Мел Гибсон. И звезды иногда падают

Опубликовано: 1 марта 2009 г.
Рубрики:

 Окончание. Начало в номере 4(135)

- Я люблю все народы и все религии. Но я понимаю эти страхи и не хотел бы дать им пищу... Согласно моей вере, мы все повинны в смерти Христа. Мы, все человечество. К сожалению, всегда найдутся святоши и дураки, способные исказить основы религии. Именно поэтому я изъял из диалога фразу, не раз на протяжении двух тысячелетий служившую оправданием для преследования евреев. В фильме просто не было возможности разъяснять все эти тонкости.

Или вот такое откровение:

— Я переживал экзистенциальный кризис и задавал себе тысячу вопросов... — (Экзистенциализм — направление в философии, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. — Э.М.) — Я как бы оглянулся назад, и это позволило мне пересмотреть веру, в которой я был взращен. Мне надо было излечиться от моих ран. Так я заинтересовался страстями Господними как основой христианской веры и начал внимательно изучать теологию, прочитал массу книг, проповедей, советовался с экспертами. Многие мои нынешние хулители утверждают, что я поступил безответственно. На самом деле я собирал документы в течение 12 лет.

Знал ли он, на что идет, спросила Жюльетт Мишо.

— Разумеется, я знал, что «Страсти» вызовут полемику, но подобного размаха гонений не ожидал. Некоторые близкие мне люди отвернулись от меня. К счастью, не все. И сегодня есть те, кто говорит, что я спровоцировал шум ради рекламы. Ложь! Вряд ли найдется человек, которому доставит удовольствие видеть свое имя оплеванным на первых страницах газет, ведь не только меня, но и мою семью обвиняли в антисемитизме.

Как выяснилось, Мел не только фанатик веры, но и мистик (эзотерики называют это словом «проводник»). Давая интервью журналу New Yorker, он сделал такое признание: «Мне бывают знаки. Точнее, знамения. Они столь же понятны, как сигналы светофора. Я имею в виду, это овладевает тобой, и ты знаешь только, что должен слушаться, и следовать этому». В другом интервью он выразился еще конкретнее, заявив, что фильм создал через его посредство Святой Дух, а сам он был лишь в роли ведомого: «I was just directing traffic».

Прокат фильма принес более шестисот миллионов, из которых к Гибсону попало около двухсот. Продажа видеокассет и DVD добавила на его счет еще свыше четырехсот миллионов долларов.

Обращаясь в своих фильмах к истории, Мел как бы протягивает... не нить даже, а звенящую тугую струну между прошлым и настоящим, докапываясь до истоков нашего сегодня. До истоков человеческой бесчеловечности. Так родился его следующий фильм — «Апокалипто» (Apocalypto, Апокалипсис). На сей раз Гибсон-режиссер сосредотачивает внимание на древней цивилизации майя в момент ее заката — канун прихода на Американский континент «новой эры» в лице конкистадоров.

Работая над проектом фильма вместе со сценаристом Фарадом Сафиния и своим консультантом доктором Ричардом Хансеном, археологом и экспертом по цивилизации майя, Мел проштудировал огромное количество мифов и легенд, включая священный пророческий текст майя «Пополь-Вух», объездил все, связанные с майя археологические места, изучил историю этого таинственного и жестокого народа, его культурное наследие и даже язык — юкатекский диалект майя, сохранившийся только на Юкатане (а потом, с помощью тренеров, обучал ему задействованных в фильме актеров, многие из которых и актерами-то не были).

Труд был адский. Некоторые сцены приходилось переснимать десятки раз. Поэтому, когда «Апокалипто» уже вышел на экраны и какая-то выскочка-журналистка задала ему откровенно бестактный вопрос, а знал ли он вообще, о чем снимал фильм, взбешенный Мел в ответ лишь нецензурно выругался. И его можно понять.

Его снова упрекали в жестокости и садизме. Но ведь он ничего не добавил от себя, не исказил, не утрировал, скорее наоборот, не все показал, щадя зрителя. Потому как действительность тех времен была намного ужаснее, а религиозные зверства настолько изощренными и омерзительными, что о них даже писать трудно, не то, что показывать.

В финале фильма у берегов Америки появляются испанские галеоны, несущие геноцид коренному населению. Жестокость против жестокости! На смену языческой бесчеловечности грядет бесчеловечность цивилизованная, снова прикрывающаяся религией. Вот, что хотел показать нам Мел Гибсон, к каким проблемам привлечь внимание людей Земли. Он хотел показать нам самих себя.

На одной из пресс-конференций Мел сравнил американское правительство Буша с кучкой варваров эпохи майя, добавив: «Отправлять простых парней в Ирак неизвестно зачем — разве это не жертвоприношение?» (Вспомним, как его отец увез сыновей в Австралию, чтобы не отдать их на Вьетнамскую войну.)

Изучив историю американских аборигенов, работая над фильмом с их потомками, Мел полюбил этих людей, проникся их духом. И с той поры пытается при каждом удобном случае помогать им. Так, ураган, налетевший на Мексику, буквально смел индейские поселения, выбранные под съемочную площадку, и съемки пришлось отложить на полгода. Гибсон помог местным жителям восстановить жилища, а потом пожертвовал им еще миллион долларов.

Все в жизни этого обаятельного и талантливейшего человека складывалось, как он того желал. Вот только от алкогольной зависимости — подарка Австралии, избавиться не удавалось. «У нас там, если ты не можешь вылакать несколько кружек заразы, ты просто не мужик», — оправдывался Мел. Оправдывался и пил. С юных лет и по сей день. Однажды, еще в Сиднее, в пьяной потасовке ему проломили бутылкой голову, он чудом выжил, и это заставило его всерьез пересмотреть свою жизнь. Он бросил пить, купил в Австралии огромное ранчо в 300 акров земли, сменив разгульный образ жизни на здоровый. И, с помощью Робин, держался довольно долго.

А потом все началось снова. В нетрезвом виде он садился за руль, и однажды попал в страшную аварию, снова чудом уцелев. Как-то утром репортеры из журнала People прорвались в его дом, чтобы взять интервью у актера, получившего «титул» самого сексуального мужчины планеты. Но «самый сексуальный» после очередного загула был не в лучшей форме. Он выставил непрошенных гостей за дверь, разра­зившись нецензурной бранью и плюясь им вдогонку. А через несколько дней поклонники созерцали своего кумира в новом амплуа на страницах People.

Увидев себя в столь неприглядном виде, Мел, сгорая от стыда, понял, что снова пора завязывать. Опять купил огромное ранчо, на сей раз в Америке, в Монтане, и переселил туда всю семью. В свободное от съемок время он с наслаждением копался в земле, выращивал овощи и фрукты, ухаживал за скотиной. И, собирая раз в неделю друзей на барбекю, с гордостью объявлял: «Этого теленка я откармливал два года».

Но сельская идиллия длилась недолго. И свидетельство тому — скандал, разразившийся в 2006-м, когда полиция арестовала Гибсона за вождение в нетрезвом виде, нецензурную брань и выпады в адрес евреев. Прославившийся на весь мир актер — только на сей раз со знаком минус — был осужден на три года, условно.

Из искреннего ли раскаяния или поняв, что натворил и чем ему все это обернется, Мел принес «всем членам еврейской общины» свои извинения и заверения в том, что он никогда не был антисемитом. Но, как говорится, слово не воробей... «Он перешел черту, и это может стоить ему многих сделок», — писала Los Angeles Times.

И действительно, его творческие проекты с тех пор «необъяснимым образом» зависают в воздухе. Из звезды, кумира и баловня Судьбы бедняга Мел на какой-то период превратился в посмешище. Пережить такое нелегко, особенно человеку, привыкшему купаться в славе. И он решил сбежать, спрятаться от прессы и молвы, от косых и холодных взглядов.

Позапрошлым летом Мел начал вдруг продавать свои виллы. У него особая страсть к земле и недвижимости — он их либо покупает, либо продает. Но то, что затеял опальный актер на этот раз, больше походило на сжигание мостов. Он продал ранчо в Монтане, потом Тюдорское поместье в Коннектикуте — за 40 миллионов, и основное место проживания семьи — поместье в Малибу за 30 миллионов. А взамен приобрел за 26 миллионов огромное, 400-акровое ранчо с пастбищами в Коста-Рике (Guanacaste). Австралиец-бунтарь всерьез обиделся на Штаты, решив вместе с семьей укрыться в Центральной Америке, и убедил Робин, что действует в интересах семьи, что в Коста-Рике они будет ограждены от назойливого внимания прессы. Как и следовало ожидать, в добровольном изгнании Мел продержался недолго и, год спустя, оставив за собой гигантское поместье в Коста-Рике, вернулся в Лос-Анджелес.

Целых 6 лет не появлялся он на экране. (Последние картины, в которых Мел сыграл главные роли, вышли в 2002 году: фантастический триллер «Знаки» и военная драма «Мы были солдатами».) Правда, за это время он проделал титаническую работу как режиссер и продюсер собственных фильмов. Но и как актер, он, похоже, не намерен списывать себя в тираж и не прочь, по его собственному выражению, «повертеться перед камерой, если будет ради чего». Однако Мел по-прежнему разборчив.

Поклонники первых четырех фильмов «Смертельное оружие» с восторгом восприняли известие о том, что студия MGM собирается снимать его продолжение. На съемки пятого сиквела пригласили Мела Гибсона и Роберта Де Ниро. Только вот режиссера Ричарда Доннера, снимавшего первые четыре фильма, пригласить забыли, чем смертельно обидели 78-летнего старика, в портфолио которого, помимо «Оружия», такие фильмы, как «Омен», «Супермен», «Леди-ястреб». Доннер надеялся, что Мел ему не изменит, и он, действительно, отказался от предложенной роли...

Минувшим летом он начал сниматься в фильме Мартина Кэмпбелла Edge of Darkness («Край тьмы»). Это — римейк 6-часового телесериала, снятого самим же Кэмпбеллом в 1985 году. В главных ролях снова должны были сыграть Мел Гибсон и Роберт де Ниро. Но уже на съемочной площадке возникли разногласия по поводу проекта фильма, и от роли отказался уже Де Ниро. После долгих поисков его заменили британским актером Рэй Уинстоном.

Что же касается его режиссерской деятельности, то на сей раз Гибсон решил рассказать о жизни флорентийского правителя эпохи Возрождения Лоренцо Медичи.

Поскольку фильм «Страсти Христовы» частично снимался на римской киностудии «Чинечитта» и в окрестностях южного итальянского города Матера, с привлечением итальянских актеров и массовки, у Гибсона сохранились тесные связи с итальянской киноиндустрией, которые он намерен использовать. О его новом проекте и о том, что фильм должен стать «самым дорогим за всю историю кинематографа» — с бюджетом в 200 миллионов долларов, стало известно еще в 2006 году. Но с тех пор вокруг него тишина...

Воспитанный отцом (объявившим себя, как мы помним, последним хранителем Истинной веры), Мел не только рьяно поддерживал консервативную ветвь католицизма, отвергающую многие реформы Ватикана (в частности, 1960-х годов), но и основал в Калифорнии свою собственную церковь — Holy Family Church (Церковь Святого Семейства) и соответственно является ее основным спонсором. При количестве членов меньше 100 человек ее фонд составляет 42 миллиона долларов. Получается, что церковь Мела обладает состоянием, в 12 раз (!) превышающим финансовые накопления епархии архиепископа нью-йоркского. Мел взял на себя внешнее оформление и внутреннее обустройство церкви, не жалея ни времени, ни средств. Только живописные полотна на религиозные темы, приобретенные с его помощью, оцениваются в 500 тысяч. А недавно он передал на нужды своей церкви очередные 10 млн. долларов

Несколькими годами раньше он построил церковь в Пенсильвании, рядом с домом отца. Раз в неделю Хаттон Гибсон отправлялся автобусом на воскресную службу. Но дело в том, что ближайшая церковь, соответствующая его вере, находилась в 480 км. Три часа пути в один конец и столько же обратно для 85-летнего старика — больше чем подвиг. И Мел подарил отцу на день рождения капеллу.

В прессе часто пишут о невероятных пожертвованиях, которые постоянно делает церкви актер. У иных они вызывают абсолютно необоснованные подозрения, не убегает ли таким путем «безумный Макс» от налогов, не отмывает ли деньги. Но у того, кто хоть немного знаком с его биографией, недоумений не возникнет. Какому-то журналисту, пытавшемуся выудить у актера подробности его расходов, Мел ответил: «Я никогда не говорю о деньгах. Как я с ними поступаю, касается только меня, — и указав глазами в небо, добавил: — и Того, Кто Наверху».   

 

Начав свой рассказ о выдающемся американском киноактере и режиссере Меле Гибсоне с его семейных уз, хотелось бы ими и закончить, поскольку дом, жена и дети в его жизни играют очень большую роль. Его младшему сыну, Томасу, всего 3 года, а старшим близнецам — Эдварду и Кристиану по 25. Дочь Ханна, взрослая 20-летняя девушка, собирается постричься в монашки. С Кристианом у родителей вроде бы проблем не возникало, а вот Эдвард, как со злорадством отмечает таблоид National Enquirer, «пошел по стопам отца».

Этой осенью его положили в голливудскую клинику Cri-Help для алкоголиков и наркоманов. Юноша в обычном состоянии крайне застенчив, но, видимо, проникший в клинику журналист застал его в период ломки (парень подсел на кокаин), когда Эдвард якобы в истерике выкрикивал в адрес пришедшего навестить его отца обвинения в дурной наследственности.

«Сказать, что мистер Гибсон-старший был расстроен, значит, ничего не сказать. Он был просто уничтожен», — прокомментировал сцену медицинский сотрудник клиники.

Так это, или очередной «желтый поклёп», сказать не берусь. Не вызывает, однако, сомнений, что Робин — прекрасная мать, и как-то не верится, что в такой религиозной, патриархальной семье проглядели сына. Кстати, в одном из интервью сам Мел Гибсон сказал следующее:

— У меня прекрасные дети, и они совсем не избалованные, как многие отпрыски из богатых семей, которым на шестнадцатилетие дарят спортивные машины. Мои дети понимают, что если хочешь что-то получить — это нужно заработать. Я и сам не очень люблю чрезмерную роскошь... Я хочу, чтобы они выросли нормальными и незакомплексованными людьми, и, к счастью, так оно и происходит. Конечно, время от времени они, наверное, хулиганят, но я предпочитаю об этом не знать.

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки