Патология породы

Опубликовано: 16 июля 2009 г.
Рубрики:

Холуи пишут оды хозяевам, а хозяева устраивают пьяные разгулы в музеях, в исторических, памятных местах, которые когда-то чтили и воспевали те же холуи и те же хозяева.

В городе Барнауле, столице Алтайского края, возродили жанр античной оды. В европейском классицизме — это торжественное стихотворение, воспевающее славу, величие, основное чувство ее — восторг, основной тон — восхваление вождей и героев монархии: короля и особ королевского дома. А изначально, у древних греков, — стихотворение в сопровождении музыки. Или же музыка в сопровождении стихов.

Алтайская филармония записала оду в античном варианте. Правда, в современном сопровождении симфонического оркестра. Такую маленькую-маленькую кантату.

Музыку написал Сергей Кожушко — начальник отдела по воспитательной работе Барнаульского юридического института МВД. Стихи — Александр Федяев, помощник начальника института по работе с ветеранами. Называется — "Ода от благодарного Алтая":

В нелегкий час возглавил он Россию, 
Вторым он занял президентский пост, 
Но первым стал он президентом 
                         сильным, 
Россию смог он вывести вперед! 

Припев: 
Уверенною поступью шагая, 
Ты крепкою становишься страной! 
Священная Россия, дорогая, 
Отечество, гордимся мы тобой! 
Отечество, гордимся мы тобой! 

Поднял с колен священную державу, 
Заставил уважать ее весь мир. 
Он приумножил честь ее и славу, 
И у народа он теперь кумир! 
		Припев. 
На путь великих устремлений, 
Что предначертан ей судьбой, 
Дорогой верной, без сомнений, 
Повел Россию за собой! 
		Припев. 

Предполагалось, видимо, что "Ода от благодарного Алтая" будет исполнена пред очами адресата — главы правительства Владимира Путина, приехавшего в Барнаул. Однако торжественный концерт для премьера с оркестром и хором почему-то не состоялся.

Хотя вполне уместно было бы исполнить ее на тракторном заводе. Там месяцами не давали зарплату, но за день до приезда Путина — обрадовали народ, рассчитались до копейки. Встретили бы восторженно. Но Путин на завод не поехал.

Зато посетил будущий городской медицинский центр. Он, конечно, чем-то напоминает древнегреческий амфитеатр. Потому что вместо давно обещанного комплекса — котлован с фундаментом. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", принятого 4 года назад, в городах России намечалось воздвигнуть 15 федеральных высокотехнологичных медицинских центров. Сейчас ими занимаются контролеры-ревизоры из Счетной палаты РФ. А раньше занимался министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Сейчас он утвержден Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Украине. Некоторые публицисты пишут, что Зурабов — общенациональный аллерген, развалил медицину, лишил стариков бесплатных лекарств, угробил пенсионную реформу, и потому назначение такой малопочтенной в народе персоны надо расценивать как принижение, чуть ли не оскорбление Украины. Это с их точки зрения. А с точки зрения кремлевской администрации, может быть, совсем наоборот. Может, там рассматривают Зурабова как большого государственного деятеля, равнозначного авторитету такой державы, как Украина.

Оды в честь Зурабова еще не написали, но кто знает... Ведь Михаил Юрьевич равнозначен по рангу Валентине Ивановне Матвиенко. Он был министр РФ, она — губернатор Петербурга. Так ода в честь Валентины Ивановны уже есть. Автор — лауреат Государственной премии поэт Александр Кушнер. Тот самый, что уже вошел в историю афористичными строчками: "Времена не выбирают, в них живут и умирают".

Как известно, Петербургский Дом писателей сгорел 16 лет назад. В прошлом году его отстроили заново. Правда, на другом месте. На открытии Александр Кушнер и зачитал строки, обращаясь непосредственно к адресату:

 
Критиковать легко — пойди, 
В траншею влезь, взберись на вышку, 
Еще инвесторов найди, 
Устрой писателям домишко. 
И утром, встав в восьмом часу, 
Красавица и молодчина, 
По-женски утерев слезу, 
Встает на вахту Валентина. 

Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Александр Кушнер — на виду. Тут каждое лыко — в строку. А что творится (от слова "творить") в провинции?

Например, есть город Орел. Там живет Егор Семенович Строев — первый секретарь Орловского обкома в 1985-89 годах, глава администрации и губернатор с 1993 по 2009 год. Четверть века правления!

Мало кто знает, что по количеству од господин Строев опережает многих героев и монархов прошлых веков. Никогда еще в истории мира одного и того же человека не сравнивали одновременно с Ницше, Столыпиным, Ньютоном и Сократом. Все оды напечатать здесь невозможно, приведу несколько, в отрывках:

Что за человек? И что за глыбина? 
Он в различной прессе отражен: 
То напомнит Ницше, то Столыпина, 
К яблоку причастен, как Ньютон... 
                       (Поэт Виктор Рассохин) 

Желаю крепкого здоровья 
И песню нынче Вам пою. 
Егор Семеныч, умоляю: 
Спасите Родину свою. 
                       (Поэт Аркадий Карасев) 

Живите, стройте, властвуйте, Егор, 
Россия снова выйдет на простор, 
Орлиных крыльев силу обретет, 
Высоким будет у нее полет. 
                       (Поэт Раиса Стрижкина) 

Он весь из оптимизма скроен, 
Хорошему по-детски рад, 
С фамилией надежной — Строев, 
А слово молвит, как Сократ. 
                      (Поэт Алексей Прасолов) 

Конечно, реальная жизнь мелочна. Можно указать, что правление Валентины Матвиенко останется в истории как последовательное разрушение историко-архитектурного ландшафта Петербурга. Если сейчас не остановить — страшно представить, как будет выглядеть город через 10-20 лет. А губернатора Егора Строева, отправленного в отставку на должность члена Совета Федерации, поминают в Орле часто, потому что в какую рентабельную организацию ни зайди — ею владеют многочисленные родственники Егора Семеновича. И даже его самого уже вызывают в прокуратуру в качестве свидетеля. Конечно, большое видится на расстоянье — как сказал другой поэт, уже не наш современник. Время рассудит.

А пока отношение к одописцам в кругах интеллигенции — в лучшем случае ироническое. Хотя есть не то, чтобы защитники, но, я бы сказал, полузащитники. Одни говорят: мол, жить-то надо. Другие: и Ломоносов с Державиным оды писали императрицам, хотя, конечно, Кушнер — не Державин... Однако и бывший секретарь обкома комсомола Матвиенко — тоже не Помазанник Божий.

Однако тенденция, общее направление — очевидны.

Интеллигенция не стесняется нахлынувших чувств к власти. Говорю о чувствах, потому что никто, вроде, не заставляет.

"Справедливость там, где Путин!", — афористично изрек политолог Глеб Павловский.

"Клянусь тебе, я не понимаю, как можно не хотеть любить того, кто руководит твоей страной!" — горячо воскликнул кинорежиссер Никита Михалков.

Михалков, на мой взгляд, выразил и сформулировал некий абсолют. Не поклонение конкретной персоне, отдельной личности, а требование любви к высшему руководителю вообще. К абстракции. Любовь к вертикали власти в принципе, по-современному говоря. Философская максима. То бишь, правило поведения, логический, этический или даже общественно-политический принцип.

И потому нельзя не привести восторженных строк о самом Никите Михалкове. Журналист Елена Ямпольская напечатала в газете "Известия" репортаж со съемок его фильма: "Всякий раз дубль завершается горделивым: "Ну, если это — плохо, тогда идите в ж..." В этом весь Михалков. С одной стороны, по-мужицки прост, с другой — до невероятности тонок".


Холуи пишут оды хозяевам, а хозяева устраивают пьяные разгулы в музеях, в исторических, памятных местах, которые когда-то чтили и воспевали и те же холуи, и те же хозяева.

После совместной пьянки членов правительства России, администрации президента РФ, олигархов, тусовщиков шоу-бизнеса, телебизнеса и прессы на крейсере "Аврора", когда тамада-телеведущая предлагала собравшимся сразу же после банкета "ехать решать демографические проблемы", известный певец матерных текстов орал в микрофон: "Я дикий мужчина — яйца, табак, перегар и щетина", а перепившиеся вип-персоны с борта корабля революции сигали в Неву, где их бережно подбирал спецкатер, — в обществе возник некоторый скандал. Хотя часть даже демократической публики недоумевает: из-за чего шум?

Действительно, из-за чего? Петербургский продюсер и владелец студии порнокино Сергей Прянишников несколько лет назад снял фильм с сексуальными сценами на крейсере "Аврора", а потом выставил свою кандидатуру на выборах губернатора Петербурга — и ничего. Петербуржцев, конечно, возмутило, что сцены с групповым сексом снимались в настоящей школе, в исторических местах города. Но почтенные комиссии мэрии вынесли вердикт: неподсуден.

"Жалуйтесь на нас куда хотите... У нас везде все схвачено, везде есть люди, — говорил Владимир Самсонов, заместитель Прянишникова. — Мы можем вообще самое дикое порно снимать и продавать... Мы вот прошлыми белыми ночами трахались прямо на Дворцовой площади, а нас менты охраняли".

Да, и на Дворцовой, и у Смольного собора, и наверху ростральной колонны, и перед памятником Петру Первому. Снимался порносериал, посвященный... 300-летию Петербурга. Так в титрах и значится.

Поэтому Прянишников и удивляется нынешнему скандалу с "Авророй": да у нас все можно, просто надо платить. И приводит таксу: где и сколько "давал".

Кстати, сколько заплатили за аренду, за гульбу олигархов и членов правительства на "Авроре" — неизвестно. Хотя должно быть отражено в соответствующих ведомостях. Потому что "Аврора" — музей. Кто-то должен дать разрешение, оформить договор найма, оприходовать деньги. Чтобы направить их на дальнейшее сбережение памятников истории и культуры.

Нет следов.

Во-вторых, "Аврора" — корабль №1 Военно-Морского флота Вооруженных Сил Российской Федерации. Должен быть приказ, допуск, опять же оформление поступивших денег, которые можно направить на дальнейшее укрепление оборонной мощи Родины.

Капитан крейсера, адмиралы — командующие ВМФ, Балтийским флотом, военно-морской базой — молчат, как будто присягу дали.


В тот вечер коллектив журнала "Русский пионер" отмечал годовщину выхода первого номера. Одна из девиц, призванных сюда радовать взор публики, рассказывала в мобильник подруге на далеком берегу: "Ой, тут так здорово, скорей приезжай... Очень хорошо тусуемся. Где? Да я не знаю. Тут какой-то новый бар на воде открыли..."

Впрочем, не верится, что она "Аврору" не знала. Но тогда что — ее доставили на борт, завязав глаза?

Кто б мог подумать, что у нас так уважают прессу! На первый юбилей неизвестного в стране издания прибыли олигархи-миллиардеры: владелец компании "Русский стандарт" Рустам Тарико, президент "Альфа-Капитала" Михаил Хабаров, пивной магнат Олег Тиньков, строительный магнат Сергей Полонский...

Про Михаила Прохорова, самого богатого человека России, нельзя сказать, что он "прибыл". Он ведь хозяин журнала, "Русский пионер" выходит на его деньги. (Если министр Греф справлял свадьбу в Константиновском дворце, то почему бы олигарху Прохорову не снять на ночь "Аврору"?)

В общем, веселились: читали стихи о кризисе, смотрели на балерин в костюмах черных и белых лебедей, слушали матерные песни, глушили вискарь, купались в Неве.

Имели право. Они ж заплатили. Частные лица также имеют право быть моральными уродами, не понимать, что нельзя водить девок и глушить виски на "Авроре". Объяснять им бесполезно.

Скандал возник оттого, что вместе с ними, частными лицами, в том непотребстве и хамстве участвовали:

— губернатор Петербурга Валентина Матвиенко;

— полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов;

— министр экономического развития Эльвира Набиуллина;

— председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга Максим Соколов.

Можно добавить, что Валентина Матвиенко — бывший первый секретарь одного из райкомов партии в городе революционной славы — Ленинграде.

Телекомпания "Петербург — 5-й канал" готовила репортаж о "светском мероприятии". Но он в эфир не вышел. Когда за комментариями обратились к одному из директоров, Владимиру Тюлину, он ответил гениально: "Если сюжета в эфире не было, значит, его не было, поэтому как можно обсуждать то, чего не было".

Разумеется, молчит и федеральное телевидение. И страна, в общем, не знает. Страсти кипят лишь в газетах и в интернете — более или менее ограниченном секторе общественных коммуникаций.


Но тут на защиту разнузданного непотребства поднялась... демократическая пресса. А может, на защиту коллег из "Русского пионера"?

Впрочем, не только демократическая, но и бульварно-патриотическая. Скажем, "Комсомольская правда" не упускает случая заклеймить эстонских "мародеров", которые перенесли Бронзового солдата с городской площади в парк. Здесь же она пишет: "Шум вокруг гулянки на "Авроре" — забавен. Весьма".

Далее автор комментария в "Комсомолке" развивает мысль, что собственно исторического-то крейсера нет: "В ходе реставрации утрачены многие подлинные детали и фрагменты корабля... Нет, я понимаю отчетливо, что символ есть символ... Но... шуметь-то из-за банкета на новоделе, причем, не первого и явно не последнего?"

Резко оппозиционная "Новая газета" предоставила слово Андрею Колесникову, главному редактору журнала "Русский пионер", организатору вечеринки. (К слову, Колесников входит в корреспондентский пул, освещающий деятельность премьер-министра Путина. Недавно Владимир Путин стал колумнистом журнала, выступил там со статьей.)

Колесников объяснил: "Мы получили все необходимые разрешения на этот праздник. На палубе не было даже подвыпивших — нас, можно сказать, дисциплинировало само место. Уважение, которое мы проявили к крейсеру, думаю, проявляли далеко не все, кто проводил свои мероприятия на борту "Авроры" до нас".

Плюрализм. Дали возможность защититься обвиняемому. Но своего отношения не проявили.

Зато колумнистка сетевой "Газеты.ру" бросилась в бой безоглядно: "Ничего обидного. Просто мероприятие. Ничего циничного. Просто крейсер. А мог бы быть Мавзолей. Вынесут — будет".

Имеется в виду: после того, как вынесут мумию Ленина, там обязательно надо устроить пьянку.

Вроде бы — вызывающая смелость. Если б в начале статьи колумнистка не призналась: "Я человек заинтересованный. В том смысле, что я колумнист того же журнала, что и Владимир Владимирович Путин".

Это-то зачем? Чтоб подстраховаться, приобщиться, прикрыться на всякий случай высоким именем?

И еще вопрос: почему вас тянет на кабацкий разгул в музеях, в старинных дворцах, в памятных местах? Неужто у вас нет своих шикарных ресторанов, коттеджей, усадеб? Есть. Тогда — почему?

Потому что патология.

Воспитания. Сознания.

А самое главное — породы.