Что идет в кино

Опубликовано: 1 декабря 2007 г.
Рубрики:

ПОКА ДЬЯВОЛ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТЫ УМЕР

Before the Devil Knows You Are Dead

Режиссер Сидни Люмет

Идет везде

Конечно, удивительно и замечательно, что 83-летний классик американского кино Сидни Люмет, постановщик таких фильмов как "Двенадцать разгневанных мужчин", "Серпико", "Чертова жарища" (Dog Day Afternoon), "Телесеть", "Вердикт" и множества других, находится в бодром рабочем настроении и выпустил новую картину.

Люмет, прежде всего, превосходный "актерский режиссер". Генри Фонда, Аль Пачино, Пол Ньюмен, Шон Коннери - всех не перечесть - снимались у него с большим успехом. Его часто привлекали острые, социально значимые темы, и он умеет увлекательно выстроить сюжет.

Энергии в нем всегда было на десятерых, и его жизнь изобилует неожиданными поворотами. Сын актеров еврейского театра Боруха Люмета и Евгении Вермус, Сидни дебютировал на радио в возрасте четырех лет, на сцену вышел в пять, а в пятнадцать лет снялся в кино. После войны, отслужив четыре года в Индии и Бирме, он сменил актерскую профессию на режиссуру в театре и на телевидении. Свой первый фильм "Двенадцать разгневанных мужчин" (1957) снял за 19 дней. Оператором у него был Борис Кауфман, брат нашего великого документалиста Дзиги Вертова. Одной из четырех жен Люмета была богатая наследница Глория Вандербильт, (бывшая жена Леопольда Стоковского), другой - дочь чернокожей певицы Лины Хорн. (Кстати, если вы смотрите канал CNN: ведущий этого канала, 40-летний репортер Андерсон Купер - это сын Глории Вандербильт и ее следующего мужа после Люмета).

Для своего нового фильма Люмет выбрал сценарий театрального драматурга Мастерсона, новичка в кинематографе. Это мрачная семейная мелодрама. Как объяснял еще Аристотель в своей "Поэтике" по поводу трагедии, конфликты бывают особенно свирепыми, когда в них вовлечены близкие друг другу люди. Тут как раз этот самый случай.

Название фильма взято из ирландской поговорки: "Постарайся проскочить в рай за полчаса до того, как о твоей смерти узнает дьявол".

Он начинается очень откровенной сексуальной сценой в супружеской спальне. Для сюжета она, по-моему, совершенно не нужна. Думаю, что маститый режиссер решил ею доказать, что он вовсе не чужд современности и готов удовлетворять передовые вкусы.

Сюжет для пущей занимательности рассказан скачками во времени и с разных точек зрения. Он то забегает вперед, то отступает в недавнее прошлое.

У пожилой пары, хозяев ювелирного магазина, есть двое сыновей. Старший, Энди (Филип Сеймур Хофман) как будто бы вполне благополучен. Женат, занимает высокую должность и получает шестизначную зарплату в крупной фирме, торгующей недвижимостью. Младший, Хэнк (Итан Хокс) - разведен, по уши в долгах и вообще неудачник и рохля. Но именно старший почему-то мается, недоволен жизнью, мечтает все бросить и сбежать с женой в Латинскую Америку. Для счастья ему не хватает больших денег. Эти деньги он решает добыть, ограбив магазин собственных родителей. План у него разработан отлично, но ему требуется помощь брата. А этот невезучий растяпа, конечно, заваливает операцию, и все начинает катиться к катастрофе.

Старший брат - олицетворение абсолютного зла, и к финалу наворачивается такой кошмар, что от этого "перебора" становится даже смешно.

Хотя фильм вряд ли заставит вас задуматься, сделан он мастерски, смотреть его увлекательно. Мне особенно понравился своей необычностью эпизод с торговцем наркотиками.

****

О, ИЕРУСАЛИМ!
Oh Jerusalem

Art houses

Режиссер Эли Шураки

Критика набросилась на этот фильм, сделанный 57-летним французским режиссером, с большим ожесточением. Ругают, главным образом, за слабый, банальный сюжет и за то, что исторический материал здесь "подан на школьном уровне". Думаю, что на самом деле рецензентов раздражает другое: здесь правдиво показано, кто именно начал войну в Палестине.

Основой для фильма послужила одноименная книга 1972 года, написанная Ларри Коллинзом и Домиником Лапьером. Авторы - журналисты, живущие во Франции. Коллинз был парижским корреспондентом журнала "Ньюсуик", Лапьер работал в журнале "Пари матч". Материалы для своей книги они кропотливо собирали несколько лет. "О, Иерусалим" сразу по выходе стал бестселлером. Речь в книге идет о том, как в конце 40-х годов шла борьба между евреями и арабами вокруг Иерусалима.

Очевидно, меня в московской школе не доучили, потому что я многого из того, о чем рассказывает фильм, не знала. Сильно подозреваю, что американским школьникам тоже не сообщают того, что там показано, и им было бы невредно его поглядеть.

Авторы поставили перед собой задачу показать, что происходило в Иерусалиме с 1946 по 1948 год. Мы видим вооруженную борьбу сионистов с англичанами, сохраняющими мандат на Палестину. В 1946 году сионисты взрывают отель Царя Давида, где находился штаб британского командования. Затем нам показывают кинохронику, снятую в ООН 29 ноября 1947 года, когда открытым голосованием на Генеральной ассамблее наконец решается вопрос о разделении Палестины на две части: арабскую и еврейскую. Слышим, кто как голосует. Палестина разделена. 26 лет британского мандата окончены.

Но тут арабы начинают войну против нежеланных соседей. Им противостоят силы еврейской самообороны - Хагана. Арабы просят оружия и помощи у Лиги Арабских стран. Голда Меир уговаривает Абдуллу, короля Трансиордании, вмешаться и остановить войну. Хитрый король ведет двойную игру. Ликующий Бен-Гурион возвещает создание Израиля.

Война обостряется. Арабы перекрывают дорогу в Иерусалим, чтобы взять измором иерусалимских евреев. Радикальная израильская группировка Иргун злодейски убивает 254 мирных жителей арабской деревни. Израиль большим напряжением сил налаживает доставку продовольствия в блокированный Иерусалим. В 1948 году удается договориться о прекращении огня. К сожалению, перемирие продлится недолго...

На этом фильм кончается.

Чтобы придать ему повествовательную цельность, авторы фильма решили ввести в него вымышленных героев. Это молодой американский еврей Бобби, который приезжает в Израиль и становится командиром в Хагане. Это его арабский друг Саид. И возлюбленная Бобби, пережившая ужасные муки в нацистском концлагере.

Характеры героев еле-еле намечены. Эти символические фигуры служат только для того, чтобы связать между собой документальные эпизоды. Саид нужен еще и для развития темы дружбы между арабами и евреями. В фильме эта дружба выдерживает все испытания. Режиссер Шураки - явный идеалист.

Мне смотреть "О Иерусалим!" было интересно. Дело не в истории Бобби и Саида, выполняющей чисто служебную роль, а в истории Израиля. А эта история волнует и трогает, хотя изложена она в подчеркнуто сдержанной манере. Снимался фильм в Греции, на острове Родос.

****

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
The Ten Commandments

Art houses

Режиссеры Билл Бойс и Джон Стронак

Самый знаменитый фильм с этим же названием был сделан в 1956 году. В этой экранизации библейской истории пророка Моисея играл Чарлтон Хестон, а фараона Юл Бриннер. Фильм был поставлен с размахом, имел большой успех и получил "Оскара".

Игровые картины на темы Библии теперь делают редко. Недавно шел мультипликационный фильм, тоже про Моисея и Исход, под названием "Принц Египта".

И новые "Десять заповедей" - тоже мультипликация.

Назвать ее удачной трудно. Пресса разгромила фильм за изобразительное решение - оно довольно примитивно и напоминает видеоигры - и за разностильный сценарий. Конечно, благодаря этой картине дети младшего возраста воочию увидят на экране спасение младенца Моисея, десять казней египетских, неопалимую купину, расступившееся море, манну небесную и заповеди, высеченные в камне. Зрителям постарше вряд ли будет интересно то, как это сделано. Но спасибо уже и за то, что в нынешние времена растущего антисемитизма с экрана звучат слова "избранный народ" и "земля обетованная".

**

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки