Престола. Радуемся и сорадуемся от всего сердца и от всей души приветствуем Ваше Святейшество”.

Во всем этом взлете и оглушительном возгорании светильника имеется одно пятнышко семейного свойства, омрачающее всеобщую церковную радость.

Для того чтобы получить священнический сан, по православной традиции духовному лицу нужно быть женатому. И молодой Алексей Ридигер вступает в брак с дочерью настоятеля таллиннской православной церкви Рождества Богородицы. После чего скорострельным образом 22 августа 1958 года 29-летний рядовой священник, иерей Алексий становится протоиереем.

Однако кураторы из органов зрили дальше будущего Светильника. Они видели способного молодого человека в высших звеньях руководства РПЦ. А для попадания туда как раз наоборот, нужно выйти из белого духовенства (священников) и перейти в черное (монашество). У монахов же бытует обет безбрачия. Будучи благочинным Тарту-Вильяндиского благочиния Тартуской епархии, протоиерей Алексий оставляет жену и принимает 3 марта 1961 года монашеский постриг, а в августе того же года иеромонах Алексий назначается епископом Таллиннским и Эстонским, временно управляющим Рижской епархией, хотя хиротонисан (возведен в епископский сан) он будет чуть позже — 3 сентября 1961 года.

Трудно сказать, что говорил Алексей матушке, которая наслаждалась семейной жизнью всего три года, перед разводом, который сам по себе недопустим в православном церковном браке. Наверное, что-то вроде “Париж стоит обедни, а хиротония — женитьбы”. Или, скорее, стоит развода, чтобы не звучало двусмысленно. Чтобы матушка не поняла превратно, будто батюшке нужно на ней жениться повторно. Да и какие могут быть матушки, когда вокруг необозримые стада “христовых невест” в райских садах епархии-патриархии...

Во всяком случае, ни в официальной биографии Патриарха, ни в его разных интервью о браке (соответственно, и о разводе) ничего не говорится.

Что делает ныне патриархат под руководством святейшего светильника? Какие-такие труды кладет на пользу “Церкви, Отечеству и народу?”

Не буду перечислять официальные резиденции и подворья патриарха, его апартаменты в Храме Христа Спасителя, напоминающего ныне замок средневекового феодала, его дачу, его бронированный “Мерседес”, изготовленный по спецзаказу. Это все наносное, мирское, пустое. Все принадлежит не ему, хотя и дано пожизненно.

Процитирую кое-что из более важного.

“РПЦ и Минобороны создают совместный фонд и совместные счета для приватизации военной техники и имущества (плавсредств, аэропортов, заводов, средств связи и т.д.), что у РПЦ появились счета в иностранных банках. Церковь — идеальное место для вложения средств. Строительство, недвижимость, практически дармовая рабочая сила, государственные льготы, счета, на которые не смеет положить глаз ни один налоговый инспектор, и связи, связи, связи... Это, наверное, самый выгодный бизнес — извлечение прибыли из чужой веры”.

“Газета”, 13.10.1998

К этому следует добавить, что Алексий II охотно дает высшие церковные ордена (вроде святого Даниила) всем крупным “авторитетам”, которые делают большие пожертвования церкви. Это не просто дары за спасение души, как у какого-нибудь разбойника Кудеяра. Это своего рода страховой полис. Защитная броня. Как только на авторитета наезжает прокуратура или налоговики, так сразу же вперед выставляется иконостас из всех 4-х церковных орденов. Тут же звонок из канцелярии Патриархата: вы что, хотите снова начать гонения на русскую православную церковь? Вы кто, враги русских? Русского государства? Вы против духовной основы возрождающейся России? Нехристи?

Те сразу как черт от ладана и шарахаются.

Другое достижение: церковь под руководством Патриарха имела и имеет огромные налоговые льготы и, пользуясь ими, наладила очень прибыльную торговлю сигаретами и спиртным. Хорошо еще, что не наркотиками.

Еще одно достижение Патриарха: он является ярым противником всякого сближения католической и православной церквей. Противником экуменизма. Он все время выступает против посещения Папой Иоанном-Павлом II России.

Его роль в убийстве известного экумениста Александра Меня, который вез портфель с документами о сотрудничестве высших иерархов с КГБ в Москву и был зарублен топором 9 сентября 1990 года по дороге на станцию “Новая деревня”, — до сих покрыта мраком. Дело закрыто после нескольких постыдных попыток найти виновного. Известно лишь, что нынешний Патриарх категорически возражает против всякого обсуждения вопроса о предложении причислить Александра Меня к лику святых.

В июле 2001 года я участвовал в длинной трехчасовой передаче Александра Гордона “Хмурое утро”. Первые полтора часа толковал о своих представлениях, почему арестовали руководство спецгруппы “Р” в Москве, и почему передали ведение дел по борьбе с бандитами от МВД к ФСБ (отдел Р был создан для прослушивания телефонных переговоров чеченских полевых командиров, а, на самом деле, прослушивал своих и за деньги продавал информацию, как дельцам, так и чеченским боевикам).

Вторую половину передачи занял некий поп из катакомбной церкви, который поведал народу о всяких безобразиях, творящихся в РПЦ. Александр Гордон комментировал эти сообщения невообразимо: он в открытом эфире называл высшее лицо в церкви грязным подонком, низким подлецом и редким мерзавцем. Мало можно найти таких грубых слов и эпитетов (кроме разве, что матерных), которые бы не использовал небритый Гордон. Я сидел в стороне и то поеживался: что-то теперь будет? Спросил о возможных последствиях у Гордона. Он с ухмылкой ответствовал, что если бы по настоящему давать оценку тому, что знает он сам, то эти слова показались бы похвалами.

Через пару дней Гордон сказал, что на ТВ пришла от Патриарха телега с грозным рыком принять к нечестивцу самые строгие меры. И что? Ничего. Ровным счетом ничего не было. Как вел передачи Гордон, так и продолжал вести (косвенное доказательство свободы слова в России).

Я не буду касаться никаких других имен в РПЦ. Даже имен митрополитов Кирилла и Мефодия, которые ныне котируются как заменители болезного Алексия. И которые, в отличие от болгарских братьев, принесли на святую Русь не грамотное слово, а осведомительско-рваческое дело.

Просто скажу, что вряд ли можно ожидать некоего духовного оздоровления и просвещения от архипастыря, который под нелепыми предлогами много лет (с 1999 года) отказывается от возвращения в Россию иконы Казанской Божьей Матери, ныне находящейся у Папы Римского. Икона была обретена 8 июля 1579 года десятилетней девочкой Матреной, и, по древнему поверью, способна вернуть России возрождение. Икона хранилась в Казанском соборе на Красной площади в Москве и соборе Казанской Божьей Матери в Петрограде, откуда в начале 1920-х годов была продана за границу вместе с другими церковными ценностями через Торгсин.

Сам папа готов ее возвратить. Тем более что комиссию по возращению возглавляет сам Путин (к 1000-летию Казани в 2005 году). Но нежелание видеть главу “проклятых латинян” столь сильно, что Патриарх предпочитает видеть бедствия страны, но не лицо папы с его иконой.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки