Игрушка — откуп или подкуп? и другие рождественские истории

Опубликовано: 16 декабря 2011 г.
Рубрики:

toys_gift_for_kids_w.jpg

В магазине детских игрушек
В магазине детских игрушек в дни Рождественской распродажи
В магазине детских игрушек в дни Рождественской распродажи
В Америке два «безумных» месяца в году. Весенний и зимний. Март — месяц баскетбольного безумия, декабрь — торгового. Если быть точным, зимнее безумие начинается в ноябре, с пресловутой «черной пятницы» после Дня Благодарения, и заканчивается в сочельник, канун Рождества. Львиная доля годовых продаж выпадает на Holiday Season, сезон предрождественской торговли. Осатанелый покупатель сметает с полок все подряд. Надо одарить родных, друзей, сослуживцев, соседей, слесаря, электрика, сантехника, почтальона, лендлорда. И, конечно же, в первую очередь любимых чад ясельного, детсадовского и младшего школьного возраста. Пока еще дети верят или делают вид, что верят в Санта-Клауса. В конце концов, Рождество и Новый год — главным образом для них. По данным одной зловредной общественной организации Buy Nothing Christmas («Не покупай ничего на Рождество») за декабрьскую торговую горячку средний американец тратит свыше тысячи долларов. Больше половины идут на подарки детям.

Не считая остальных трат в течение года... Американские мамы-папы, бабушки-дедушки — рекордсмены мира по части родительской щедрости. Население нашей страны составляет 4,5 процента от населения земного шара, но мы покупаем и, соответственно, дарим 40 процентов производимых в мире игрушек. Типичный американский первоклассник ежегодно получает от 70 до 200 подарков! Названия и назначение многих он просто не знает.

Есть у меня знакомый молодой человек Джордж, пяти лет от роду, из смешанной русско-американской семьи. С тремя поколениями с обеих сторон — родители, бабушки-дедушки, прабабушки, дяди-тети, двоюродные братья и сестры. Папа и мама Джорджа учатся и работают. Поэтому при первой возможности отдают сына на день-два многочисленной родне. Из очередной «командировки» молодой человек возвращается с новой партией безделушек.

Апофеоз подарков для Джорджа приходится на Рождество и дни рождения. Тут уже серьезные покупки, не меньше сорока-пятидесяти долларов каждая. Спальня ребенка становится похожей на пещеру Аладдина или подсобку магазина Toy “R” Us. Вскоре большинство игрушек идут на вечное хранение в кладовки и бейсмент. Среди них — 300-долларовая железная дорога, 200-долларовый говорящий носорог почти в натуральную величину и 100-долларовая крепость. Иррациональная щедрость для небогатой родни Джорджа — не исключение, а норма американского отношения к ребенку. Грустное и смешное. Любимые игрушки Джорджа: дома — диванная подушка и совок для мусора, на улице — сухие ветки и сучки деревьев в качестве мечей и револьверов.

С одной стороны, вроде бы явный сигнал пресыщения. С другой, потребительские аппетиты Джорджа растут вместе с ним. Теперь ему мало пластмассовых танков и пожарных машин, уже нужны консоли, игровые приставки и DVD с мультиками по тридцатке за диск. Как правило, его покупательские капризы — не сегодня, так завтра — претворяются в жизнь. Даже без «шантажа», истерик и нажима. Джордж это хорошо усвоил. Стоит лишь в магазине показать на приглянувшуюся цацку. В его семье любовь Джорджа завоевывают путем «подкупа». Чем больше дарим, тем больше любим.

Джордж из поколения Born to Buy. Так специалисты по детской психологии характеризуют детей, с пеленок вовлеченных в рыночный потребительский процесс. К пяти-семи годам они уже продукты коммерческой культуры и прочно сидят «на игле» вещизма. По мнению ученых, детский «консюмеризм» явление с далеко идущими негативными последствиями, как в психологии, так и физическом состоянии ребенка. Ненасытная жажда потребления порождает будущую социальную и экономическую безответственность во взрослой жизни, неготовность к разумным тратам. Приобретательство сродни наркотику. Для поддержания «тонуса» ребенку нужнo все больше и больше новых вещей. Но вдруг родители теряют работу — и «аккумулятор оптимизма» остается без подзарядки. Ребенок впадает в депрессию. Отсюда один шаг до физических проблем со здоровьем. Типичные симптомы детского «потребительского голода» — меланхолия, стрессы, головные боли, нервные срывы, проблемы с желудком.

В подростковом возрасте тинейджеры-шопоголики предрасположены к нарциссизму, обособлению от сверстников, психической неуравновешенности, дефициту усидчивости и рискованному поведению — курению, алкоголю и наркотикам.

Конечно же, сам ребенок не рождается шопоголиком. Таковым его делают взрослые...

Родители устали после работы, у них нет ни времени, ни желания, ни сил еще и играть с ребенком. Пусть лучше сам возится с новой игрушкой и сам с собой...

У бабушек-дедушек свои проблемы. Гонять во дворе мяч — не тот возраст. Играть в компьютерные игры бесполезно, пожилые ничего в них не понимают. Русская бабушка Джорджа и рада бы больше общаться с внуком, но между ними языковый барьер. Джордж почти ничего не понимает по-русски. Поэтому бабушка свою главную задачу видит в том, как вкуснее накормить внука, а чтобы он не путался под ногами, включает его любимые мультики. Как только они надоедают, она покупает ему новые диски.

Тенденция к подарочному задабриванию ребенка — коварная вещь. Детские психологи отмечают, что в эмоциональном плане подарок имеет мимолетный эффект. Ребенок получил разовое удовольствие и вскоре о нем забыл. Гораздо больший и глубокий след в его сознании и памяти остается от общения с взрослыми. Это может быть, что угодно. Общее складывание пазла, помощь маме на кухне, игра в баскетбол с отцом, совместное посещение кукольного спектакля, спортивного соревнования, поездка семьей за город или в отпуск. Ребенок через короткое время забудет новую игрушку, но будет долго помнить игру в снежки или роль в домашнем спектакле. Сделанный с его участием, а не купленный в магазине, костюм к Хэллоуину. Раскрашенные своей рукой новогодние открытки. И, разумеется, украшение рождественской елки.

Все вышесказанное вовсе не значит, что детям вообще ничего не надо дарить. Детства без подарков не бывает, нужен лишь здравый смысл. Любовь детей к нам, взрослым, не покупается за деньги. Она произрастает из других материй.

 

Калькуляция благотворительности

Волонтеры Армии Спасения с колокольчиками в руках и котелками для сбора средств на благотворительность — одна из примет приближающегося Рождества и Нового года.

Полную версию читайте в бумажном варианте журнала «Чайка». Информация о подписке в разделе «Подписка»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки