Большой дом с привидениями

Опубликовано: 16 ноября 2011 г.
Рубрики:

 

Рядовым россиянам интересно: как это делается, как прокручиваются грандиозные махинации? Не судебный отчет читать, а проследить некий внутренний механизм, с психологическими и бытовыми нюансами.

Например, однажды подошел бизнесмен Вагиф к чиновнику Василию и сказал: «Давай отпилим вон тот кусок от бюджета: ты в правительстве через Петра организуешь законопроект в Госдуму, а я в парламенте с Николаем и Мухтаром поговорю, обеспечу прохождение. Но для этого надо еще сделать следующее...» И так далее.

Увы, в деталях, знать нам не дано. Для этого нужен рассказ людей изнутри. А они как привидения — вроде есть, и вроде их нет. И уж точно они молчат и будут молчать. Великая омерта (закон молчания) с начала 90-х годов, со времен приватизации и залоговых аукционов, когда и появились вдруг миллиардеры-олигархи, хозяева всего, что считалось государственным, как нам внушали — всенародным. Мы имеем только общие представления. Но документы, недавно обнародованные борцом с коррупцией блогером Алексеем Навальным, проливают некоторый свет, во всяком случае — свидетельствуют о чудесных превращениях.

19 ноября 2007 года на совещании у заместителя председателя российского правительства Жукова А.Д. обсуждался вопрос о покупке у правительства Венгрии здания по адресу: Москва, улица Красная Пресня, 3. Там располагалось венгерское торговое представительство. Присутствовали: Козак Д.Н.(в то время министр регионального развития, сейчас — вице-премьер), Медведев Ю.М.(и. о. руководителя Росимущества), Вексельберг В.Ф.

Сразу вопрос: причем тут олигарх-миллиардер Виктор Вексельберг, частное лицо?

Протокол совещания объясняет: «Принять необходимые меры, направленные на приобретение в собственность Российской Федерации здания... для безотлагательного размещения в нем Министерства регионального развития Российской Федерации... имея в виду принципиальное согласие на данную сделку группы компаний «Ренова», которая по ранее достигнутому соглашению с Венгерской стороной является в данное время покупателем этого здания, без привлечения средств федерального бюджета».

Из текста следует главное — «без привлечения средств федерального бюджета»! То есть группа компаний «Ренова» (вот почему там присутствовал Вексельберг, глава компании) купит у венгров большое здание и передаст его нашему правительству. Совершенно бесплатно.

Можно только порадоваться. Хотя не имеет права правительство получать от частной компании такие подарки! Это можно расценить как завуалированную взятку, а? Вексельберг нам дом на миллионы долларов, а мы ему — благорасположение в его бизнес-проектах? Ну ладно, дело привычное, говорят, на том их чиновно-бизнесменский мир стоит. А может, и вся страна.

«Ренова» купила здание. За 21 миллион долларов.

Затем, 10 ноября 2008 года, принимается федеральный Закон о поправках в бюджет РФ, по которому правительству выделяется 3 миллиарда рублей на покупку того самого здания. Значит, уже у «Реновы». Хотя в документах правительства четко написано было: «Без привлечения средств федерального бюджета».

 

Этот момент в документах, публикуемых Навальным, освещен одной лишь строкой из закона. А не мешает рассмотреть его подробнее. Здесь, в некотором роде, ключевой момент всей операции. Деньги не берутся ниоткуда. Ими распоряжается народ в лице депутатов Госдумы. Как провели перекупку через комиссию по бюджету и пленарное заседание? Уж там-то много зорких глаз из других фракций («Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР), есть там люди, имеющие приватную информацию из стен правительства, они непременно заинтересуются: как так, почему мы покупаем то, что нам уже подарено?

Первое заседание проходило 17 октября 2008 года. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» представлял на рассмотрение депутатов вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Его поддержали председатель Счетной палаты Сергей Степашин и первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба. Выступали депутаты, критиковали, одобряли, спорили. Но нигде ни слова — о покупке здании для минрегиона.

Два раза прочитал стенограмму — ни слова.

Покупка всплыла через 5 дней, на заседании от 23 октября 2008 года. В тот день законопроект принимался сразу во втором и третьем чтениях.

Поднялась депутат Вера Лекарева (партия «Справедливая Россия»): «Я предлагаю вместо приобретения здания для Министерства регионального развития, которое прекрасно располагается на Садовой-Самотечной улице, перераспределить эти средства на создание детских спортивно-оздоровительных центров для детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации».

Заместитель председателя комитета по бюджету Виталий Шуба ответил: «Мы никоим образом не возражаем против того, что в Российской Федерации должны развиваться физическая культура и спорт. Но при этом источник финансирования, который предложила Вера Александровна, 3 миллиарда рублей, не может быть поддержан по той простой причине, что в блоке принятых поправок есть поправка 5, которая определяет, что 3 миллиарда рублей выделяется на строительство или приобретение здания для Министерства регионального развития».

И все.

Больше на заседании про покупку здания не говорил никто. Мы знаем лишь, что был, оказывается, какой-то «блок поправок», и потому ничего изменить нельзя. Вроде как этот блок — нечто неприкасаемое. Но что за блок, где и когда он принимался — не нашел я в стенограммах заседаний от 17 и 23 октября ни строки.

Виталий Шуба случайно выдал дополнительную информацию: «Выделяется на строительство или приобретение здания...» То есть, возможно, где-то в каких-то документах вставлено было слово «строительство». Строительство — это всегда вызывает доверие, это — созидание, создание нового, вплоть до новых рабочих мест, зарплат трудящимся...

 

Мы опять же в точности не знаем, но уже имеем представление, что протащили покупку через Госдуму в бюджет очень ловко и хитро, практически незаметно. Потом к этим 3 миллиардам рублей так же незаметно прибавились еще 500 миллионов из каких-то других средств.

Теперь арифметика. «Ренова» купила здание у венгров за 21 миллион долларов, а продала Российской Федерации за 116 миллионов долларов.

Специалисты определяют рыночную стоимость здания в 50 миллионов долларов. Значит, и кто-то из бывших друзей по соцлагерю что-то поимел на покупке-перекупке.

В феврале 2011-го арестовали бывшего посла Венгрии в РФ, бывшего статс-секретаря МИД Венгрии и бывшего директора венгерского ведомства по госимуществу. Наверно, узнав, и у нас некоторые фигуранты спохватились, насторожились. В сентябре 2010 года Д.Н.Козак, ставший вице-премьером, распорядился расторгнуть сделку как совершенную «с явными нарушениями закона».

То есть признал нарушение закона. Преступление, грубо говоря.

Однако Следственный комитет отказывается возбуждать уголовное дело «в связи с отсутствием в деянии состава преступления».

Правда, Генеральная прокуратура поручила министерству внутренних дел разобраться. Что будет — никто не знает. Разговоры идут в основном о Вексельберге — главе «Реновы». Мол, он нынче — на главном направлении модернизации России, на нем все Сколково держится. А Сколково — президентский проект, наше окно в мир. Более того — зеркало. И, разумеется, никому не позволят пачкать его мутными уголовными потеками.

Но при чем тут Вексельберг? Он — частное лицо, бизнесмен. А у людей бизнеса в уставах их предприятий написано, что фирма создается «для извлечения прибыли». Ну, купил у венгерского правительства. Ну, продал российскому правительству. Получил прибыль. Не хотели бы — не продали и не купили. Значит, захотели.

Значит, дело в других лицах. Но об этом почему-то забывают. Гнев общественности во всех случаях направлен против «олигархов-кровососов». Как будто они развелись сами по себе, от сырости.

 

И потому у нас идет борьба с теми, кто вскрывает коррупционные схемы. Например, с тем же Навальным. Будто бы задействовано крупное рекламное агентство, получившее на эти цели 10 миллионов рублей, наняты сотни блогеров с оплатой 100 долларов за пост, разрабатываются видеосюжеты с подобранным актером, похожим на Навального, изготовление компрометирующих документов посредством фотошопа и т.п.

Похоже на правду, потому что полностью соответствует и давнему советскому и современному стилю таких кампаний, исходящих из бюрократических структур. Они начинают кого-либо дискредитировать, когда уже поздно. Да, считается, «дремучие каноны» — самые верные, есть классическое правило, по которому надо говорить и писать что угодно — что-нибудь, да останется в сознании народном. Но правило действенно на ранней стадии, когда искомый персонаж неизвестен или малоизвестен.

А когда уже есть репутация, тем более такая, как у Навального, компроматы чаще всего только увеличивают популярность компрометируемого.

Репутация Алексея Навального — борец с коррупцией. Относительно молодой человек (1976 года рождения), юрист и финансист, он богат и независим, своего бизнеса, который можно прихлопнуть, не имеет. Состояние сделал на скупке акций, стал мелким (миноритарным) совладельцем крупнейших сырьевых компаний. И на этом основании (акционер!) стал требовать отчетов о деятельности. Три года назад потребовал объяснить, почему треть российской нефти продает за рубеж одна неизвестная фирма — Gunvor, кто ее владельцы? Почему руководство крупнейших российских компаний — «Роснефть», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» — скрывают от акционеров информацию о своем сотрудничестве с Gunvor? (Фирма принадлежит шведскому гражданину и финскому гражданину российского происхождения, известному дружескими отношениями с российским премьер-министром. Третий владелец неизвестен.)

Навальный вскрыл махинацию Внешторгбанка, который закупил в Китае буровое оборудование по завышенным в полтора раза ценам, и добился отставки руководителя «ВТБ-Лизинг». В прошлом году Навальный опубликовал документы о хищении 4 миллиардов долларов при строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Сейчас он осуществляет народный проект «РосПил», разоблачающий коррупционные конкурсы при государственных закупках. «Рос­Пил» народный не только потому, что информация туда поступает из всех градов и весей — деньги на него собираются по всей стране, за первые четыре месяца пожертвовано 6,5 миллиона рублей.

Его блог navalny.livejournal.com — победитель в номинации «Лучший блог политика или общественного деятеля», его посещают миллионы.

Поэтому пытаться скомпрометировать Навального — значит умножать его популярность. Впрочем, надо дать и другой взгляд. Из апрельских опросов Левада-Центра следует вывод, что известность Навального несколько преувеличена. О нем знают только 6 процентов жителей России. «В то же время 68 процентов доверяют его сообщениям о коррупции и считают их достоверными», — сообщает социологический центр.

Эти 94 процента, не знающие о Навальном, вроде бы дают противникам Навального некоторую надежду: если начать «мочилово» по телевидению, то можно рассчитывать на результат. Однако ТВ — чересчур. Не та фигура. Одно дело — бывший московский мэр, слава о жене-миллиардерше которого катилась по Руси великой, а тут — какой-то блогер. И если его изничтожают посредством ТВ — дело точно не чисто. Словом, и здесь наиболее вероятен эффект от противного. Тогда Навальный мгновенно станет всенародным.

 

Пока же в интернет вбросили часть его личной переписки. Хорошо бы узнать, что это за хакер, взломавший почту, и если он абсолютно частное лицо, то какое ему дело до личной переписки Навального?

Навальный признал, что 90 процентов материалов — точно из его почты. Ну, а 10 процентов, скорее всего, «художественная литература» неизвестных авторов. Наверно, к ней относится и послание некоего незнакомца, судя по содержанию, матерого политтехнолога: «Напоминаю вам, что вы обязаны мне всем в своей карьере, я вас раскрутил. Теперь опубликуйте три заказных поста и получите за это 50 тысяч долларов, завтра же мой человек передаст вам первые 20».

Должен заметить, что уж матерые-то политтехнологи знают, кто у нас главный провайдер, и вряд ли будут договариваться о столь щекотливых делах по электронной почте.

Обвинение в том, что он агент влияния США (в Йельском университете стажировался), давно не новость. Навальный действительно агент влияния. Только не в трактовке Социологического словаря: «Должностное лицо, либо лицо, пользующееся общественным доверием и авторитетом, осуществляющее систематическую деятельность по реализации целей политики иностранного государства».

Он, российский блогер, ощутимо влияет на атмосферу в информационном, общественном пространстве. Один из видеороликов, присланных Навальному и недавно размещенный им в Сети, за несколько первых дней собрал рекордный миллион просмотров. А уж для тех, кто привык «распиливать бюджет» в тиши и спокойствии — кость в горле. Потому, наверно, к обвинению в работе на госдепартамент США прибавилось прямо противоположное — подсадная утка Кремля. Обоснования запутанные. Мол, с Волошиным (бывшим главой президентской администрации) встречался в каком-то клубе. Ну, в тот клуб ходят на водопой самые разные представители политической и прочей фауны. Только что за нужда проводить конспиративные планерки на глазах бандерлогов, которые завтра же разнесут весть по джунглям? Еще говорят, что он когда-то выполнял поручения Белковского, полученные последним от Суркова, нынешнего первого заместителя главы президентской администрации. Да мало ли кто с кем знался в изначальные политические времена. Коли исходить из ранних сюжетов, то весь политэкономбомонд если уж не вышел из гнезда Березовского, то имел связь...

Единственное, более или менее понятное обоснование якобы тайной работы на власть: Кремлю, чтобы править, надо разделять народы, вот Навальный и разделяет, поскольку он — русский националист.

Действительно, Алексей Навальный позиционирует себя как «умеренного националиста», пять лет назад был исключен из партии «Яблоко» за свои взгляды. Однако он не та фигура, чтобы «разделять». Широким массам националистов Навальный практически неизвестен.

На мой взгляд, именно националистические настроения и построения (вкупе с остальными) как раз и показывают, что Алексей Навальный не агент госдепа США, не «рука Кремля», не чья-то подсадная утка или марионетка, а личность самостоятельная. Такая каша в голове 35-летнего человека с двумя высшими образованиями варится, очевидно, только сама по себе. Он неприемлем для демократической оппозиции, но и для радикальных националистов был и останется чужим. Если разобраться, то всем неудобен, не укладывается ни в какую систему, кроме одной: простой блогер, становящийся центром и знаменем борьбы с коррупцией — в век и посредством интернета.

Это живой человек — со своими достоинствами и недостатками, убеждениями и заблуждениями.

Это такая мощная, противоречивая, неукротимая натура, какие часто возникают в смутные времена истории.                                        

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки