Рождество в провинции

Опубликовано: 20 декабря 2002 г.
Рубрики:

Накануне Рождества я должна была сопровождать мужа в деловой поездке в маленький провинциальный городок Маскатин, что находится на севере США в штате Айова. Ничем особенно примечательным этот штат не выделяется, но там я никогда не была, а потому решила, что «с паршивой овцы, хоть шерсти клок» … Поеду, посмотрю, как живут в американской глубинке.

Приятные «неожиданности» начались с первых же шагов на земле штата Айова. Люди здесь открытые и приветливые. В аэропорту служащая ответила на наши вопросы, а потом задержала на мне взгляд и с детской наивностью произнесла: «Какой у Вас красивый костюм». В гостинице на видном месте в комнате нас ждал нарядный пакет с карточкой, на которой было написано, что это для нас, и что это необходимо открыть немедленно. Кроме рабочего расписания на следующий день, там было много вкусных мелочей, от кофе и чая до соуса для чипсов. И содержимое пакета и внимание людей после дня, проведенного в самолетах и аэропортах, показались нам восхитительными.

С утра у мужа начались рабочие совещания, а меня из гостиницы забрала сотрудница, которая должна была показать мне город. Незнакомая женщина, которая занималась со мной «по служебной обязанности» …Я сначала даже хотела отказаться от такого «эскорта», потому что люблю сама бродить по улицам незнакомого города. Но отказаться было неприлично, и мы поехали.

Дана родилась в Маскатине в смешанной американской семье, где папа был немец, а мама — француженка. Дома одна бабушка разговаривала на французском языке, а вторая — на немецком. В результате Дана знает три языка, а кроме того историю заселения края переселенцами из Европы. Она показала мне город, его музеи, исторические и просто красивые и интересные места.

История края меня просто поразила. Первые иммигранты в Айову прибыли из Франции, наверное, поэтому название столицы штата произносится на французский манер Des Moines. Вторая волна иммигрантов была из Германии, они селились колониями, многие из которых до сих пор существуют в первозданном виде. Здесь сохранился «След Мормонов», путь, по которому мормоны шли из штата Иллинойс в Юту, где намеревались создать свое собственное государство. Об этом историческом путешествии покорителей Западных территорий Америки, изобиловавшем опасностями и приключениями, написано множество книг и сняты десятки фильмов. В штате Айова в 1729 году поселились амиши, которые с 16-го века путешествовали по всей Европе в поисках земли, где бы они могли жить в соответствии со своими убеждениями. Нашли такие земли они в Америке.

Но удивительно не то, что поток иммигрантов был многонационален и с различными религиозными убеждениями. Удивительно, что все они уже несколько столетий живут вместе, сохраняя свои традиции, культуру и религию без насилия и вражды. Например, в Маскатине в настоящее время при населении 24 тысячи человек действует 72 церкви, относящиеся к 26 конфессиям. Кстати, церквей в городе в два раза больше, чем магазинов.

Расположен Маскатин на знаменитой реке Миссисипи, которая определяет очень многое в жизни штата Айова даже в настоящее время. Толчок к интенсивному развитию города был дан в 1854 году, с началом строительства железных дорог, которые связали небольшие города с крупным промышленным центром — Чикаго. Следующей знаменательной вехой в истории города стал 1887 год, когда в эти края прибыл немецкий эмигрант John Boepple с целью создать мануфактуру по производству пуговиц.

В то время пуговицы делали из рогов животных. Но Джон и его сын пошли нетрадиционным путем. Они поняли, что пуговицы из перламутровых раковин моллюсков гораздо прочнее, а также красивее. Кроме того, они изобрели производительные машины, требующие меньших затрат труда. Их дело быстро развивалось.

Постепенно мануфактура семьи Boepple заняла ведущие позиции в стране, давая прибыль хозяевам и рабочие места горожанам. Существует эта фабрика и в настоящее время, бережно храня традиции и принимая все новое, что является неотъемлемой частью развития. А музей пуговицы стал очень популярен в стране. Его экспозиции уникальны и поучительны, а коллекция вызывает восхищение.

Рядом с городом, на берегах Миссисипи расположены две мощные электростанции, которые обслуживаются горожанами. Близость к источникам электроэнергии явилась основанием для создания в городе организации, проектирующей электроподстанции «The Stanley group». Маскатин — поистине трудовой город. Здесь расположны две из крупнейших в стране фабрик по производству офисной мебели, делают шины и пластиковые трубы.

Айова это штат с великолепным климатом. Урожаи зерновых, овощей и фруктов велики. Продукцию жители сами выращивают и сами перерабатывают. Есть здесь крупная мукомольная фабрика, а также всемирно известная компания Heinz, производящая около 50 сортов кетчупа и другие консервированные овощи.

Такой мощный промышленно-фермерский комплекс достаточно необычен для Америки, где многие заводы и фабрики расположены за пределами страны. В производстве более выгодно использовать дешевый труд рабочих стран со слабо развитой экономикой. Большое количество крупных предприятий благоприятно сказывается на бюджете города. Город в идеальном порядке, большинство домов это старые здания в Викторианском стиле, но в прекрасном состоянии. На улицах чисто, газоны ухожены, каждый дом красиво декорирован к празднику. Огни новогодних гирлянд видны даже с самолета. В целом город красив типичной, я бы сказала «сусальной» красотой, характерной для северных штатов страны.

Многие семьи, владеющие крупными предприятиями, живут в городе более века. История этих семей тесно переплелась с историй города. Так семья Stanley подарили городу госпиталь и картинную галерею, семья Mansion преподнесла в дар городу особняк, построенный в 1908 году в стиле Edwardian известным архитектором Henry Zeidler, в котором разместились художественная галерея и музей.

Конечно же, я посетила этот музей. В отличие от подобных музеев в крупных городах, где с течением времени мебель и аксессуары бесследно исчезают, здесь все сохранилось, вплоть до мелочей: цветные витражи на окнах, резьба по дереву, люстры, ковры, картины, мебель. Мебель удивительной красоты и самое поразительное, что она выглядит как будто только что из мастерской. Мягкий блеск полированной поверхности, необыкновенно красивый рисунок дерева, никаких потертостей, кругов, выбоин. Удивительно, но хорошие вещи не стареют.

По случаю Рождества дом был декорирован украшениями столетней давности. Здесь сохранились даже детские игрушки. Я долго рассматривала их. Они настолько красивы, что их можно приравнять к произведениям искусства: куклы с красивыми лицами и в изящных платьях (я бы с удовольствием сама надела такое платье); лошадки, которые выглядят почти как настоящие, только маленького размера; кукольная посуда, мебель, деревянные солдатики. Сегодняшним Барби далеко до них…

Самое сильное впечатление на меня произвела музыкальная комната, которая много рассказывает об образе жизни хозяев дома. Музыкальная комната это зал, в котором свободно разместились около 100 кресел, несколько античных music box, большой концертный рояль и орган. Орган был куплен за $10500 (в то время это были очень большие деньги) в 1921 году. Он имеет 11 регистров и 731 трубу разного диаметра. Кроме обычного, орган может играть также и в автоматическом режиме. Коллекция нот состоит более чем из 200 сборников классической и популярной музыки, начиная с 20 годов.

Уникальна и библиотека дома. Все книги хранятся в сделанных по специальному заказу стеклянных шкафах. Забота хозяев дома о книгах была оправдана, это редкие первые издания, причем многие из них имеют дарственные надписи авторов.

Вечером на улицах Маскатина нас ожидали «Рождественские гуляния». Это один из самых популярных городских праздников. На гуляние вышли даже монахи, они весело шествовали по улицам... с гитарой. Центр города закрывается для автомобилей и заполняется пешеходами. Всю ночь работают все предприятия обслуживания: магазины, рестораны, банки. По традиции в каждом магазине покупателей угощают пирожными и сидром, причем по местным «правилам хорошего тона», вся выпечка должна быть домашнего производства. Нечто вроде «парада хозяек».

Рождественский сидр
Кроме угощения, в магазинах устраивается шоу. Санта Клаусы беседуют и фотографируются с малышами. В одном магазине выступает танцевальная группа, в другом, прямо в витрине поет хор, в третьем играет фольклорный инструментальный ансамбль. Разыгрываются и исторические сценки. В галантерейном магазине прямо с порога нас встречали дамы в чудесных шляпках и платьях 19 века. Они пили чай за столом, болтали у экспозиции с кружевами, наливали посетителям сидр в чашечки. И наряды и дамы были настолько восхитительны, что невозможно было удержаться от комплиментов и не сфотографировать их. Я не знаю, насколько успешной для магазинов была такая праздничная распродажа, но удовольствия все получили много.

Крайне интересной получалась и наша поездка в Немецкие колонии Amana, которые расположены в 20 милях от Маскатина. Амана — это удивительная «страна в стране». Это американцы, говорящие на английском языке, живущие по законам государства, но строго хранящие обычаи предков, которые прибыли сюда из Германии. В плодородной долине они построили фермы, и начали выращивать пшеницу, кукурузу, сою и скот. Чтобы перерабатывать урожай, была построена мельница с большим каналом, и различные мануфактуры, выпекающие хлеб, производящие вино, ветчину, сыры и т.д. Было создано нечто вроде натурального хозяйства. Колония производила все, что нужно для жизни: еду, одежду, мебель, книги, произведения искусства.

Все, что имеется в Амане, сделано в соответствии со старыми традициями и с особенным качеством этого народа. Колония создавалась людьми, которые верили, что тяжелый труд и мастерство неразделимы. Свои дома они строили из сделанного по их рецептам красного кирпича. Эти дома стоят уже более 130 лет и выглядят прекрасно. Здесь даже замки на дверях те, что были поставлены прадедами.

В этой немецкой колонии удивительным образом уживаются старые традиции с новыми технологиями. Например, в винном магазине нам упаковали бутылки вина, которое, кстати, нам дали попробовать, в красивые современные коробки, Оборудование в магазине было электронное, но вместе с тем…

Мы отправились в подвал дома, где вино производилось и бутилировалось. За всем процессом можно было наблюдать в специально сделанные окошечки. Так вот, бочки для хранения вина были очень старые, ручной работы, да и многое из оборудования было таким. Поэтому все вино там отменного качества. Это вино можно заказать по каталогам и через интернет, тут же в магазине можно подписать и договор о поставках.

То есть, эти небольшие мануфактуры благодаря отменному качеству превратились в очень известных в стране поставщиков деликатесов. И не только. Очень популярно оборудование для кухонь, производимое в Амане, кружева, шерстяные одеяла, стеклянные витражи и многое, многое другое.

По случаю праздника мы зашли в крупнейший на западе Америки магазин Рождественских подарков и украшений «Christmas room». К хорошему быстро привыкают. После нескольких лет проживания многое в Америке уже кажется обычным и привычным, но новогодние украшения, производимые здесь действительно уникальны.

Залы магазина украшены множеством елок, причем каждое дерево декорировано в своем стиле. На одном игрушки выполнены в стиле перегородчатой эмали. Другое — увешано хрустальными колокольчиками, фигурками и домиками. Если дотронуться до фигурок, то они мелодично позванивают и сверкают в отсветах разноцветных гирлянд. Никогда не думала, что новогодние украшения можно делать из хрусталя и что это настолько красиво. Одно из деревьев украшено только деревянными игрушками. Такая елка хороша для деревенского дома. Все игрушки, конечно, недешевы, каждая 20-40 долларов. Но они стоят того. Это коллекционная, ручная работа высочайшего качества.

Великолепны и рестораны в Амане: чистые, спокойные, со старинной простой, но красивой мебелью. Кормят здесь блюдами, приготовленными по «бабушкиным» рецептам из продуктов, производимых на местных фермах. Я «малоежка», поэтому мы с мужем предусмотрительно взяли на двоих только одну порцию. Но и вдвоем справиться не смогли. Чего только перед нами ни поставили: и мясо, и творог, и капусту, и рулетики из картофеля, и…и… Я насчитала 16 тарелок и тарелочек.

Вот уже неделя, как мы вернулись из путешествия, но я до сих пор не могу осознать, как этим людям удалось удержаться на «золотой середине»: сохранить все лучшее из своего культурного наследия, но не превратиться в атавизм эпохи.

Не могли мы не посетить и Kalona — это поселение амишей. Тех самых амишей, которых мы часто видим в северных городах Америки. Их женщины выделяются из пестрого людского окружения прозрачными чепчиками и простыми однотонными платьями, а мужчины носят черные строгие костюмы и черные широкополые шляпы.

Амиши живут в большей изоляции по сравнению с немецкой колонией Амана. Они прибыли в Америку в 1729 году, затем их поселения распространились по 20 северным штатам Америки, то есть там, где климатические условия благоприятны для ведения сельского хозяйства.

На протяжении нескольких веков они живут, сохраняя «сообщество в сообществе»: отказываются от многих форм государственной поддержки, никогда не страхуют ни свои жизни, ни свои хозяйства, рассчитывая только на собственную удачу и помощь Бога. В их поселениях собственная охрана и собственная система помощи при несчастных случаях.

Согласно лютеранской интерпретации Библии, амиши живут без электричества, телефона, автомобилей и сотен других удобств современной жизни. Основной принцип их жизни: «если нет, то и не хочется». Они живут близко к земле с убеждением, что Бог создал человека для работы на земле для того, чтобы вернуть ей так много, как он взял. Это жизнь с жестко установленной дисциплиной и четко определенной ролью женщины и мужчины, обеспечивающая надежность во всех ее проявлениях. Амиши регулярно пользуются английским языком, однако дома говорят на немецком диалекте, и читают молитвы на «High German».

Все, что делают амиши, сделано очень хорошо. По всей Америке популярны их сыры и хлеб. Знаменита мебель, добротная, надежная и простая. В Калоне много художественных салонов и магазинов, где все это можно посмотреть и купить.

Амиши живут в одном с нами мире, но не смешиваются с нами. Они не навязывают окружающим своих убеждений, но и не хотят, чтобы мы вмешивались в их жизнь. Это приветливые люди, очень общительные, но они никогда не позволяют фотографировать себя, потому что это против их религии. Очень забавно видеть, как по современной трассе среди автомобилей мчится конный черный экипаж с большим красным предупреждающим дорожным знаком на задней стенке. Для нас это нечто экзотическое, до конца непонятное, а дли них — обыденная жизнь.

Эта поездка в маленький провинциальный городок не только наполнила меня яркими впечатлениями, но многому научила. Да, мы умные, образованные, цивилизованные… Но жизнь, это не только миллионные города, многотысячные концертные залы, Harvard и Miami Beach. Жизнь исключительно интересна в ее бесконечном разнообразии, пусть не всегда ярком, но всегда непомерно глубоком.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки