Гроздья гнева

Опубликовано: 1 сентября 2009 г.
Рубрики:

Сегодня в американском политическом лексиконе на первом месте — слово town hall. Вообще-то в бытовом плане оно означает мэрию, горсовет, любое помещение для проведения общественных мероприятий локального масштаба — от концерта духового оркестра пожарной команды до встречи с кандидатом на пост начальника местной тюрьмы. Но в последнее время по частоте упоминаний в национальной прессе провинциальный таунхолл затмил Белый дом, в политически сонном августе в глубинной Америке идет чуть не революционное брожение.

Традиционные августовские каникулы законодатели и политики от Демократической партии нетрадиционно решили провести не на Багамах, а в своих избирательных округах с благой и неотложной целью: донести из первых уст в народные массы истину о предстоящей в стране реформе здравоохранения, ибо промедление смерти подобно — осенью президент-демократ идет ва-банк. Если законопроект провалится, Барак Обама потерпит сокрушительное фиаско, не будет выполнено одно из главных обещаний, благодаря которому он и его партия победили на выборах. Из рук демоaкратов будет выбит главный козырь, и второй президентский срок Обаме не светит. Агитационно-просветительскую работу на местах демпартия решила провести в таунхоллах.

Даже в самых пророческих снах законодатели-демократы не могли предвидеть реакцию, с какой их встретят в родных округах. Вместо выражения благодарности за тяжкий труд и неустанную заботу о народном благе — насмешки, крики, оскорбления... Тут уже не до речей, того и гляди тухлыми яйцами забросают или еще чем похуже. Конгрессмен от 6-го округа Кентукки Бен Чандлер, кстати, бывший генпрокурор штата, на встрече с разъяренной толпой струхнул и отменил не только это выступление, но и все остальные запланированные на отпуск. Его коллега и земляк, конгрессмен Джон Ярмут от 3-го округа, перенес встречи в таунхоллах на сентябрь, авось, страсти к тому времени улягутся, а пока разъясняет слово партии на телемостах с избирателями. Но марку не роняет: Ярмут обещает прийти на будущие митинги в любом случае, "хоть в футбольном шлеме". До "лучших времен" перенес встречи законодатель из соседней Индианы Барон Хилл.

83-летний конгрессмен от Мичигана Джон Динджелл за полувековую политическую карьеру впервые оказался с глазу на глаз с сотнями разгневанных мужчин и женщин, пришедших в местный таунхолл на встречу с ним. Никто даже не пытался слушать — собравшиеся освистывали оратора, а одна женщина бросила в лицо конгрессмену: "Ублюдок, обманщик, лжец, ты лезешь в мой кошелек!" Политический ветеран говорит, что на его памяти был всего один схожий случай, когда в 1960-м году в Техасе едва не растерзали кандидата в вице-президенты, будущего президента США Линдона Джонсона. Под оркестровку сенатора-республиканца Брюса Алгера толпа южан улюлюкала, свистела: "Линдон, ты продался янки-социалистам!". Позднее Алгер занял важный пост в федеральном правительстве, и первое, что сделал Джонсон, став президентом, вышвырнул Брюса из Белого дома.

За неполные две недели в стране были сорваны встречи-митинги в 180 округах! Впечатляющая цифра, и схожие сценарии явно свидетельствуют, что "народным гневом" управляют видимые, а большей частью, невидимые дирижеры. Кто задает тон — секрет полишинеля. Политические обозреватели и политологи в один голос тычут на них пальцем: Республиканская партия, страховые компании и мощнейшее медико-фармацевтическое лобби. "Все куплю! — сказало злато", и покупает. Политиков, партии, и даже народ.

Наверное, самое грустное зрелище для Обамы — видеть, кто сегодня идет в таунхоллы. В основном, простые люди, немолодые, из глубинки, ради которых он и затеял эту реформу. Президент и его семья, как понимаете, страховкой обеспечены.

Понимая или предчувствуя, что легкой победы не будет, да и оглядываясь на печальный опыт предшественников, президент страны не рискнул на кардинальную революцию в здравоохранении. Его нынешний законопроект — по сути, полумера, он осторожничает и даже избегает слова "реформа". Как политик-прагматик, он предпочел синицу в руках журавлю в небе — в результате многоходовых компромиссов получилось что-то вроде консенсуса с республиканцами и большим бизнесом, но только на словах. Что у оппонентов на уме, свидетельствуют события в таунхоллах.

В своей основе Америка пока консервативна, и республиканская пропаганда умело использует этот фактор. "Обама тихой сапой строит в стране социализм! Большой брат на пороге твоего дома! Сегодня национализация банков, корпораций и здравоохранения, завтра — тотальный контроль правительства! Национализация здравоохранения — это конец американским свободам!"

Лозунги просты, как ленинская правда, и доходчивы для простого американца. Проще кричать "долой!", чем пытаться вникнуть в суть предложений правительства.

В промывке мозгов активная роль принадлежит консервативным средствам массовой информации (скорее, дезинформации) во главе с такими титанами радио и телеэфира, как Билл О'Райли, Раш Лимбо и Гленн Бек. Последний известен своими знаменитыми "лютеровскими" тезисами "9-12". Девять абстрактных заповедей американца, среди которых, честь, надежда, простота, и двенадцать принципов — главный из них: "Я имею то, что я заработал, и только я сам могу решать, как мне распоряжаться плодами своего труда. Правительство не имеет права за мой счет заниматься благотворительностью".

Несгибаемый консерватор Раш Лимбо, не смущаясь, называет реформу здравоохранения "нацистской акцией". С полумиллиардом долларов в кармане можно говорить что угодно... Но что бы он пел, оказавшись одним из 47 миллионов американцев без страховки?

И, наконец, на мельницу республиканцев льет воду сила инерции. Жизнь не стоит на месте, на политической карте страны, конечно, происходят изменения, но в своей основе карта эта почти не меняется. Если этот округ традиционно республиканский, то хоть земля тресни, он в любом случае будет республиканским.

В этом плане интересны наблюдения за моими земляками. Жители прореспубликанского Кентукки в основном с симпатией относятся к демократу Бараку Обаме и не любят обрыдшего всем землякам лидера республиканского большинства в Сенате США Митча Макконелла. Но на прошедших выборах Обама "проиграл Кентукки", а Макконелл как был, так и остался непотопляемым. Он и является одним из главных и непримиримых противников реформы здравоохранения президента Обамы. С партбилетом республиканца Митчу в Кентукки гарантирована пожизненная синекура в Сенате.

Серьезную тревогу либеральных обозревателей вызывает не столько противодействие реформе — факт нормальный для демократического общества, — сколько какими способами это делается. Неприкрытая агрессия, нежелание выслушать иное мнение, демонстрация силы глотки и поднятого кулака — не американские методы. Обозреватели "Вашингтон пост" Юджин Робинсон и Дэвид Бродер открыто называют "революцию в таунхоллах" политическим рэкетом и предупреждают: ни к чему хорошему она не приведет...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки