В итоге — ноль, впереди — модернизация

Опубликовано: 16 июля 2010 г.
Рубрики:
Борис Немцов (справа) и Владимир Милов на презентации своей брошюры "Путин. Итоги. 10 лет". Москва, 14 июня 2010 года. Photo: Seagull Publications / YouTube

Заслуга Дмитрия Медведева уже в том, что он определил стратегическую цель для страны. Остальные госдеятели живут в другом словесном, понятийном, а значит и материальном измерении: говорят о сырьевых богатствах, экономике и политике сегодняшнего, а на самом деле — позавчерашнего дня.

 

Наверно, апофеозом умственных усилий властей предержащих стал бы суд над шофером грузовика, который привез в Петербург сто тысяч экземпляров брошюры "Путин. Итоги. 10 лет". Их, водителя, его машину и тираж задержали на подступах к петербургской штаб-квартире партии "Яблоко". Вначале обвинили в нарушении правил уличного движения, потом — в несоответствии сопроводительных документов: там указано, что издательство в Москве, а типография — в Смоленске. Затем объявили, что водитель, как и положено нарушителю, предстанет перед судом. Однако никаких сведений о его судьбе больше не поступало. Видимо, нашелся догадливый человек в верхах — вовремя пресек соблюдение закона. Иначе б враждебная пресса, не разобравшись, выдала заурядное дело об административном нарушении за политический процесс и разразилась провокационными заголовками: "Процесс десятилетия: Владимир Путин против шофера!".

Впрочем, правоохранительные органы и без того очень, очень много сделали для рекламы доклада, который написали и издали миллионным тиражом лидеры движения "Солидарность" Владимир Милов и Борис Немцов. Вполне достаточно и того, что, по официальному заявлению отдела по борьбе с экономическими преступления (ОБЭП) Центрального района Петербурга, "груз изъяли на основании статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства)" и отдали на экспертизу в Центр противодействия экстремизму.

К тому времени поступило сообщение из Смоленска, что в типографии арестована еще одна стотысячная партия. Представители компетентных органов давали, как водится, невнятные объяснения.

"Питерские коллеги нас запросили, чтобы мы проверили, почему накладные на тираж из Смоленска, хотя издательство-заказчик доклада из Москвы, — сказал журналистам первый заместитель начальника УВД по Смоленской области Николай Турбовец. — Мы опросили руководителя типографии. Никаких тиражей не изымали, никого не арестовывали".

Слава богу.

Работники типографии говорят, что да, никого не арестовали: "Тираж опечатан и описан, находится в типографии, но ничего сделать с ним нельзя".

Разумеется, после такого внимания органов доклад Милова и Немцова стал популярным в интернете. Что, в свою очередь, способствовало распространению его бумажного варианта. Книжная форма имеет своего (очень многочисленного) адресата. Это россияне, не владеющие компьютерами и не отлавливающие информацию в Сети — как правило, люди старшего поколения, жители поселков и сельских районов, не выписывающие газет и получающие представление о жизни в стране из программы "Время". К слову, как раз электорат Путина.

 

Казалось бы, брошюра ничего нового не сообщает. Все материалы — из открытых источников, каждый из них известен тем, кто следит за прессой. Однако здесь важна систематизация и обобщение. На 48 страницах собрано то, что наиболее характерно для истекших десяти лет правления путинской команды. Например, авторы напоминают об обещаниях — ни одно из которых так и не было выполнено. Удвоить ВВП, догнать Португалию, довести затем уровень жизни до уровня Франции с замахом на Германию... Принимались концепции, программы, национальные проекты и пр., и пр. Хорошо, народ давно привык к посулам правителей и легко их забывает, к вящему удовольствию последних. А зловредные Немцов с Миловым — напомнили о неприятном.

Читатель может им верить или не верить. Но вот в Москве, с участием высоких правительственных лиц, прошла конференция, на которой подвели итоги выполнения "Стратегии-2010". Той самой — про догнать и перегнать. Присутствовали главные ее разработчики — тогдашний руководитель министерства экономического развития Герман Греф и тогдашний и нынешний вице-премьер Алексей Кудрин. В итоге пришли к выводу — "Стратегия-2010" выполнена на треть. Хотя никто не мешал — нефтедоллары лились потоком.

Или другой пример — устойчивый миф об обуздании олигархов и возвращении богатств государству. Из доклада Милова и Немцова россияне могут узнать, что наша родная экономика на 70 процентов — оффшорная, зарегистрирована за пределами страны. После трагедии на шахте "Распадская" в Междуреченске, где от взрыва метана погибло 90 человек, многие соотечественники с удивлением услышали о кипрских и люксембургских хозяевах предприятия. У тамошних жителей до сих пор в голове не укладывается: вот Россия, вот Сибирь, вот наша Кемеровская область и наш город Междуреченск с шахтой, наконец, вот Путин, который на страже наших интересов и к тому же всегда против Запада, и вдруг — Кипр и Люксембург.

Кстати, недавно в открытом доступе появились сведения о "нашем национальном достоянии" — корпорации "Газпром". По итогам 2009 года, его внешний долг составляет ровно 1 триллион рублей. Как раз половину годовой выручки. Или — как раз дефицит Пенсионного фонда в 2011 году.

Кому же попал в кабалу газовый гигант? Более чем две трети — 740,6 миллиарда рублей — он задолжал люксембургской фирме "Газ Капитал". Остальное — по мелочи — иностранным же фирмам "Газпром Интернешнл", "Газстрим", Gazprom EP International B.V. Кто они такие, что они такое, почему мы им должны — темна вода во облацех. А пресса смакует годовые премии членов правления "Газпрома" — по 61,4 миллиона рублей, и членов совета директоров — по 14,5 миллиона. Мол, народ на полунищенских зарплатах, а они жируют... Триллион завтра отдадим! Неизвестно кому. Хотя некоторые подозревают, что там те же, свои...

Кстати о зарплатах, настроениях россиян, положении в стране вообще. Можно скептически относиться к выводам Милова и Немцова, но их подтверждает фундаментальное исследование Института социологии Академии наук. Материалы ученых также далеки от официальной телекартины бытия. Например, Росстат постоянно радует тем, что средняя зарплата по стране — 17-20 тысяч рублей. Однако из опросов социологов выводится совсем другая цифра — 8954 рубля. Отсюда и общая тональность ответов. Нынешнюю ситуацию в стране назвали "проблемной, кризисной" 73 процента россиян, а 11 процентов — катастрофической.

При всем при том мы — оптимисты. Большинство — 60 процентов — считает, что Россия через 10-30 лет станет ведущей державой. Только — не за счет науки и высоких технологий, а исключительно за счет сырьевых ресурсов. Которые надо немедленно отобрать у олигархов и вернуть "государству" и "народу" — 84 процента.

 

Конечно, брошюра Милова и Немцова вызвала разноречивые отклики. Вплоть до обвинений в работе на зарубежные подрывные центры.

"Это — системный доклад, который вписывается в план "как уничтожить Россию", — заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров. — Немцов и те, кто в свое время ликвидировали СССР, стремились на следующем этапе ликвидировать и Россию в интересах иностранного заказчика... Сильная Россия не нужна наиболее крупным странам мира, в особенности — США... Американцы продолжают финансово, организационно и информационно поддерживать политиков, работающих на подрыв стабильности в стране. Немцов продолжает борьбу с Путиным не потому, что он верит в победу, а просто потому, что нужно получать и отрабатывать свою зарплату".

Но из сопоставления с научными исследованиями, с данными из других источников — включая и правительственные — следует вывод, что доклад "Путин. Итоги. 10 лет" объективно отражает существующее положение дел. Итог нулевых годов — ноль.

Согласна ли с таким приговором основная масса россиян, дойдет ли до них брошюра Немцова-Милова и повлияет ли на их умонастроения?

"Левада-Центр" провел опрос и выявил, что работой Владимира Путина во главе правительства довольны 78 процентов россиян! Очередной взлет по сравнению с январем. А по информации фонда "Общественное мнение", рейтинг премьера, наоборот, резко упал — с 69 в январе до 61 процента в июне.

61, конечно, не 78, но тоже убедительно. Правда, немного непонятны столь значительные расхождения в данных двух независимых социологических служб.

 

А президент Медведев между тем продолжает стратегическую линию — курс на модернизацию. Но, как оказалось, народ ее понимает по-своему. Вообще, с модернизацией, если не вникать в подробности, вопрос простой и нелицеприятный: навсегда мы отстали или есть шанс вскочить в уходящий экспресс?

Великая заслуга Дмитрия Медведева уже в том, что он определил глобальную стратегическую цель для страны. Остальные государственные деятели живут в другом словесном, понятийном, а значит и материальном измерении — говорят о сырьевых богатствах, экономике и политике сегодняшнего, а на самом деле — позавчерашнего дня.

Министр финансов Алексей Кудрин на Петербургском международном экономическом форума объявил, что к 2015 году общий долг России увеличится в полтора раза и достигнет 14 процентов валового внутреннего продукта.

Хотя ничего катастрофического вроде не происходит — нефть и газ есть, и цены на них не падают. И, по крайней мере, в течение ближайших 20 лет наши углеводороды будут востребованы в мире, замены им пока, слава богу, нет. Так отчего же такие мрачные перспективы? Оттого, что не умеют управлять? Оттого, что живем и работаем в позавчерашнем дне?

Президент Медведев сформулировал пять главных направлений модернизации российской экономики — энергетика, ядерная промышленность, телекоммуникации, информационные технологии и медицина.

Однако есть ученые, которые считают, что и эти направления — вчерашний день, надо заниматься будущим. Впрочем, об ученых потом. Пока — о народе.

Институт социологии Российской академии наук совместно с Фондом Фридриха Эберта завершил фундаментальное исследование и представил доклад "Готово ли российское общество к модернизации". Опрошены 1750 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, жители всех типов поселений, разных территориально-экономических районов Российской Федерации, представляющих основные социально-профессиональные группы населения.

И тут выяснилось, что под словом "модернизация" глава государства и население понимают совершенно разные стороны жизни и деятельности.

Для большинства россиян "модернизация" — это не инновации и нанотехнологии, а... социально-политические, внутригосударственные реформы.

Главным залогом успешной модернизации россияне назвали:

— равенство перед законом, соблюдение прав человека — 41 процент;

— беспощадная и, в итоге, успешная борьба с коррупцией — 38 процентов;

— установление социальной справедливости — 31 процент.

И только 25 процентов назвали в качестве приоритетов формирование эффективной инновационной экономики.

Итак, народ полагает, что модернизацию надо начинать с общественно-государственных отношений.

Но тут есть, возможно, временная опасность. Пока мы воюем с коррупцией и беззаконием, мир стремительно развивается, уходит вперед. Закономерности этапов экономического развития (циклов или волн) выявил русский и советский экономист Николай Кондратьев, арестованный в 1930 году, расстрелянный в 1938-м. Сейчас его учение расширили, трансформировали в теорию технологических укладов. По ней, Советский Союз успешно вписался и даже в чем-то стал лидером 4-го технологического уклада, когда ведущую роль в мировой экономике играли машиностроение, тяжелая промышленность, энергетика. Как пелось в одной из неформальных песен 50-60-х годов: "Но будет больше чугуна и стали на душу населения в стране".

А вот 5-й уклад — химия, компьютеризация, информационные технологии — мы упустили. И догонять теперь нет смысла.

"Если сейчас построить завод по производству мобильных телефонов, он прогорит, он не нужен, — говорит вице-президент Нанотехнологического общества профессор Георгий Малинецкий. — В России 180 миллионов мобильных телефонов, и все они произведены за рубежом. На нашей территории находится 30 процентов мировых природных богатств, а наш вклад в глобальный продукт — всего 3 процента. Такие страны долго не живут. Вся российская нефть дает около 60 миллиардов долларов, продажа оружия — 6 миллиардов. Между тем, Индия сейчас выпускает программного обеспечения на 40 миллиардов долларов и в ближайшее время планирует выйти на 60 миллиардов. То есть они мозгами зарабатывают столько, сколько мы продажей нефти".

По мнению Малинецкого, слово "инновации" применительно к нам лишь в значении "инновационный разгром", поскольку по этому показателю мы ниже давнего еще уровня Советского Союза в 15 раз.

 

Между тем на пороге мира уже 6-й технологический уклад.

"Он будет основываться на биотехнологиях, нанотехнологиях, робототехнике, технологиях виртуальной реальности, — говорит Малинецкий. — Сейчас определяется, какие страны будут лидерами... У России очень мало времени. Наша задача вскочить в последний вагон уходящего поезда. Иначе, с большой вероятностью, нас не будет".

"Такие страны долго не живут..." "Нас не будет..." Как-то очень уж фатально, категорично. Разве что Малинецкий исходит из того, что лучше перепугать, чем недопугать. Чтобы максимально возбудить общественное мнение, мобилизовать государство и правительство. Дабы они действовали на манер тех самых азиатских "тигров" — с предельной решимостью и концентрацией сил. Когда Южная Корея, например, вкладывала в развитие новых технологий до 40 процентов ВВП.

И если мы не успели в свое время рвануть вперед, как Сингапур и Корея, то уж от Индии вполне можем не отстать. Конечно, хотелось бы войти в глобальную экономику на правах самостоятельной силы, в ранге законодателей, а не последователей. Но выбора нет. Учиться не стыдно и не позорно. Позорно и стыдно — не учиться. Не меняться. О чем и говорил на только что закончившемся Петербургском международном экономическом форуме президент Медведев. Глава российского государства, по сути, объявил о политике открытых дверей. К нам потекут иностранный капитал и иностранные технологии. Все в наших руках. Кто нам может помешать?

Вопрос не праздный. Эксперты Института социологии включили его в свое исследование, попросили россиян ответить на него.

Более половины россиян (55 процентов) назвали главными тормозом прогресса в России государственных гражданских чиновников, а 33 процента — правоохранительные органы.

То есть 88 процентов россиян считает, что враг модернизации номер один — государственный аппарат.

Это первый замкнутый круг. Есть и второй — инертность самих россиян. По данным исследований, наши граждане пребывают в извечном убеждении, что от них ничего не зависит, они на государство повлиять не могут, тем более, не могут отстоять свои групповые интересы — и уповают лишь на решительные действия со стороны государства.

Чтобы разорвать эти замкнутые круги, государство должно бороться с чиновничеством, со своим же аппаратом. До сих пор в российской истории такие войны заканчивались тайным или явным поражением реформаторов — в итоге всех реформ выигрывали чиновники.

Безусловно знает и понимает истинное положение дел и сам инициатор модернизации. Во вступительном слове на Петербургском экономическом форуме он отмечал, что успех зависит от того, "насколько мы сможем убедить... что мы открыли нашу экономику, что в России соблюдаются правила, что они являются едиными для всех, начиная с президента и заканчивая обычными клерками".

А в заключительном слове прямо сказал: "Не бывает такого, чтобы экономика менялась, а политическая структура была абсолютно заскорузлой".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки