Четыре возраста нашей жизни

Опубликовано: 16 мая 2011 г.
Рубрики:

Друг, я не знаю тебя, но я желаю тебе счастья". Эти слова я видел много лет назад на плакате одного из зрителей нью-йоркского марафона. Я их запомнил и очень часто их вспоминаю на марафонах. Марафон — это братство людей, объединенных желанием испытать себя, и прекрасной и трогательной древней легендой о воине Фидиппиде, который два с половиной тысячелетия назад после победы греков над персами у местечка Марафон бежал в Афины и, крикнув на площади: "Радуйтесь, мы победили", умер от усталости, не выдержав напряжения. Все марафонцы — соперники, но они всегда готовы прийти на помощь друг другу, если понадобится. На этот раз я бежал в Вене — 42 километра 195 метров по улицам замечательно красивого города и финиш в самом его сердце. Множество впечатлений и знакомств на дистанции. Вот одно из них.

Рядом со мной несколько минут бежал человек уже не первой молодости в очень красивой майке мадридского марафона прошлого года. Я ему сказал, что тоже бежал в Мадриде в прошлом апреле. Он отнесся ко мне как к родному. От этого немолодого уже человека исходил такой оптимизм, что я не удержался от вопроса — а сколько вам лет? Он мне ответил и потом добавил с улыбкой — из этого надо вычесть солнечные часы, а их у меня было очень, очень много. И всю оставшуюся часть пути я думал о том, что у людей одинакового возраста на самом деле возраст совсем разный.

У кого утром четыре ноги, днем две, а вечером три? — с таким вопросом, если верить древнегреческому мифу о царе Эдипе, чудовище Сфинкс обращался к путешественникам. Если они не могли ответить, то их ждала смерть. Мудрый Эдип знал правильный ответ. У человека три возраста. В первом — ребенком — он ползает на четвереньках, во втором, будучи взрослым и здоровым, он ходит на двух ногах, а в старости передвигается с помощью палочки. Как видите, еще в далекой от нас романтической древности три возраста человека рассматривались в призме того, как он двигается. Ибо тогда уже знали прекрасно, что движение — это жизнь. Насколько я могу судить, в разных языках слово ходить лучше, чем любое другое, определяет здоровье. Несколько преувеличив для остроты и не беря в расчет особые случаи, скажу, что по мне человек практически здоров, если он сам на своих двоих ходит, если и еда, и питье в него беспрепятственно входят, и все что надо и положено у него нормально из организма выходит (извините за натурализм, но это реальность).

Как-то я иронически писал, что одной из примет нашего времени стали беговые дорожки в тренажерных залах. Бежишь, бежишь, бежишь, а на самом деле дальше дорожки не убежать. Для здоровья отдельного человека, конечно, полезно, но если говорить о времени и об обществе, этот бег на месте наводит на философские обобщения и на мысли о тщете усилий... Усилия эти зачастую кончаются ничем в нашем нынешнем мире, когда вроде бы прогресс налицо, а на деле мало что меняется: болеть мы стали больше, телевизор и компьютер не сделали нас умнее, в век гусиных перьев люди создавали больше вечных ценностей, чем мы в век всеобщей грамотности и доступности знаний... Теперь я думаю, что я был неправ.

Насчет общества и его бегa на месте — это отдельная тема, а вот если говорить о конкретном человеке, который хочет воспользоваться преимуществами сегодняшней жизни, то перед ним открываются широкие, почти безграничные возможности. Ведь в жизни для того, чтобы она оставалась стабильной, надо очень много менять. Помните самые, пожалуй, цитируемые слова из "Алисы в Зазеркалье", что для того, чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил, а чтобы попасть куда-нибудь еще, надо бежать вдвое быстрее. По-моему, эти слова применимы ко всем сферам жизни. И чем старше человек становится, тем быстрее надо бежать.

Процитирую другого англичанина, Редьярда Киплинга: " ...Если можешь мышцы, нервы, жилы, так завести, чтобы вперед нестись, когда с годами изменяют силы и только воля говорит "держись!"... В этой жизни никогда нельзя останавливаться, надо всегда идти или бежать и при этом надо знать, когда следует идти медленно, а когда надо спешить. Потому что тот, кто никогда не спешит, никуда не попадет. С возрастом это осознается все острее.

Что такое возраст? Это гнусное чудовище Сфинкс всех людей стриг под одну гребенку. Четыре ноги, две ноги, три ноги... Живя в наш прогрессивный век, пользуясь всяческими его премудростями, выражаю категорическое несогласие со Сфинксом. В жизни все сложнее и запутаннее, и у человека, на мой дилетантский взгляд, не три, а четыре возраста. И все они, как правило, не соответствуют один другому. Жизнь человеческая — это разумное сочетание всех этих четырех возрастов. Если мои заметки прочитают врачи, то они их разнесут в пух и прах. Но мы живем в свободной стране, и я в такой же мере имею право высказывать свои мысли о здоровье и возрастах человека, как врачи о политике, о противостоянии демократов и республиканцев и о футболе. Полагаю, что человек не так уж фатально обречен быть запертым в своем возрасте, как предполагал невежественный, не знающий ничего об интернете, телевизоре и кока-коле Сфинкс. Да, конечно, с самым главным, с тем, что время летит в одном направлении и кончается совершенно одинаково для каждого индивидуума — будь он Цезарем, Наполеоном, Шекспиром, Джоном Смитом или Васей Пупкиным, человек ничего не может сделать. Но кое-что в его силе.

Первый возраст абсолютно безнадежен. Это возраст календарный. Ты просыпаешься утром в день рождения и думаешь — неужели мне уже столько лет и столько уже в жизни прошло безвозвратно. В этой нашей славной и пошлой действительности, когда мы со всех сторон обложены инструкциями и правилами, ретивые чиновники ко всему отнесутся снисходительно и с пониманием, кроме одного — ни в коем случает нельзя изменять в этих самых документах возраст. Можно поменять имя, фамилию, даже пол. А вот возраст менять — это вас не поймут и навстречу вам не пойдут. Ты родился в таком-то году в такой-то день и месяц — и никаких тебе экспериментов с этой датой. С календарным возрастом ты ничего не поделаешь. И даже если женщина в день своего сорокалетия зажигает на пироге 28 свечек, все равно никого она не обманет, и они будут шушукаться за ее спиной — она забыла заглянуть в свой паспорт.

Но успокойтесь, не все так мрачно. Потому что существует еще возраст биологический, в котором Софи Лорен выглядит лет на 20 моложе, чем в возрасте календарном, а Арнольд Шварценеггер в такой форме, что ему позавидуют молодые ребята лет на 30 моложе. У любого из вас, уважаемый читатель, найдутся знакомые в 50 лет, которые выглядят значительно старше и едва волочат ноги, и другие знакомые, которым под 80, но они бегают почти как мальчики. Любой врач вам скажет, что у одних сердце в 70 как у молодых людей, а у других в 40 сердце как у стариков.

И вообще, понятие возраста меняется. Достоевский писал — вошел старик сорока лет. Если мужик нормальный в наше время и не заплыл жиром, как некоторые наши соседи, то кто же сочтет его стариком в 40 лет. Вы заметили, что чем старше человек, тем чаще возраст его все меньше связан с календарным. Здесь существует бесконечное множество вариаций. Все дети и подростки примерно одинаковы по внешности и манере поведения, во всяком случае, у них больше общего, чем у тех, кого принято считать старыми. Разброс у пожилых людей огромный, больше, чем у юных и зрелых, они разнообразнее по своим биологическим и поведенческим характеристикам.

Если календарный возраст от нас не зависит, хоть тресни, то на биологический в известной мере мы можем влиять. Хотя здесь тоже мы обложены со многих сторон. Мы не выбираем родителей и не выбираем гены, которые они нам дали. Некоторые благодаря родителям и генам выглядят помоложе, некоторые постарше. Мы зависим от окружающей среды, от профессии, от денежных проблем и прочее. Но все же кое-что мы можем делать, шевеля мозгами, ручками и ножками. И от степени этого шевеления во многом зависит наш биологический возраст. Надо стараться, вплоть до того, чтобы стоять на голове в буквальном и переносном смысле этого слова.

Все хотят жить долго, но никто не хочет стареть. Как говорили древние китайцы, человек обманывает себя. Он молит о долгой жизни и в то же время боится старости. Уже в ранней морщинке женщины со страхом видят признаки надвигающейся старости. Это общеизвестно так же, как и то, что старость все же лучше, чем ее альтернатива. Как говорится, здравствуй, старость, я рад, что мы встретились, а то ведь могли и не встретиться. И все же — и это понятно — все хотят оставаться молодыми как можно дольше, потому что со словом "молодой" ассоциируются слова "здоровый, привлекательный" и прочее в таком же духе. А скажете "старый", и чаще всего встает за этим словом образ человека больного, слабого, все время ходящего по врачам и живущего на лекарства (кстати, говорят, средний американец возрастом за 60 лет принимает в день десять разных таблеток).

Если вы не молодой, то изо всех сил должны стараться, чтобы выглядеть моложе. Для этого ходят, бегают, плавают, поднимаются в горы, играют в теннис и действительно выглядят несколько моложе. Это требует некоторых усилий и чаще всего окупается, хотя далеко не всегда. Те, кто ищут пути полегче — принимают таблетки, которые втюхивают нам врачи и телевизионные передачи, жадно читают статьи о здоровье в популярных изданиях, едят и пьют зачастую без меры, потому что не могут взять себя в руки, и мажут килограммами на себя кремы. Чаще всего без всякого успеха. Можно трухлявый пенек закрашивать кистью, но внутренность его все равно не меняется, и пенек обретает черты карикатуры, становится еще древнее на вид.

Отнюдь не считаю, что активный образ жизни обязательно ведет к благополучию физическому. Не раз говорил, что тот же самый бег не гарантирует прибавление годов к нашей жизни, но он гарантирует прибавление жизни к нашим годам. И те мудрецы, которые глубокомысленно изрекали — ха ха, бегом от инфаркта, сидели у телевизора или неторопливо прогуливались вокруг дома, имитируя борьбу за свое здоровье, на самом деле чаще, значительно чаще встречались с этим самым инфарктом, чем тот, кто стремился и стремится от него бежать, давая себе серьезные нагрузки. У каждого, впрочем, свои пути к хорошему самочувствию, если, конечно, исходить из того, что у каждого человека потенциально два лучших врача — его левая нога и его правая нога.

Чего только человек не делает, чтобы быть на самом деле или хотя бы казаться здоровым. Кстати, кто в обществе считается здоровым? Тот, кто не болеет или болеет мало. Я очень уважаю врачей, они знают, как лечить болезни. Но они не знают, что значить быть здоровым и чем измеряется здоровье. Ели бы они знали, то они бы не болели, как простые смертные. Об этом говорил самый выдающийся врач, которого я знал — Николай Амосов, самый для меня большой авторитет в медицине, после Гиппократа, Авиценны и Парацельса. И вслед за великим Франсуа Рабле могу повторить, что, увы, видел в жизни гораздо больше старых пьяниц, чем старых врачей.

Итак, биологический возраст в какой-то степени зависит от человека и — до известных пределов — он сам позволяет ускорить или замедлить наступление своей биологической старости.

А третий возрастпсихологический — на мой дилетантский взгляд зависит от человека целиком и полностью. Он определяется внутренним ощущением человека, от того, как он мыслит, каким он себя считает — старым или молодым, способным еще на что-то в жизни или обреченным доживать эту жизнь, готовым к восприятию нового или предпочитает держаться за привычное и рутинное. Так же, как мы носим брюки или юбку, так же мы носим на себе и в себе наш образ жизни и наше мышление, наши мечты и наши разочарования. Все это оставляет следы на нашем лице и на нашей фигуре, на наших движениях и взгляде, на том, что и как мы говорим, как мы думаем, что мы любим и что не любим, чем восхищаемся и что презираем. И от этого впрямую зависит наш психологический возраст.

Вы замечали ведь молодых пузатеньких людей с потухшим взглядом и анемичными лицами, которых ничего не интересует, кроме своего материального и сугубо личностного благополучия? Их любимые слова — мне это не интересно и зачем мне это нужно. Их календарный и биологический возраст зачастую ниже психологического. Но ведь биологический и психологический возраст тесно связаны. И будьте уверены — недолго этим брюхатым, ничем не интересующимся юношам осталось ждать, пока психология сыграет с ними злую шутку, и они начнут стремительно наверстывать отставание, пока не превратятся в занудных стариков, ни о чем не заботящихся, кроме собственного здоровья, зациклившихся на себе и считающих, что их время прошло, и что весь мир перед ними виноват, все вокруг плохие, в том числе, и их собственные дети...

Эти люди очень часто уже и не живут нормальной жизнью, считают, что их возраст не дает им никакого шанса изменить опостылевший ритм, и фактически просто ждут своего часа. Хроническим у них становится ощущение завершенности жизни, пренебрежительное отношение ко всему, что не согласуется с их взглядами на жизнь, презрительное отношение к социальным институтам, отдельным людям, новым веяниям в обществе и к массе такого, что не вписывается в их представлениями о правде и справедливости. Резко сокращаются социальные и личностные связи, усиливается чувство ненужности, обездоленности (иных уж нет, а те далече).

И начинается схема жизни одним днем, все содержание которого определяется только сегодняшними заботами о здоровье, о реальных и мнимых недомоганиях и поддержании привычных и незатейливых домашних дел, которые неисчерпаемы и вдруг становятся очень значимыми и важными. Все это иногда приносит моральное удовлетворение и скрашивает жизнь. Не каждый может быть философом и держать себя в тонусе в старости. Самое страшное, когда люди запускают себя и внешне, и внутренне. Сначала не побрился день, другой, потом вышел на улицу неопрятным, потом... И все растет, как снежный ком. Какой может быть психологический возраст у такого человека? Здесь все понятно.

А теперь представьте пожилого человека улыбающегося, оптимистично настроенного, открытого к новому, ставящего перед собой долгосрочные цели, не боящегося риска при определенных обстоятельствах, открытого к общению. Ясно, что его психологический настрой совсем другой. Ему может быть 80 лет, а психология у него 40-летнего человека, а то и моложе. Вот в этом позитивном настрое и значительная часть секрета.

Психологический возраст отличается от календарного и биологического тем, что он изменяется...


Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки