Отцы-основатели. Война за независимость

Опубликовано: 19 ноября 2004 г.
Рубрики:

Краткая справка

В мае 1775 г. делегаты от 12 из 13 британских колоний встретились в Филадельфии на Втором Континентальном конгрессе (делегаты от Джорджии прибыли несколько месяцев спустя). Настроение делегатов было неважное: всего за три недели до этого британские солдаты схватились с членами массачусетской милиции в Лексингтоне и Конкорде. С этого и началась Война за независимость, она же — Революция. Целью Конгресса было направить восставшие колонии по пути борьбы за их независимость.

Делегаты немедленно послали солдат из других колоний на помощь восставшим массачусетским патриотам. Командовать этой новой Континентальной армией было поручено Джорджу Вашингтону, депутату от Вирджинии. Одновременно был создан флот и выпущены деньги, заменившие английские. В июле 1776-го, когда стало ясно, что разрыв между колониями и метрополией неминуем, Конгресс утвердил Декларацию Независимости. Она была написана депутатом от Вирджинии Томасом Джефферсоном и подписана президентом Конгресса Джоном Хэнкоком.

Пока бушевала война, Конгресс работал над созданием конституции нового государства. Она вступила в силу в 1781 году под названием Статьи Конфедерации (Articles of Confederation) после утверждения необходимым числом штатов. Вслед за этим Второй Континентальный конгресс был заменен Конгрессом Конфедерации.

 

Пестрые факты

Три месяца спустя после сражения при Лексингтоне колонисты, уже знавшие, что британский парламент согласился удовлетворить большинство их требований, решили сделать попытку мирно вернуться в лоно Британской империи. Джон Диккинсон составил так называемую “Петицию оливковой ветви”, которую подписали почти все те же делегаты, что несколько позже подпишут Декларацию независимости. Но король-идиот Георг III заявил, что он не желает иметь дело с мятежниками. Видимо, Провидению было угодно, чтобы Соединенные Штаты появились на свет.

* * *

4 июля 1776 года король Георг III, регулярно ведший дневник, записал: “Сегодня ничего особенного не произошло”. Он понятия не имел о том, что именно в этот день в Филадельфии произошло нечто совсем особенное: родились Соединенные Штаты Америки.

* * *

Когда в 1787 году в Филадельфии собралась так называемая Американская коституционная конвенция, обсуждения проходили в обстановке такой секретности, что на протяжении 60 лет никто понятия не имел о том, что там происходило. Американцы получили “готовый продукт” в виде утвержденной конституции. Но никто не знал о страстных спорах, взаимных оскорблениях, безобразных сценах и безжалостной корректировке первоначального текста. Даже сегодня об этом знают лишь те, кто специально интересуются ранней историей США.

* * *

Вплоть до 19 января 1777 года Континентальный конгресс держал в тайне имена делегатов, подписавших Декларацию независимости. Причиной этого было допущение, что война может быть проиграна, власть англичан восстановлена, и подписавшие Декларацию в этом случае будут судимы как изменники и повешены. Делегаты же, помимо своей фамилии, указывали только колонию, от имени которой они подписали документ.

И лишь после всех подписей, в самом низу пергамента, стояло дерзкое: “Чарльз Кэрролл из Кэрроллтона, Мериленд”. Этот делегат, на случай повешения, хотел, чтобы англичане знали точно, где его найти.

* * *

Декларация независимости была явлением неслыханным по тем временам и целиком навеянным идеями просветителей. Можно было просто объявить свою независимость и выход из Британской империи, но члены Континентального конгресса желали, чтобы цивилизованный мир понял, какие идеи ими движут. И именно с этой целью они попросили вирджинца Томаса Джефферсона изложить эти идеи на бумаге, по возможности, ясно и доступно. Джефферсон изложил в своей “Декларации” два важнейших принципа:

1. “Все люди сотворены равными и наделенными своим Создателем рядом неотъемлемых прав”.

2. “Чтобы эти права воплощать в жизнь и обеспечивать их, существуют правительства, обязанные издавать справедливые законы и этим законам подчиняться”.

Члены Конгресса внимательно изучили текст Декларации, сочли его полностью удовлетворяющим их требованиям и единогласно проголосовали за него 4 июля 1776 года.

* * *

Томас Джефферсон, автор Декларации Независимости и 3-й президент Соединенных Штатов, был необычайно разносторонним и талантливым человеком: политик и дипломат, философ и ученый, изобретатель, архитектор и музыкант. Это именно при нем состоялась покупка Луизианы у французов, сразу вдвое увеличившая территорию Соединенных Штатов.

* * *

Когда началась Война за независимость, губернатором Нью-Джерси был заядлый роялист, делавший все, чтобы помогать британским войскам. Он был арестован по приказу революционного конгресса Нью-Джерси, заключен в тюрьму, и жизнь ему сохранили только из уважения колонистов к его отцу. Он был обменен на пленных американцев, захваченных англичанами и отправлен в Англию. Это был Уильям Франклин, сын Бенджамина Франклина.

* * *

Эндрю Джексон, будущий президент Соединенных Штатов, сделался пленником англичан во время революции, когда ему было всего 13 лет: он дерзко отказался чистить ботфорты британскому офицеру.

* * *

Восемь британских солдат и один офицер, ответственные за так называемую “Бостонскую бойню” 5 марта 1770 года, на самом деле защищали собственную жизнь. Окруженные разъяренной толпой, швырявшей в них камни и куски льда, перепуганные солдаты стали стрелять без всякого приказа. При рассмотрении этого дела присяжные массачусетского суда признали, что это было не убийство, а самооборона и оправдали семерых “красномундирников”. Двое же были найдены виновными, но приговорены к заключению условно.

Традиционно считается, что “Бостонская бойня” была первым кровопролитием между колонистами и британскими солдатами, приведшем к Американской революции и войне. Но это не совсем так. Двумя месяцами раньше мятеж вспыхнул в Нью-Йорке: британские солдаты повалили установленный нью-йоркцами “шест свободы” и в свалке застрелили одного мятежника.

* * *

Джордж Вашингтон вовсе не был первым революционным генералом — до него был Артемас Уорд. Выпускник Гарварда и владелец магазинов в Массачусетсе, Уорд был делегатом первого и второго провинциальных конгрессов колонии Массачусетс. В апреле 1775 года он принял командование над армией, осадившей Бостон, а в мае ему официально были присвоены чин генерала и должность главнокомандующего революционной армией Массачусетса, — фактически главнокомандующего американской армией. Когда же Вашингтон был назначен верховным главнокомандующим, Уорд стал вторым по значению военачальником, получив ранг генерал-майора. Он был недоволен назначением Вашингтона и предложил Конгрессу сместить его после падения Бостона в марте 1776 года. После отхода главных сил Вашингтона в Нью-Йорк, Уорд оставался командиром Бостонской армии вплоть до марта 1777-го, когда он сам ушел в отставку.

* * *

Когда Вашингтон был главнокомандующим революционных войск, была сделана попытка его похищения с целью обезглавить революцию. В заговоре участвовали губернатор колонии Йорк Уильям Трайон, мэр города Нью-Йорка Дэвид Мэттью (оба — члены партии тори, сторонники сохранения колониальной системы) и один из телохранителей Вашингтона — Томас Хикки. Заговор был раскрыт, Хикки предстал перед военным трибуналом и был повешен за измену и мятеж 28 июня 1776 года.

* * *

Когда после окончания войны за независимость Положение о Конфедерации было принято и утверждено в качестве инструмента управления бывшими британскими колониями, колония Канада тоже получила приглашение присоединиться к Конфедерации. Это была единственная колония помимо 13 оригинальных, получившая подобное приглашение, и она решила не присоединяться к вновь созданному государству. Случись иначе, вся история и состав Соединенных Штатов имели бы совершенно иной вид.

* * *

Как минимум дважды — в 1774 и 1775 годах — представители индейской Конфедерации ирокезов рекомендовали американским колонистам создать у себя конфедерацию подобного типа. Это несомненно оказало свое влияние, но теперь об этом мало кто помнит и знает в Соединенных Штатах.

* * *

Около четверти всей армии Вашингтона (около 5400 человек) погибло во время Войны за независимость в сражении под Чарльстоном (Южная Каролина) в мае 1780 года.

* * *

Когда в 1777 году Конгресс принял закон о флаге Соединенных Штатов, там говорилось о чередующихся 13 красных и белых полосах, но не указывалось, какими они должны быть — вертикальными или горизонтальными. Поэтому каждый изготовлял себе флаг по собственному вкусу.

* * *

Вообще-то, Соединенные Штаты образовались по недоразумению — из-за медлительности и несовершенства тогдашней системы связи. Сами колонисты первоначально отнюдь не желали выхода из состава Британской империи, они требовали лишь разумной автономии в ее пределах. Лорд Норт, британский премьер-министр при короле Георге III, предложил в 1775 году парламенту целый ряд мер, удовлетворяющих требования колонистов: собственное налогообложение, собственную гражданскую администрацию и собственную оборону.

Парламент утвердил всё вышесказанное, но весть об этом дошла до колоний лишь 24 апреля — пять дней спустя после сражения при Лексингтоне, послужившего искрой, зажегшей Американскую революцию.

* * *

Когда Пол Ревир, официальный курьер, назначенный Массачусетской провинциальной ассамблеей, поздней ночью18 апреля 1775 года добрался до Лексингтона, чтобы предупредить собравшихся там вожаков мятежников о том, что к городу продвигаются британские солдаты, — его не узнали, сочли за провокатора и отказались верить. К счастью для Американской революции, Джон Хэнкок все же узнал голос Ревира, будущие революционные вожди, включая Хэнкока и Адамса, поняли, что их хотят захватить, и немедленно бежали в Конкорд. Впоследствии Генри Лонгфелло посвятил этому событию свою знаменитую поэму “Ночная скачка Ревира”, которую знает каждый американский школьник.

Но если бы Лонгфелло и не прославил Ревира, тот все равно был бы знаменитым: он считался лучшим чеканщиком по серебру своего времени, и кубки его работы занимают ныне почетное место во многих крупнейших музеях.

* * *

Джон Адамс, один из самых известных американских патриотов и не менее известный адвокат, взял на себя защиту английского капитана и его восьми солдат, обвиненных в упоминавшейся выше “Бостонской бойне”. Адамс был настроен в высшей степени антианглийски, бостонцы яростно требовали казнить “убийц”, и все-таки, считая, что справедливость превыше всего, он взялся защищать их. Он выиграл дело, но полагал, что навсегда погубил свою карьеру. Его сограждане, однако, прониклись к нему восторженным уважением.

* * *

12 июня 1775 года британские власти предложили повстанцам всеобщую амнистию, если они немедленно сложат оружие. Амнистии не подлежали лишь два человека — Джон Хэнкок и Сэмюэл Адамс: если бы их схватили, они бы были повешены.

* * *

Самое крупное морское сражение в период Войны за независимость произошло 27 июля 1777 года у восточного побережья Индии, между англичанами и французами — союзниками американцев. Французской эскадрой командовал граф д’Эстен, английской — адмирал Кеппел. Жестокое сражение продолжалось целый день, но ни один корабль не был потоплен, и с наступлением темноты враги разбежались по своим портам — ремонтироваться.

* * *

Первая победа колонистов над британским флотом произошла... на суше. Весной 1776-го эскадра английских военных кораблей под командованием коммодора (капитана первого ранга) Питера Паркера, с 2500 морских пехотинцев под началом генерала Генри Клинтона, подошла к Чарльстону с целью захватить город. Американцы, во главе с полковником Уильямом Мултри, схватились с англичанами врукопашную, одолели их и едва не захватили корабли. Коммодор Паркер в панике бежал с рейда.

* * *

Помощники Вашингтона составили план похищения сына короля Георга III — Уильяма, служившего мичманом в королевском флоте, стоявшем на Нью-Йоркском рейде. Это было в 1782 году, несколько месяцев спустя после Йорктауна, но еще до формального подписания мира и возвращения Нью-Йорка американцам. Принц Уильям часто гулял в окрестностях Нью-Йорка, и Вашингтон согласился с планом, назвав его “восхитительно дерзким”. Но англичане что-то заподозрили, была усилена охрана королевского сынка, и план отпал.

* * *

Хотя британцы под командованием Корнуэльса сдались в Йорктауне 19 октября 1781 года, предварительные статьи мирного соглашения в Париже, положившего конец Войне за независимость, не были подписаны до ноября 1782-го. Еще год прошел, пока англичане покинули Нью-Йорк. И лишь 4 декабря 1783-го Вашингтон триумфально въехал в Нью-Йорк, который он оставил в 1776-м.

* * *

Почти в самом конце Революции Конгресс был вынужден бежать из Филадельфии (тогдашней столицы) — не из-за наступления англичан, но из-за восстания пенсильванских солдат, требовавших выплаты им жалования. Заседания Конгресса были перенесены сначала в Трентон, Нью-Джерси, а потом в Аннаполис, Мериленд.

* * *

Конституционная гарантия свободы прессы — чисто американское изобретение: оно было вызвано прежними конфликтами между британскими властями и издателями-колонистами.

* * *

О знаменитом сражении на Банкерс-хилл (Bunker’s Hill),17 июня 1775 года, Чарлстаун, Массачусетс. Революционная война началась в апреле 1775-го, и Бостон находился в руках британских солдат. Американцы же занимали все пригороды Бостона, и им был известен план англичан захватить Чарлстаун, перейдя реку Чарлс-ривер прямо у Бостона. Чтобы не допустить захвата, ночью, 16 июня, 1200 американцев прибыли на холм Банкерс-хилл и начали рыть на нем оборонительные траншеи. На рассвете эту работу увидел британский генерал Томас Гейдж и приказал кораблям, стоявшим на бостонском рейде, обстрелять холм. Снаряды, однако, не долетали до цели, и Гейдж послал 2000 солдат переправиться через реку и выбить с холма американцев. У этих последних было мало боеприпасов, и их командир, полковник Уильям Прескотт, приказал им “не стрелять до тех пор, пока они не различат белков глаз противника”. Англичане дважды штурмовали холм и дважды отступали с большим уроном. При третьей атаке, потеряв в общей сложности 1000 человек (вдвое больше, чем американцы), они захватили Банкерс-хилл. Но именно в этой стычке американцы, не имевшие никакого опыта в ведении войны, почувствовали, что они могут сражаться с англичанами на равных.

Самое же интересное заключается в том, что той знаменитой ночью американцы перепутали холмы и вместо Банкерс-хилла укрепили Бридс-хилл, и сражение шло именно за этот последний. Но традиция победила, и этот знаменитый в американской истории бой все равно был назван “сражением за Банкерс-хилл”.

* * *

Трения между жителями Бостона и расквартированными здесь британскими солдатами существовали давно, и нужен был лишь повод, чтобы эта взаимная неприязнь прорвалась наружу. Это и произошло вечером 5 марта 1770 года, у здания таможни. Некий молодой бостонец и стоявший у таможни часовой затеяли перебранку. К бостонцу присоединилось еще несколько его земляков, начавших швырять в часового куски льда. Тот позвал на помощь, и она явилась в виде капитана Томаса Престона и семи его солдат. Их окружила разъяренная толпа и стала швырять в них что попало. Перепуганные солдаты стали стрелять, и мгновение спустя пять убитых бостонцев лежали на снегу.

Вожаки колонистов, особенно Сэмюэль Адамс, немедленно использовали этот инцидент для антианглийской пропаганды, окрестив его “Бостонской бойней” и потребовав, чтобы британские солдаты покинули Бостон, а Престон и иже с ним были преданы суду за убийство. Оба требования были выполнены.

* * *

В 1790 году президент Вашингтон во главе 13000 солдат появился в восточной Пенсильвании. На этот раз, однако, он шел сражаться не с британцами, а с пенсильванскими фермерами, поднявшими мятеж против только что введенного Конгрессом закона о налоге на виски, которое фермеры изготовляли из кукурузы. Устрашенные видом армии с победоносным генералом во главе, фермеры согласились безропотно платить налог. Но самое интересное то, что в течение Войны за независимость Вашингтон никогда не имел под рукой армии такой величины!

* * *

Когда маркиз Лафайетт, посвятивший себя борьбе за свободу американских колоний, умер в 1834 году, в США был объявлен траур в честь “американского маркиза”, и все флаги в стране приспущены. Последний раз Лафайетт приезжал в Штаты из Франции в 1824 году, и, уезжая обратно, он взял с собой ящик с американской землей. Десятью годами позже этой землей осыпали его могилу.

* * *

Самым блестящим оратором Американской революции считался вирджинский адвокат Патрик Генри. Это ему принадлежат знаменитые слова: “Неужели жизнь так дорога или мир так приятен, что они могут быть куплены ценой цепей рабства? Я не знаю, каким путем пойдут остальные, но что касается меня — то дайте мне свободу или дайте мне смерть!”.

И еще. На Первом Континентальном конгрессе, когда среди делегатов наметился совершенно очевидный разброд, Генри воскликнул: “Не существует отныне различий между вирджинцами, пенсильванцами, нью-йоркцами и выходцами из Новой Англии! Я — не вирджинец, я — американец!”

И вот этот-то блестящий оратор имел весьма посредственное образование, и Томас Джефферсон характеризовал его как “ленивейшего и ненавидящего чтение человека, какого он когда-либо видел”.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки