«Жуткие начальники» и современная американская комедия

Опубликовано: 1 августа 2011 г.
Рубрики:

shaternikova-terrible-bosses.jpg

«Жуткие начальники»
Чарли Дэй (Дейл) и Дженнифер Энистон (Джулия) в фильме «Жуткие начальники», Photo by John P. Johnson Warner Bros. Pictures
Чарли Дэй (Дейл) и Дженнифер Энистон (Джулия) в фильме «Жуткие начальники», Photo by John P. Johnson Warner Bros. Pictures
Вырождение американской комедии — к сожалению, совершившийся факт. Грубая и не смешная похабщина правит бал в этом жанре, залитом спермой, рвотой и испражнениями.

Интересно, почему это происходит.

С одной стороны, все более терпимое отношение к непристойности, начавшееся на Западе с «сексуальной революции» 60-ых годов, можно объяснить неприязнью к ханжеству. Мол, непристойности — неотъемлемая часть существования, и не надо лицемерно притворяться, будто их не существует. Хочешь показывать правду жизни — изволь представлять ее во всей полноте.

Но эта любовь к правде, как мне кажется, имеет и идейную подоплеку. Вводя непристойность в обиход, исподволь уничтожают разницу между нормой, приличием, правилами человеческого общежития — и нарушением этой нормы. То, что тянет человека вниз к животному и что может травмировать еще не сложившуюся психику в детские годы, по общей договоренности считалось запретным, скрываемым. От него нас защищал стыд — чувство, которое в животном мире отсутствует. Сейчас былые нормы и правила, стыд и вежливость левые представляют как орудия угнетения. Непристойности дают равные права в воздействии на людей. Ее наделяют статусом обычного, приемлемого, нормального. Выведем похабное из чулана! У нас все равны!

Всеобщее равенство — краеугольный камень левой идеологии. Левые понимают его как стирание разницы. Большевикам хотелось стереть разницу между городом и деревней. Феминистки и геи добиваются уничтожения различия между мужчиной и женщиной. Заметна тенденция стирания разницы между больной и здоровой психикой. Голливуд в 2001 году сделал фильмы «A Beautiful Mind» и «I Am Sam» (с Шоном Пенном в главной роли), где больная психика вообще показана как более предпочтительная. Разница между бедными и богатыми зовет левых к топору — поначалу хотя бы налоговому. Нам внушают, что нет разницы между добром и злом, потому что все на свете относительно. Символ такой веры — болото протоплазмы, где колыхается масса одинаковых клеток. (Не будем касаться парадоксальной любви левых, при этом, к diversity — «разнообразию», тут правят соображения чисто политические).

О природе смешного и комического исписаны горы бумаги и пролиты океаны чернил. Современная американская комедия сделала своим главным приемом похабное. Оно, конечно, уравнено в правах, но все знают, что его шоковое воздействие, особенно на молодых, пока что в силе. И у него есть огромное преимущество: кинематографистам не надо напрягать мозги. Иссякла фантазия — вводи приступ поноса, голую задницу или просто мат.

«Жуткие начальники» (Horrible Bosses, режиссер Сет Гордон) не смеют отклониться от этих правил.

Но это все-таки можно смотреть, а во второй половине фильма я даже несколько раз посмеялась. Спасают его две вещи. Во-первых, хорошие актеры, которые разыгрывают фарс про троих приятелей с большим удовольствием. Во-вторых, фильм не сосредоточен на пещерных проблемах похмелья или запоздалого избавления от девственности. Он построен на социальных отношениях между людьми. Его близкая многим тема — как избавиться от жуткого начальства. А изобретательная завязка честно украдена из хорошего фильма Хичкока «Незнакомцы в поезде», о чем с экрана прямо упоминается.

У бухгалтера Курта (Джейсон Судейкис) босс замечательный. Он любит Курта как сына и собирается сделать его руководителем фирмы. Но — увы — он скоропостижно умирает, и хозяином становится его кошмарный сынок-наркоман (Колин Фаррел). Он приводит шлюх прямо в офис, без передышки нюхает кокаин и собирается выгнать одного из лучших работников, потому что он инвалид. Курт в отчаянии.

Ник (Джейсон Бейтман) работает в финансовой компании под началом чудовища по имени Харкен. Его играет знаменитый Кевин Спейси, дважды лауреат «Оскара». Спейси — незаурядная фигура. Этот уроженец Нью-Джерси с 2003 года руководит одним из старейших и прославленных театров Лондона «Олд Вик». Там он с переменным успехом ставит спектакли и с постоянным успехом играет сам. Он также преподает в Оксфорде. Уезжать из Англии, где его любят и уважают, пока не собирается, даже поговаривает о том, чтобы взять британское гражданство. Но время от времени снимается в США. Спейси — пламенный защитник демократии, член Демократической партии, поклонник Клинтона и чуть ли не Чавеса из Венесуэлы, куда он наносил визит. В Белоруссии фильмы с его участием запрещены, потому что в марте нынешнего года он вместе с актером Джудом Лоу и другими вышел на демонстрацию протеста против Лукашенко как душителя прав человека.

В фильме у Ника с Харкеном вроде бы неплохие отношения, но на самом деле садист Харкен в грош его не ставит, издевается над ним и отказывает в повышении. Когда Ник хочет уйти на другую работу, Харкен грозит, что добьется, чтобы его никуда не брали. Прикованный к этому тирану Ник впадает в депрессию.

Ужасное положение и у третьего приятеля — Дейла (Чарли Дэй). Этот скромный, тщедушный человек — ассистент зубного врача. А врач по имени Джулия — хищная нимфоманка, которая при помощи шантажа (она грозит расстроить его помолвку) пытается затащить его в постель. К сожалению, роль этой похотливой психопатки написана неинтересно, и непонятно, почему Дженнифер Энистон на нее согласилась. Играть там нечего, а ведь Энистон когда-то была хорошей актрисой.

Впрочем, голливудский юмор губит хороших актрис одну за другой. С ужасом видишь, что произошло в фильме «Подружки невесты» (Bridesmaids) c наредкость одаренной комедианткой Кристен Вииг.

Трое несчастных друзей решают, что у них нет иного выхода, как прикончить начальников. Самый наивный из них ищет убийцу в интернете. И действительно находит «мастера мокрых дел». Но тот оказывается не киллером, а человеком, удовлетворяющим мерзкие половые извращения клиентов. Потом беднягам рекомендуют черного с ну невероятно смешным именем Трахал-Маму Джонс. За немалые деньги он и дает друзьям совет, взятый из фильма Хичкока. Каждый из них должен убить не своего начальника, а другого. Постороннего человека, даже не знакомого со своей жертвой, никто не заподозрит в убийстве.

Друзья приступают к осуществлению плана, и тут, конечно, происходят непредвиденные события, все летит кувырком и кое-где сверкают блестки настоящего юмора. Этот юмор и веселые старания актеров, пожалуй, перевешивают неандертальский канон Голливуда.

 

Horrible Bosses

Режиссер Сет Гордон

****

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки