Мгновенье – ты прекрасно...

Опубликовано: 16 октября 2025 г.
Рубрики:

Мгновенье, ты прекрасно, остановись!

Иоганн Вольфганг Гёте

Трудно рассказывать о себе. Дневники, воспоминания, встречи, — какую бы форму эти отклики прошедших дней ни принимали, мне всегда чудится невозможность переступить состояние личностного общения. Порой беспредельно важно поговорить с самим собой в башне из слоновой кости. Всмотреться в свою жизнь в отрыве от повседневности. Просеять по зёрнышку, увидеть что-то особое.

Тема самоанализа часто донимает взрослого человека. Бытовые проблемы, как правило, оставляет подобные темы на тупиковых путях. Но порой какое-либо событие ирреально на собственном ходу выводит тему из тупика. Оно подсвечивается. Всё заполоняет. Оглушительно голосит. 

Сейчас передо мной мгновение, отвергающее просуществовавшую десятилетия уверенность. Мне захотелось проявить его перед вами — прочтите, почувствуйте возникшее моё состояние... Есть только сомнение, прозвучит ли этот голос в полную силу. Не окажется ли выпущенный наружу голос микшированным, или, как сейчас говорят, например, о фоне изображения, — заблюренным.

В мои годы в школах было раздельное обучение: мальчики и девочки учились в разных школах. Это лишало возможности более тесного знакомства их в годы ранней юности. С моей многолетней избранницей мы познакомились на даче. Это было ещё в школьные годы. Мы оказались в компании наиболее взрослыми, лучше играли в волейбол, да и уже первые дни знакомства показали, что есть круг близких интересов.

Это было начало многолетней привязанности. Возможно, не будет неправдой, если сказать — романа. Для меня... Я затрудняюсь ответить о значении этих отношений для другой стороны. Сейчас слово "отношения" стало почти идентично сексуальной близости. О таких отношениях не возникало вопросов даже в моей подкорке.

Прикосновение было желанным проявлением устремления к тесной дружбе. Вся поэзия русской литературы о нежности отношений любящих казалась мне грубой фантазией. Да, кто-то пылко встречался а-ля Дубровский, кому-то доводилось мечтательно почувствовать даму своего поклонения в объятиях... Я в свои почти 20 лет, прикасаясь к руке своей избранницы, парил в небесах.

Мысленное обращение к желанным встречам не покидало меня. Прогулки по закоулкам Москвы, кино, театры — каждая встреча радовала, подпитывала последующие размышления.

Как символ наших отношений вспомнилась картина Жюля Бастьен-Лепажа "Деревенская любовь".

 

Это, конечно, не пример должного, но это личное восприятие. Возможно, до некоторой степени обожествление, как бы приближение на коленях к образу святого в храме. Но в просторечье — каждому своё...

Патетика сельской любви, по-видимому, не оказалась достаточной для предмета моих чувств. Появился другой человек. Замужество любимой девочки было потрясением, выбившим меня из колеи на много месяцев. Могло бы показаться, в компенсацию именно в этот период другая приятельница призналась мне в давней любви. Абсолютно неожиданно. Для сентиментального рассказа это могло стать темой отдельной главы. В тот момент я был ошарашен и самим признанием, и нелепостью этого для меня на фоне обрушения жизненных надежд.

Не греша против жизненной правды, скажу, что через пару лет уже на всю жизнь с обеими женщинами образовались очень тёплые дружеские отношения. Жизнь располагает...

* * *

Постепенно в развороченную душу вселилось другое чувство — светлое увлечение моей будущей женой. Всерьёз и надолго. Безоблачное дружеское начало, естественность ежедневных встреч. В большом и малом — вместе. И многие-многие годы фантастической близости.

В жизни — конгломерат мечтательных моментов, обременительной борьбы с трудностями и преодоления проблем. Шипы порой предостерегают при прикосновении к розам. Благостный приём комплиментов от гостей и поклонников был допингом для жены. У нас в семье стало ходовым лаконичное определение стимула открытых дверей для постороннего внимания: НН — "Нравится Нравиться". Звучит как бы безобидно... Трудно было не замечать, что даже если для моей жены общение с поклонниками было милым собиранием цветов и комплиментов, то для молодых людей это было надеждой, ожиданием.

Но порой казалось, что чем сильней в действии это НН, тем чаще ни с того ни с сего, практически на ровном месте возникает конфликт. Всегда односторонний поток претензий: что-то не так, что-то забыл сделать... Домашний быт запросто позволял подобрать какую-либо причину. Ну и самые громкие претензии — подозрения в посторонних встречах. В какой-то момент стало казаться, что это приём самооправдания, — и ты не лучше меня. Порой только исчезновение из дома было возможностью "защиты" от громкого трамтарарама.

Дыхание времени в долгой семейной жизни часто оказывается конфликтным, обжигающим. Порой даже при обрыве событий в душе остаётся непреодолимая горечь. После смерти жены возникло твёрдое убеждение, что я никогда больше не женюсь. Не из-за верности любви к своей жене, а из-за опасения новых проблем с другой избранницей. Это убеждение было столь твёрдым, что десятилетия жизни ни разу не заронили сомнения в принятом решении.  

Но, как говорят, ни что не вечно под луной. Время многое сглаживает, Возникают новые встречи. Порой — телефонные, порой — театральные. Где-то сабантуй, а когда-то целенаправленно, с явной личной симпатией. 

Отношения складывались годами. Пересекались интересы. Иногда очень близко совпадали оценки. Выставки, музеи, театр — казалось, объединяли неотрывно. Отклик рождался и держался долго, подобно весёлому бегству ручья после ливня. Жизнь не подменяется театром. Радость театрального несколькочасового единения вряд ли гарантирует стабильность взаимопоглощённости десятилетиями домашней жизни. Иная ипостась, иные ожидания. Поэтому отношения из года в год поддерживались на уровне гостевого романа. Слава Богу, доставляя радость каждым проявлением. В этом было что-то от романтики, что-то от быта. Я бы сказал, обычная радостность, маленький праздник.

Есть, кажется, китайская поговорка: Одной рукой в ладоши не похлопаешь. Общение стало естественным — каждая возможность приносила радующее тепло с нежным последействием. Никаких серьёзных вопросов. Тем более, когда после многих лет обворожительного приятельства, между встречами пролегли океанские расстояния в двенадцать часов временного различия. Но совмещаемые вечер-утро или утро-вечер на противоположных концах земного диаметра не препятствовали ласкающему дистанционному общению. При таких встречах две пары глаз нежно жили в единении.

— Ты знаешь, — как-то сказала она, — мне очень хорошо с тобой, и когда я одна, и когда мы по обе стороны мониторов объединены в одно целое. Глаза ничего больше не хотят видеть, душе не нужно никаких других добавлений. 

— Интересно: это ты говоришь или я? — не мог я не прервать. 

Это было точно то, что хотел сказать я. Кажется, что мировая поэзия чувства тут со мной. При этом она присутствует не стихотворными рифмами, не отточенными строками лирического текста, а безгласной насыщенностью чувства. Радостью находки по следам долгой жизни — простой и всеобъемлющей...

При редких встречах — вязь единения и объятий. Мгновения предельных откликов с идущей на смену поглощённостью сладкой истомой. Не хочется двигаться. В глазах также притомлённая блаженством подруга. Взгляд неподвижен: зачем искать что-то, стоящее над прекрасным... В кажущейся повторяемости является что-то особое, ниспосланное не из быта, из высокого бытия.

Вдруг поражающий прокол сквозь всю душу. Зачаровывающий, останавливающий, переполняющий. В тебе десятилетиями жила уверенность: никогда больше... Только сородство — возможно навсегда, но без пустобрёшества формального затверждения. Никакой женитьбы, никаких формализованных отношений.

В проникновенной обстановке на расстоянии, допускающем любым движением прикоснуться к любимой, я смотрел на свою избранницу безмолвно и неподвижно, и вдруг, как стрелой, прошило ощущение: я мог бы сейчас сделать предложение...

Вот мгновение: почему сторониться? Всё возможно. Это прекрасно! Жажда близости — не только эмоциональной. Как ни глупо и формально звучит — с подтверждающей записью и печатью. А может быть, и с подношением кольца с бриллиантом. Желание соединиться с другим человеком. С проникновенным воплем на "всю Ивановскую": "Я люблю!" Я чувствую, как улыбка захватывает не только всё лицо, но и обогащает каждую клеточку организма. Мечта в осязаемой близости.

Покой нирваны. Ни малейшего движения. Только поражённая прикованность взгляда к любимой женщине. Особое состояние, особый взгляд... 

Победа над зароком НЕТ. Может, хотя бы мысленно — ДА? Взрыв с точным попаданием. Не в быту, в сознании. Можно рассуждать о перипетиях событий, о непредсказуемости реакций. Какие бы соображения ни принимать во внимание, можно однозначно отметить основное: для того, чтобы в одно мгновение явилось ощущение неоднозначности решения, просуществовавшего в голове три десятка лет, нужно важное жизненное событие. Вдруг! Светлое взрывное мгновение...

Спасибо.

Глубоко вдохнуть воздух небольшого чуда и продолжить жизнь с удивительным подарком судьбы — чувством особой близости, для которой даже не нужно самой близости. Предложение не прозвучало, но сомнение уже не покидало в последующие годы даже вдали от любимой.

С мольбой: оставайся этой необыкновенностью!

И миг остался — нежный, согревающий, как свет зари. Мгновение живёт. 

Не уходи мгновение — ты прекрасно...

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки