Приговор приятному человеку

Опубликовано: 16 октября 2007 г.
Рубрики:
В последние годы я провожу много времени в федеральных судах, которые давно заменили мне кинематограф. Я повидал сотни обвиняемых, среди которых иногда были вполне приятные люди. Но ни один не был столь приятен, сколь самый высокопоставленный российский сотрудник ООН Владимир Кузнецов1, который в понедельник, 22 октября проследует своим ходом в тюрьму.

Отменно доброжелательный и обходительный, Кузнецов украсил бы дипломатический корпус любой страны, если бы не неловкая история, приключившаяся с ним в Нью-Йорке.

Бывший глава административно-бюджетного комитета ООН 50-летний Кузнецов, в марте осужденный манхэттенскими присяжными за отмывание денег, был у меня на глазах приговорен к четырем годам и трем месяцам тюрьмы, а также штрафу в сумме 74671 доллар.

Я спросил, не боится ли он тюрьмы. «Естественно, страшно, я в тюрьме я уже был», — тихим голосом ответил Кузнецов, имея в виду два с половиной месяца, проведенные им в предварительном заключении. Это время будет вычтено из его срока, который также будет автоматически сокращен на 15 процентов за минимально хорошее поведение.

До выхода под залог в полмиллиона долларов Кузнецов сидел в манхэттенской федеральной тюрьме МСС, которую он не хвалит. Он поведал мне, что даже отбыл 5 дней в карцере.

По окончании срока Кузнецов в течение двух лет должен находиться под гласным надзором. Но это чисто платоническое наказание, ибо он, не выходя на волю, будет депортирован в Россию.

МИД России, по словам тамошней прессы, попросит, чтобы американцы отправили его на родину гораздо раньше того, очевидно, в предположении, что российская тюрьма будет для него комфортнее.

Из Москвы до меня доходят слухи о том, что Буш якобы согласился на проведение Олимпиады в Сочи взамен на согласие Путина на развертывание американской ПРО в Польше и Чехии. Одна из проблем этой версии в том, что Буш был не волен диктовать место проведения Олимпиады.

Исходя из той же модели, Москва может предложить Бушу за Кузнецова резолюцию по санкциям против Ирана или прекращение поставок ракет Сирии. Я бы на месте Буша согласился.

Маловероятно, чтобы США пошли на такой вариант, но если пойдут, то перед Кузнецовым встанет трудный выбор.

По ходатайству его адвоката Стивена Кобри чернокожая судья Барбара Бэттс (единственная гласная лесбиянка среди федеральных судей США) обещала рекомендовать тюремному управлению, чтобы Кузнецова поместили в Алленвудскую тюрьму в Пенсильвании, где отбывал последнюю часть своего срока Вячеслав Иваньков по кличке Япончик.

Любопытно, что в тот же вечер я встретился в «Русском самоваре» с другим русским клиентом Бэттс, который несколько лет назад проходил у нее по делу об аферах с медицинскими страховками.

Судья также согласилась на то, чтобы Кузнецов 22 октября явился в тюрьму сам, а не был доставлен туда под конвоем. В связи с этим охранники, молчаливо сидевшие по углам и готовившиеся одеть на него наручники, незаметно удалились в боковую дверь.

Церемония проходила на 24-м этаже нового судебного небоскреба на Перл-стрит в южной части Манхэттена.

Еще в начале июня федеральная прокуратура направила судье Бэттс ходатайство, в котором просила приговорить россиянина к тюремному заключению на срок от 63 до 78 месяцев и штрафу на сумму «как минимум 310727 долларов». В этом документе впервые приводятся данные о подозрительных побочных доходах Кузнецова, которые не фигурировали на его судебном процессе.

Он был осужден за то, что отмыл более 300 тысяч долларов, одолженных им на постройку подмосковного дома у другого россиянина — Александра Яковлева, два десятилетия работавшего сотрудником закупочного отдела ООН и бывшего его другом. Вскоре после своего ареста в 2005 году Яковлев признался в том, что помог ряду российских компаний оформить заявления на получение ооновских контактов и был вознагражден за это крупными денежными суммами, которые переводил в оффшорный банк на счет открытой им фирмы «Moxyco».

Сперва Яковлев переводил Кузнецову деньги в его нью-йоркский банк, но потом попросил его открыть оффшорный счет в том же банке на Антигуа, где был счет у «Moxyco». Кузнецов завел там счет на имя открытой им компании Nikal, Ltd., на который стали поступать деньги от Яковлева. Затем Кузнецов неброскими порциями переводил их себе обратно в нью-йоркский банк. Доступ к счету Nikal на Антигуа был лишь у одного лица — жены Кузнецова Натальи, которая ни в чем не обвиняется. Со времени ареста мужа она в США не возвращалась.

Защита Кузнецова доказывала, что вознаграждение, которое получал Яковлев от компаний, не было взяткой, а если даже и было, то Кузнецов не имел понятия о сомнительном происхождении денег, взятых в долг у своего сослуживца и друга. Присяжные, тем не менее, быстро признали россиянина виновным, а в июле судья отклонила все ходатайства его защитника Стивена Кобре.

Убеждая судью в необходимости сурово наказать Кузнецова, прокуратура отметила в своем июньском ходатайстве, что помимо денег, полученных от Яковлева, на тот же офшорный счет Кузнецова, оказывается, поступило еще более 700 тысяч долларов от других, как она выражается, «благодетелей» (benefactors).

«Неясно, откуда у Кузнецова могли быть законные причины брать деньги у этих компаний», — писала судье прокуратура.

«Благодетели» известны поименно: по словам прокуратуры, это те же компании, которые платили Яковлеву за содействие с ооновскими контрактами.

Яковлев показал на суде, что он в общей сложности предоставил Кузнецову 250-300 тысяч долларов. Кузнецов поведал на своем первом и последнем допросе, что взял у него около 430 тысяч долларов. Но, как замечает прокуратура, Кузнецов получил больше этой суммы в один день (курсив оригинала), когда 2 октября 2000 года компания ICT Corp. USA перевела на его счет 469980 долларов.

Яковлев показал на суде, что имя ICT принадлежало нью-йорскому представительству российской авиакомпании «Волга», которая занимается грузовыми перевозками и, по его словам, пользовалась его незаконным содействием в получении ооновских контрактов.

Прокуратура приложила к своему ходатайству таблицу, в которой зафиксированы все переводы, полученные Кузнецовым помимо Яковлева. Помимо ICT, там фигурируют компании Solitaire Nominees, Ltd. и Availiber. Первая, например, перечислила Кузнецову 24980, 9980 и 24980 долларов. Прокуратура находит многозначительным, что Яковлев иногда в тот же день получал денежные переводы от тех же самых компаний.

Власти не утверждали, что более 700 тысяч долларов, полученных Кузнецовым от этих компаний помимо Яковлева, имеют незаконное происхождение. Но прокуратура находит их происхождение загадочным и просила Бэттс учесть это обстоятельство при оценке того, насколько правдоподобны положительные характеристики, присланные в суд доброжелателями Кузнецова. По словам адвоката, судье в общей сложности было направлено 60 писем с положительными отзывами об ее клиенте.

Кузнецов, который со времени ареста сильно похудел и, судя по мучной белизне лица, редко бывает на солнце, явно располагает к себе людей: в суд пришли не только российские дипломаты, которые оплачивают его защиту, но и его сослуживцы-ооновцы из нескольких стран.

Судья отметила, что Кузнецов упорно отказывается сообщить прокуратуре, что стало с вышеуказанными 700 тысячами долларов, но, с другой стороны, решила не учитывать это обстоятельство при определении меры наказания.

«Ваша честь, в течение 25 лет я честно и преданно служил своему правительству в дипломатическом ведомстве, а последние два года в разных качествах представлял свою страну в ООН», — заявил Кузнецов в своем последнем слове, которое он произнес на хорошем английском языке. Он говорил о том, что отдавал все силы и время работе, обделяя ими родных, о чем сейчас сожалеет. Сути своего уголовного дела Кузнецов не коснулся, но заметил, что оно, видимо, подстроено силами, стремящимися изобразить ООН в отрицательном свете.

Адвокаты Кузнецова собираются подавать апелляцию, но этот шаг редко бывает здесь успешным.

Журналисты поинтересовались, каковы теперь его отношения с Яковлевым. «Мы друг к другу в гости не ходим», — дипломатично сказал Кузнецов. Он продолжает отрицать вину.

После приговора Кузнецов вышел из здания суда через задний подъезд, где его ожидала толпа российских журналистов и частокол телекамер. Увидев их, он метнулся в сторону, но когда сообразил, что собрались ради него, без большого удовольствия пошел к нам.

«Я действительно разочарован таким приговором, — сказал в микрофоны Кузнецов, — я никак его не ожидал. Будет подана апелляция, потому что, естественно, ни я, ни адвокаты не удовлетворены приговором. Я не считаю себя виновным. Я никогда не признавал себя виновным. И адвокаты, и я будем продолжать работать».

«То есть сдаваться не собираетесь?» — спросил один из россиян. «Вы имеете в виду, что русские не сдаются? — улыбнулся Кузнецов. — Подтверждаю».

На самом деле, русские сдаются всю дорогу. По крайней мере, половина арестованных в США русских рано или поздно начинает сотрудничать со следствием.

Меня также удивили слова Кузнецова, что он не ожидал такого приговора. Он отлично знал заранее, что отдел надзора, составляющий рекомендации по приговорам для судей, известил Бэттс, что, по его выкладкам, Кузнецову следует дать от 51 до, кажется, 63 месяцев. То есть судья отвесила ему минимум.

«Главное — чувствовать себя невиновным перед собой, перед своими детьми, перед Господом Богом», — сказал Кузнецов вашему корреспонденту.

1 В январе 2003 года Кузнецов был избран председателем Комитета по административным и бюджетным вопросам Генассамблеи ООН. 1 сентября 2005 года он был арестован в Нью-Йорке агентами ФБР, ему предъявили обвинение в заговоре с целью отмывания денег. Занимавший тогда пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан по просьбе властей США снял с чиновника дипломатический иммунитет. — Прим. ред.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки