Что идет в кино

Опубликовано: 7 ноября 2003 г.
Рубрики:

СМЕРТЬ БИЛЛУ, ТОМ ПЕРВЫЙ
Kill Bill, volume 1

Идет везде
Режиссер Квентин Тарантино

Прошло шесть лет с тех пор, как этот культовый режиссер поставил свой последний фильм “Джекки Браун”. И вот новая работа 40-летнего Тарантино, для которой он, увлекшись, наснимал слишком много материала. Другому такое не сошло бы с рук, но у Тарантино особые отношения с могущественным продюсером кинофирмы “Мирамакс” Харви Вайнштейном. В 1994 году шедевр молодого постановщика — “Бульварное чтиво” — принес “Мирамаксу” большие деньги и массу международных премий (в их числе Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах, 7 номинаций на “Оскара” и “Оскар” за сценарий). Это не забыто. Так что теперь Тарантино было позволено вместо односерийного фильма “Смерть Биллу” сделать два “тома”.

Тарантино, прекрасно знающий мировое кино (он работал когда-то в видеопрокатном магазине), по его собственным словам, охотно ворует из чужих фильмов. Сюжет “Смерти Биллу” заимствован, скорее всего, из картины Франсуа Трюффо “Невеста была в черном” (1967), где Жанна Моро мстила убийцам своего жениха. У Тарантино Ума Терман проделывает то же самое.

Тарантино обожает насилие в кино, считает его интересным и смешным. Фильм по жанру напоминает комикс с его примитивными героями и событиями. Ума крушит и кромсает врагов направо и налево. Смотреть это не слишком интересно и совсем не смешно. Все эти потоки крови, отсеченные руки-ноги и восточные единоборства довольно монотонны. Тарантино способный режиссер — в картине интересно смонтировано изображение со звуком. Но, как написал критик журнала “Нью-Йоркер”, фильм совершенно пустой.

* * *

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ
Taking Sides

Art houses
Режиссер Иштван Сабо

Постановщик этой картины — выдающийся венгерский режиссер старшего поколения, 65-летний Иштван Сабо. В Америке его знают по фильму 1981 года “Мефисто” (экранизации рассказа Клауса Манна), который был награжден “Оскаром”.

Как и некоторые другие картины Сабо (“Полковник Редль”, “Хануссен”), этот фильм воссоздает эпизод из реальной жизни, с героями, существовавшими в действительности. Действие происходит в Германии сразу после войны. Американский майор Арнольд, которого хорошо (как всегда) играет Харви Кайтель, прислан американским комитетом по денацификации, чтобы “разобраться” со знаменитым немецким дирижером Фуртвенглером. Дело в том, что после прихода Гитлера к власти дирижер не только не уехал из Германии — по слухам, он верно служил нацистам и был ими обласкан.

Арнольду, который “на гражданке” был следователем страховой компании, все ясно заранее: Фуртвенглер — заядлый наци, и его надо примерно наказать. Однако, по ходу расследования обнаруживается, что не все здесь так просто и однозначно...

Беда Арнольда в том, что он, как очень многие американцы, просто не способен представить себе жизнь при тоталитарном режиме, и судит дирижера по своим меркам. (Об этом, собственно, и сделан фильм). А советский представитель — Александр Дымшиц — имеет приказ свыше забрать Фуртвенглера в Советский Союз. Он-то понимает, каково приходилось музыканту при Гитлере! Дымшица играет Олег Табаков, изображающий этакого вальяжного военного чина, не дурака выпить. Я хорошо знала Александра Львовича — он одно время заведовал сценарной кафедрой у нас во ВГИКе, и могу засвидетельствовать, что у персонажа Табакова с ним мало общего. Но это не так уж и важно, потому что его линия намечена в фильме очень бегло, и американские зрители не осознают, зачем сюда введена эта фигура.

Фильм заканчивается кинохроникой, где снят настоящий Фуртвенглер на одном из своих концертов. Сабо повезло — он нашел потрясающие документальные кадры, которые символически раскрывают внутреннюю драму дирижера.

* * * *

ЛЮБОВЬ К ДЕМОНУ
Demonlover

Art houses
Режиссер и сценарист Оливье Ассайяс

Интриги, похищения, секс, убийство, шпионаж в мире большого международного порнобизнеса. Все бизнесмены — французы, американцы, японцы — молоды, хороши собой, элегантны. Автор фильма (француз) явно любуется их энергией, туалетами, роскошными отелями, где они останавливаются. Сделано это так динамично, с таким безупречным вкусом и слегка загадочной интонацией, что эти циничные, напористые “молодые волки”, дельцы от компьютерной порнографии вызывают у нас не только страх, но и интерес.

Постепенно мы начинаем улавливать некие странности в напряженном сюжете. Какие-то непонятные сбои, нарушение логики повествования. Все проясняется к неожиданному финалу...

* * * *

ШКОЛА РОК-Н-РОЛЛА
The School of Rock

Идет везде
Режиссер Ричард Линклейтер

Неудачливый рок-музыкант Дру выдает себя за учителя и обманом поступает на работу в престижную частную школу. Он никого и ничему не хочет и не может учить. Но обнаружив, что несколько ребят из его класса успешно занимаются классической музыкой, он “сколачивает” из них рок-группу и, разумеется, добивается большого успеха.

В главной роли способный и темпераментный комик Джек Блэк. Десятилетние дети прекрасны, интеллигентны, и их сдержанность соэдает приятный контраст с абсолютной расхристанностью их наставника. Все это легко смотрится и местами действительно смешно. Очень хороша Джоун Кьюзак в роли директрисы.

Образ Дру наводит на некоторые раздумья: он человек безнравственный, лгун и захребетник, но нам предлагают его полюбить за то, что он так истово предан рок-н-роллу.

Сценарий написал интересный автор и актер Майк Уайт, который здесь играет бесхарактерного друга героя. Роль, правда, чисто подсобная, играть ему нечего.

У зрителей фильм пользуется огромным успехом.

* * * *

НА ЭТОМ СВЕТЕ
In This World

Art houses
Режиссер Майкл Уинтерботтом

Это художественный фильм, который удачно притворяется документальным.

Он сделан на очень горячую тему — о современном исходе, о беженцах из “третьего мира”, миллионы которых устремляются на Запад.

Афганская семья, живущая в лагере у границы Пакистана, решает послать сына в Лондон (разумеется, нелегально). Вместе с юношей туда отправляется и мальчик, который немного говорит по-английски. Афганцы оплачивают проезд. Ребят будут передавать “по цепочке” в разных странах люди, которые профессионально этим занимаются.

Английские кинематографисты проделали вместе со своими героями весь путь через Пакистан, Иран, Турцию и Италию. Снимали всё, как оно есть. Томительное ожидание, лишения и холод, долгие недели путешествия, переходящие в месяцы. Особо драматическое впечатление производят не события (их почти нет), а бедность, неустроенность многолюдного мусульманского мира. До Лондона добирается только один из путников.

Фильм получил “Золотого Медведя” — главный приз берлинского фестиваля.

* * * *


  • ***** - замечательный фильм
  • **** - хороший фильм
  • *** - так себе
  • ** - плохой фильм
  • * - кошмарный