МЕРТВАЯ ЗОНА (No Man's Land)
Режиссер и сценарист Данис Танович. Art houses.
Югославское кино стало известно в мире в 60-е годы. В СССР фильмы из Югославии редко попадали на экран, потому что считались слишком мрачными. Международная кинокритика даже окрестила югославский кинематограф "черным". Его ведущими темами были отчаяние, безнадежность, смерть - и все это часто окрашено горьким юмором. Видимо, в кино отразились какие-то черты национального характера, потому что проходят десятилетия, уже и сама Югославия развалилась, а бесстрашный и скептический взгляд ее обитателей на жизнь и человека остается тем же.
Этот талантливый фильм, показывающий абсурдность и идиотизм войны - дебют Тановича, режиссера из Боснии. Он уроженец Сараева и заведовал киноархивом боснийской армии. На престижнейшем Каннском фестивале во Франции "Мертвая зона" получила премию за сценарий. Дело происходит недалеко от Сараева, где дерутся боснийцы с сербами. Волей нелепого случая два солдата вражеских армий оказываются вместе в окопе между двумя линиями фронта. Еще хуже то, что когда третий - босниец, которого считали убитым - приходит в себя, то выясняется, что он лежит на мине. Она взрывается не от давления, а наоборот - когда убирают то, что на нее давит. Ситуация чудовищная, и в нее постепенно впутываются миротворцы из ООН и журналисты. Разыгрывается то, что американский критик справедливо назвал "свирепой комедией". Все ее участники обрисованы автором с убийственным сарказмом и безнадежной грустью.
*****
КОРПОРАЦИЯ "ЧУДОВИЩА" (Monsters, Inc.)
Режиссер Пит Доктер. Идет везде.
Та же студия "Пиксар", что сделала кукольный фильм Toy Story, предлагает свою новую мультипликацию. Это очаровательная картина, сделанная с большой выдумкой и юмором и рассчитанная не только на детей, а и на взрослых. Именно взрослые оценят ее как сатиру на капиталистическую корпорацию, в которой служат чудовища. Их работа - являться по ночам детям. Чем громче визг напуганных ребятишек, тем больше энергии получает фирма. Дисциплина здесь жесткая, введено капсоревнование между наемными чудищами, которым внушают, что физический контакт с детьми смертельно опасен. И вот в мир монстров попадает двухлетняя девчушка, которая не испугалась своего "устрашителя" и приняла его просто за лохматую "кису". Начинаются головокружительные приключения. Первоклассные актеры Джон Гудмэн и Билли Кристал с явным удовольствием озвучили двух главных друзей-чудовищ.
*****
АЛИ (Ali)
Режиссер Майкл Мэнн. Идет везде.
Скучнейшее и длиннющее (2 часа 35 минут) жизнеописание великого боксера Мохаммеда Али. Очень поверхностная история, где целиком показаны 4 или 5 боксерских матчей,4 женитьбы Али и упомянут скандальный случай, когда Али отказался идти в армию, чтобы не попасть на войну во Вьетнаме. Оправдывался он тем, что лично ему вьетнамские коммунисты ничего не сделали. Был лишен звания чемпиона и дисквалифицирован. Однако Верховный суд США единогласно отменил это решение (почему - в фильме не объясняется). Высидеть это произведение из разряда жития святых просто невозможно. К тому же, на мой взгляд, молодая черная звезда Уилл Смит, играющий Али, очень красив, но начисто лишен актерского дарования, а его глаза - какого бы то ни было выражения.
Режиссер, однако, хорошо знал, что делает. Уже давно бурлит недовольство черных из-за того, что им редко присуждают "Оскаров". На сей раз держу пари, что Академия кино не рискнет обойти чернокожего актера, сыгравшего такую легендарную фигуру. Недаром К.Теран, ведущий критик "Лос Анджелес таймс", уже готовит почву: в своей рецензии он написал, что фильм так себе, зато Уилл Смит прекрасен.
**
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный фильм
Добавить комментарий