Атлант расправил плечи: Айн Рэнд и «Чайная партия»

Опубликовано: 1 июня 2011 г.
Рубрики:

ayn-rand.jpg

Айн Рэнд
Айн Рэнд
Айн Рэнд

Фильм "Атлант расправил плечи" (Режиссер Пол Джоанссон) сделан по одноименному роману. В романе один персонаж спрашивает, что делать атланту, которому невмочь выдерживать тяжелую ношу. Другой отвечает: "Тряхнуть плечами".

Написала роман Айн Рэнд. Впервые мне встретилось ее имя очень давно, в Советском Союзе, когда я читала вышедшую в 1949 году книжку Гордона Кана "Прогрессивные деятели Голливуда перед судом". Вранье в ней начиналось прямо с заголовка, потому что никакого суда не было. В 1947 году, когда в Америке наконец поняли, что компартия США — орудие другого, к тому же враждебного государства, что она содержится на советские деньги, служит проводником советского влияния и средством вербовки шпионов, Конгресс поручил своей комиссии палаты представителей с этим разобраться. Комиссия, ничего не соображавшая в коммунизме, разобраться не могла, но усердно взялась за дело. Конечно, она не была никаким судом и имела право только вызывать свидетелей и задавать им вопросы. Спрашивали, в основном, состоят ли люди в компартии. По-моему, у комиссии не было четкого представления, чего она хочет добиться. Начала она с Голливуда. Было известно, что там в гильдиях (профсоюзах) творческих работников заправляют коммунисты. И вообще иметь дело с кино было интересно.

Свидетели были дружественные и недружественные. Айн Рэнд была дружественной. В книге Кана она выглядит полной идиоткой. Член комиссии спрашивает ее, улыбаются ли люди в СССР. Рэнд отвечает: "Да, но они не улыбаются в поддержку своего строя".

Гордон Кан, вставивший этот ответ в свою книгу, был сценарист и коммунист. Он "забыл" сказать, что эта реплика была частью очень пространного ответа Рэнд на вопросы про "Песнь о России", насквозь лживый американский фильм 1944 года. Рэнд пыталась объяснить комиссии, что фильм показывал советскую Россию как земной рай и царство свободы, и что это было неправдой, пропагандой в пользу Советов. Некоторые члены комиссии явно не верили Рэнд и "подкусывали" ее. Чем старательнее она объясняла про мрачные большевистские порядки, тем меньше ее понимали. Один конгрессмен спросил: "Что же, русские не ходят в гости к своим родственникам?" Другой пожелал узнать, улыбаются ли они. Тут притомившаяся Рэнд и сморозила глупость про улыбки не в поддержку строя. А Кан выхватил из обширного протокола эту единственную реплику и вставил в свою книгу.

Про большевистские порядки Айн Рэнд знала получше Конгресса. Она родилась в 1905 году в Петербурге. Отец ее, Зиновий Розенбаум, был фармацевтом. Потом стал владельцем аптеки и дома, где была аптека. Все это, как положено, отобрали, семья бежала в Крым и, намаявшись там, вернулась в Петроград после гражданской войны. Голодали. Алиса, старшая дочь, поступила в университет, откуда ее, как положено, выгнали. В 1926 году каким-то чудом ей удалось получить разрешение съездить к родственникам в Америку. Увидев манхэттенские небоскребы на фоне неба, она заплакала. Своих родителей и сестер она позже пыталась тоже вызволить, но их не выпустили. Старики Розенбаумы погибли в блокаду.

Юная Алиса обладала редкой энергией и трудоспособностью. Уехала от родных из Чикаго в Голливуд, стала сниматься в массовке и писать сценарии. В 1929 году вышла замуж за актера Фрэнка О'Коннора, с которым прожила полвека (хотя проповедовала и практиковала свободную любовь). В 1931 году получила гражданство США. И пробилась в сценаристки! Потом стала писать прозу. Взяла псевдоним Айн Рэнд. А к концу жизни, уже имея почетную докторскую степень, занималась продвижением в умы своей философии, которую назвала "объективизмом".

Рэнд была стопроцентной сторонницей капитализма — единственного, по ее мнению, строя, который обеспечивает человеку его права, в том числе право на творческую деятельность, будь то в предпринимательстве или в искусстве. Отдельного человека и его разум она ставила во главу угла, коллективизм отрицала. Не принимала веры, религии, мистицизма.

В 1936 году Рэнд написала роман "Мы, живые", про жизнь в России 1922-1925 годов, где автобиографические мотивы сплетаются с мелодраматической любовной историей. Героиня романа Кира пытается бежать из страны, но ее убивают на границе. Сперва роман не имел особого успеха, но 20 лет спустя при переиздании было продано 3 миллиона экземпляров, а итальянцы в 40-ые годы сделали по нему фильм.

Действие второго романа "Рэнд" — "Источник" (Fountainhead), написанного в 1943 году, происходило уже в Америке. Его героем был талантливый архитектор Рорк. Он борется за свое право новаторского, свободного творчества с теми, кого автор назвала second handers, "перекупщиками" или "старьевщиками": посредственностями, косными людьми, стригущими всех под одну гребенку и паразитирующими на чужом таланте. Роман был принят далеко не всеми, но имел огромный коммерческий успех. Он сделал Рэнд богатой и знаменитой. В 1949 году фильм по нему поставил крупнейший режиссер Кинг Видор, Рорка играл кумир публики Гари Купер.

Роман "Атлант расправил плечи" вышел в 1957 году. К этому времени Рэнд стала заметной фигурой не только в литературе, но и в политике. В 1940 году она активно участвовала в президентской кампании республиканца Уэнделла Уилки. В Голливуде вступила в антикоммунистический "Союз за сохранение американских идеалов". При расследовании деятельности голливудских левых занимала твердую антикоммунистическую позицию, хотя и считала расследование "бесполезным".

В "Атланте" больше тысячи страниц. Между нами, по-моему, написан он ужасающе, очень растянут, и вообще, по выражению Зощенко, это произведение "мало высокохудожественное". Впрочем, надо попробовать его перечитать.

Но сюжет замечательный.

Действие происходит в недалеком будущем. Америка в ужасном виде из-за того, что правительство проводит социалистическую политику. Социалистов Рэнд называет попросту looters — "мародерами". С бизнеса дерут страшные налоги. Велят делиться прибылями. Запрещают заводить больше одного предприятия, чтобы никто слишком не обогащался. Это приводит чуть ли не к разрухе. Дагни Таггарт, героиня книги — капиталистка, совладелица трансконтинентальной железной дороги. Ее брат пресмыкается перед политиками. Дагни возмущена и строит собственную дорогу. Для рельсов она заказывает новый, неслыханный металл у стального магната Хэнка Рирдена. Семья Хэнка, как и брат Дагни, во всем уступает правительству. Политики ставят Хэнку палки в колеса, устраивают "научные" проверки его металла с целью доказать его ненадежность. Но Хэнк вместе с Дагни (с которой у него, конечно, завязывается роман) стоят на своем. По новым рельсам их поезд проходит с невиданной скоростью.

Тем временем в стране слышится странный вопрос: "Кто такой Джон Голт?" И происходят загадочные события — один за другим исчезают способные, талантливые люди. Оказывается, этот Голт тайно собирает их для борьбы. Все лучшее в стране решает под его руководством объявить забастовку. Свою программу Голт излагает в пламенной речи на 70 страницах!

Книга вызвала отповедь многих критиков, но, так же, как "Источник", нашла своего читателя. У Рэнд к тому времени было множество последователей (среди которых был Алан Гринспен, будущий председатель Федерального Резервного банка, распорядитель финансов страны). Был создан институт для пропаганды ее идей.

Вокруг Рэнд вечно бушевали споры. Сторонница консервативных принципов, она в то же время была против войны во Вьетнаме и за разрешение абортов. Но уклонявшихся от призыва в армию называла подонками. Гомосексуализм считала отвратительным, но считала, что нельзя его запрещать законодательно. Полагала, что европейские пришельцы имели право захватывать в Америке землю индейцев. Войну Израиля с мусульманами 1973 года назвала "войной цивилизованных людей с дикарями".

Она много курила, и в 1974 году перенесла операцию по поводу рака легких. Восемь лет спустя, в возрасте 77 лет, скончалась от болезни сердца.

В 1991 году Библиотека Конгресса и клуб Book of the Month провели опрос читателей, спрашивая, какая книга оказала наибольшее влияние на их жизнь. Первой была названа Библия. Второй — "Атлант расправил плечи".

К 2007 году общий тираж книг Айн Рэнд достиг 25 миллионов. После смерти писательницы интерес к ней не уменьшился, а возрос.

Нашелся продюсер Джон Альяторо, бизнесмен, сделавший состояние на производстве спортивного оборудования. Идеи Рэнд были ему близки. Он купил права на экранизацию и стал вести переговоры с крупными студиями. Поскольку было ясно, что "Атлант" сулит прибыли, Голливуд подумывал о том. чтобы сделать фильм с Анджелиной Джоли и Брэдом Питтом в главных ролях. Но все-таки Айн Рэнд такая чужая Голливуду, этому форпосту левой идеологии, что спустя семнадцать лет стало ясно: студии на это не пойдут. Чтобы не потерять права, упрямый Альяторо образовал кинокомпанию под названием "Забастовка", вложил в нее 20 миллионов собственных денег и сделал фильм сам.

На мой взгляд, картина (охватывающая первую треть романа) вполне получилась. Изобразительно она сделана с хорошим вкусом. Мне очень понравились Тейлор Шиллинг, играющая Дагни, и Грант Боулер в роли Хэнка. Это телевизионные, не слишком известные актеры, очень обаятельные, оба с прекрасной внешностью и "экранным присутствием". Да и все остальные играют очень хорошо. Сценаристы сотворили чудо, сумев "выкроить" из многословной книги весьма приличный сценарий.

Фильм, действие которого происходит в 2016 году, перекликается с современностью. Америка погружена в тяжелую экономическую депрессию, бензин стоит 37 долларов за галлон, законы, направленные против бизнеса, душат предпринимательство. Молодой критик Кайл Смит из "Нью-Йорк пост" написал, что в фильме есть "огонь и ярость, выгодно отличающие его от обычной массовой кинопродукции". что его темы интересны и важны, но Голливуд их игнорирует.

Альяторо удалось выпустить картину на 299 экранах, где она сразу сделала неплохие сборы — около 2 миллионов. Но тут в дело вступила критика.

Я никогда не видела на сайте "Гнилые помидоры", чтобы фильм одобрили всего 7 процентов критиков. Сейчас, правда, этот процент вырос до 13, но все равно это невероятно низкая оценка.

А число зрителей, одобривших картину — 82 процента!

Альяторо назвал рецензентов, набросившихся на фильм, леммингами. Я бы сравнила их с гиенами. Придраться им особенно не к чему, и они, в основном, злобно жалуются, что им было скучно. На самом деле речь, конечно, идет о том, что им противны консервативные идеи фильма и его страстная защита капитализма.

На сайте "Гнилые помидоры" допущены и прямые подтасовки. Вот, например, что написал Мик Ла Салль из "Кроникл". Фильм изображает плохое время для великих бизнесменов и гениев. Сюжет такой напряженный и интересный по сути, что картина вполне занимательна. Конечно, это обличительная речь с правых позиций. Либералы показаны как посредственности, которые всему мешают, которые боятся, ненавидят и душат все талантливое и передовое. Такое непонимание либерализма смешно и несправедливо. Но ведь и либералы не понимают консерватизма, что мы видели даже в таком расхваленном фильме как "Красота по-американски" (American Beauty). В "Атланте" смело обрисованы персонажи, сыгранные не известными, но очень заслуживающими известности актерами. Прежде всего это Шиллинг и Боулер, хорошо сыгравшие сильных и привлекательных людей. Я готов бы был хоть сейчас посмотреть продолжение этого фильма.

По-моему, это разумная и вполне положительная рецензия. Но на сайте ее поместили в отрицательные...

Прокат фильма был по сути сорван. Он быстро исчез с экранов. Альяторо так прямо и сказал: "Вы победили, критики!" Хорошо, что он не разорился — думает, что вернет затраты, продав фильм на телевидение и на DVD. Но самое грустное, что он почти отказался от мысли снимать вторую и третью части картины. Лемминги его затоптали.

Вот это и есть то, что называется идейная борьба.

 

Atlas Shrugged: Part 1

Режиссер Пол Джоанссон

 

****


***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки