Разведка - занятие, известное с древности. Тут свидетельства египетских папирусов и китайских военных трактатов. Припоминается мировая художественная литература: Купер, Киплинг, Ле Карре... Отечественная проза: Казакевич, Богомолов с его наиболее правдивой книгой на тему. Наконец дневники самих разведчиков, обычно публикуемые через десятилетия после их ухода из жизни, а также их мемуары, которые по вполне понятным причинам не могут и не должны быть во всех деталях откровенны. Вспомнилась и чудесная повесть Тихонова "Вамбери" (ну, а кем он был, этот Герман, он же Арминий!") Ну и русская поэзия: роскошные стихотворения Шенгели, стихи Эренбурга эпохи испанской войны, стихи Пастернака, относящиеся к Великой Отечественной. Вереница стихотворений ряда поэтов фронтового поколения... Остановлюсь всё же на одном стихотворении Ярослава Смелякова, наиболее выдающегося поэта своего поколения.
РИХАРД ЗОРГЕ
Почти перед восходом солнца,
весь ритуал обговоря,
тебя повесили японцы
как раз Седьмого ноября.
В том зале, выстроенном ловко,
ни митинга, ни кумача,
ты сам надел свою веревку,
не ожидая палача.
Но час спустя над миллионной
военно-праздничной Москвой
склонились красные знамена,
благословляя подвиг твой.
И трубы сводного оркестра
от русской пасмурной земли
до той могилы неизвестной,
грозя и плача, дотекли.
1966
---
ПРИМЕЧАНИЕ: в заключительном четверостишии я восстановил вторую строку, замененную в изданиях на "от Главной площади земли". Оно, может быть, и правда в тогдашнем революционном сознании, однако, как-то трафаретно. Но подлинный стих придает тексту особый смысл и глубину.
Кажется, никто кроме меня сейчас не знает целого ряда подлинных строк Смелякова. Следовало бы издать его небольшое, но сильное "Избранное" без поправок.




