Нежная магия Рене Флеминг

Опубликовано: 22 февраля 2024 г.
Рубрики:

 

Если начать писать о ней, то первое, чему следует воздать почести, это волшебному голосу оперной певицы. Её лирическое сопрано льется как нескончаемый нежнейший поток, и непонятно, как Рене Флеминг удается достигать незаметной смены дыхания для продолжения звука, меняющегося по тембровой окраске, переливающегося красками, вызывающими восхищение. И в то же время её голос обладает объемом, огромной силой, достигающей возможности наполнять собой колоссальные залы, такие как в Нью-Йорке Метрополитен-опера, где она выступает уже многие сезоны, или зал Symphony в Бостоне, где она выступила последний раз совсем недавно 4 февраля 2024года.

Нет. Не так. 

Если начать писать о ней, то первое, о чем следует сказать, о необычайной индивидуальности этой певицы и актрисы, о мерцающей тайне, об ореоле, окружающих её облик, о её мягкой улыбке, аристократической сдержанности и недосказанности глубоких чувств, переживаемых её героинями на сцене. Об иногда обжигающем взгляде вспыхивающих пламенем, казалось бы, холодноватых синих глаз… 

Нет. Снова не так.

 Если начать писать о ней, то первым нужно сказать о масштабе её таланта, об огромном репертуаре, о фантастическом количестве исполненных партий в театрах мира, о внутренней силе, необходимой для такого театрального подвижничества при редкостном изяществе и красоте…

Она – фея, никогда не дающая к ней приблизиться, остающаяся загадочной. Поэтому одним из незабываемых её сценических воплощений предстает волшебница Армида в одноименной опере Дж. Россини на сцене Метрополитен-опера в постановке Мэри Зиммерман. Зачаровывает певица и своим сопрано, которому подвластна самая высокая и трудная тесситура, и артистическим даром испытывать сильные чувства…. Её героиня противоречива в них, но очевидно, что её любовь причиняет ей боль… Пока Армида остается в своем зачарованном царстве на Рене Флеминг ложится непостижимая нагрузка: огромное количество многочастных арий с повторами и вариациями, которые она исполняет с шестью тенорами. Кстати, это одна из причин, по которым оперу редко ставят, трудно одновременно найти шесть выдающихся исполнителей в этом диапазоне.

Если бы я была поэтом, я посвящала бы ей стихи.

Если бы я была композитором, я бы сочиняла для неё музыку.

 Так и поступили двое персонажей, плененных ускользающей таинственностью и очарованием графини по имени Мадлен в опере Рихарда Штрауса “Каприччио”, где главную роль-партию исполняет Рене Флеминг. В двух разных постановках этой необычайной оперы героиня в воплощении Рене Флеминг остается также неразгаданной тайной, но певица и актриса передает недосказанность и загадку чувств по-другому, и в этих её проявлениях очевидны варианты идей режиссеров-постановщиков. В опере нет сюжета в традиционном понимании того, как должно развиваться действие в опере. Нет любви, ревности, мести, дуэли, самоубийств… Герои исключительно заняты проблемами творчества. Они говорят о создании оперы, предназначенной к исполнению в день рожденья графини. Поэт – Фламан и композитор Оливье спорят о первенстве слова над музыкой или музыки над словом. Оба влюблены в Мадлен. Она слушает их, воздает каждому должное, но, видимо, сердце её молчит.

Интересный прием композитора с повтором сонета в честь графини Мадлен воплощен по-разному несколькими участниками действия: темпераментно композитором Фламаном, лирично поэтом Оливье, чуть комедийно спотыкающимся в тексте братом графини, и лучше всего, лиричнее и пронзительнее, в последний раз самой Мадлен - Рене Флеминг…

Привлекательна в опере атмосфера куртуазности и возвышенности мыслей и роскоши, в которой живет приветливая, благородная и не ведающая ни о каких бедствиях графиня – Рене Флеминг. Её туалеты изысканны, жесты аристократичны, в руках неизменно маленькая фарфоровая чашечка с кофе. Выбор между поэтом и композитором она так и не смогла сделать. И в этой неопределенности два финала: в спектакле парижской Национальной Оперы (режиссер Роберт Карсен) она остается перед зеркалом в глубине сцены, где только, что был сыгран для неё спектакль, а в спектакле Метрополитен-опера (режиссер Гэри Холворсен) она остается одна после ухода гостей в своем замке, когда дворецкий тушит свечи… 

Образ в отдалении театрального зазеркалья и образ в приближении к будничному при всей парадности домашнему комфорту… Но всюду героиня мечтательна в своем одиночестве. 

 Одиночество – частая тема Рене Флеминг. 

Ведь и другая её героиня – Маршальша в “Кавалере роз” И. Штрауса остается одна.

И тут выбор сделан. Счастье может быть только мимолетным. Её героиня также изысканна и хороша собой, но достигла возраста бальзаковских женщин. Её любовь к юноше Октавиану - в этой партии её партнером выступает очаровательная Элина Гаранчи- заранее обречена. И, если поначалу Маршальша ведет интригу, которую можно озаглавить названием пьесы П. Мариво-ИГРА ЛЮБВИ И СЛУЧАЯ- то неизбежен перелом действия, когда на горизонте появляется молоденькая девушка Софи, несомненно больше соответствующая, прежде всего, по возрасту Октавиану. Прекрасны дуэты Маршальши и Октавиана, слияние лирического сопрано и меццо-сопрано, но им приходит конец, и бесконечно женственная Маршальша - Рене Флеминг отдает себе в этом отчет с мужской силой духа. Она сама ставит точку в этом романе. И финальная сцена, когда Маршальша – Рене Флеминг остается одна и уходит по парадной паркетной дороге в глубину сцены, сохраняя горделивость осанки, все с той же прямой спиной, ощутима сила переживания этой героини, обреченной отныне жить без любви…

Поразительно, ведь и Татьяна из “Евгения Онегина” своим достоинством и чувством долга отказывает себе в счастье. А Татьяна Рене Флеминг страстная натура. Но певица прониклась характером и чувством целомудренной русской женщины, поступок которой формирует души девушек многих поколений в России. И рядом с нею запечатленный на видео безвременно умерший Дмитрий Хворостовский - Онегин составляет с нею уникальный дуэт…

Она поет на многих языках, теперь принято петь оперы на языке оригинала, но выучить партию Татьяны на русском языке, спеть знаменитое Письмо Татьяны - это чистый подвиг. Французский, немецкий, английский - все-таки единый алфавит. Русская кириллица легка только тем, кто родился в России.

Сейчас, когда своеволие режиссеров в опере приводит к смысловым нарушениям сюжета, Рене Флеминг словно не позволяет никому подчинять свой талант, чувство меры и вкус в угоду нынешней тенденции к упрощениям, к стремлению привлечь молодежь в оперный театр, перенося время действие, снимая с героев костюмы, соответствующие эпохе, чтобы поставить их в современные условия и сказать тем самым, что те, кто на сцене, ничем не отличаются от тех, кто в зале. Невозможно представить её, согласившейся на адаптацию классического произведения, доведенную до такого огрубления, как нанесение гримом татуировок…

 Образ Рене Флеминг - это образ Прекрасной дамы.

Её трудоспособность феноменальна. Её прекрасно знают по выступлениям в Европе.В одном из интервью она сказала, что в её репертуаре больше 50-ти оперных партий.

Её знают в России. В фильме “Одиссея по Санкт-Петербургским залам” певица вместе с тем же незабвенным Дмитрием Хворостовским явилась во всем многообразии её вокальной и сценической одаренности.

Она пела партию Виолетты в “Травиате” Верди, сейчас уже не поет…Для этой партии прошло время. Но могла бы, могла бы… Голос звучит молодо, свежо, легким и сильным потоком, и по облику певица все еще соответствует, она поразительно тоненькая….И арии бельканто, и арии барокко, и арии композиторов-авангардистов – все ей под силу. Вспоминаю её исполнение главной партии в опере Генделя “Роделинда”. Каким мастерством звукоизвлечения нужно владеть, чтобы исполнять такой протяженности арии…И какая многогранность! Ведь в юности начинала с джазового пения… Как умещается столько возможностей и стилей в одном человеке???

Об этом нельзя было не думать, увидев афишу её концерта в бостонском Symphony, озаглавленную ANTHROPOCENE - Голос природы. Какое неожиданное название дано программе! Что значит АНТРОПОСЕН ? Заглянем в словарь. Выясняется, что это эпоха с высоким уровнем человеческой активности, воздействующей на дикую природу и экосистему. 

 Рене Флеминг в партии волшебницы Армиды, написанной Россини, когда еще никому не приходило в голову, что человек может вмешиваться в природные явления, повелевала стихиями и насылала их погибелью на своих врагов. 

Но в этой программе все подчинено гуманнейшей идее гармонии мира и природы. Тревоге о климатических изменениях…Такую программу еще никому из певцов не приходило в голову создавать! Голос певицы своими нежнейшими переливами, протяженностью звука как самоценностью создает атмосферу близкую к медитации, к сосредоточенности и красоте вечности. 

От неё нисходит нежная магия…

Тем, кто знаком с вокальной программой, исполненной певицей в ансамбле с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, не покажется странным, что в качестве партнера она вновь выбрала незаурядного пианиста. Его имя Айнон Барнатан. Он родом из Израиля. Назвать его участие в концерте аккомпанементом нельзя. Не только потому, что два его соло были сыграны в масштабе исполнения на мировых сценах…А скорее, потому, что все произведения, что пела Рене Флеминг, он сопровождал её совершенно самостоятельным звучанием. Возникал необычный звуковой баланс, в котором партия фортепиано развивалась независимо, пассажи рассыпались и завершались в какой-то надмирности, и также над всем плыл, летел, обволакивал голос Рене Флеминг. Два выдающихся музыканта соединяли звучание голоса и фортепиано, образуя своеобразную полифонию.

Это не было исполнение в классической традиции, когда концертмейстер и певица связаны между собой дыханием в начале и в конце, в отклике и отголоске…Тут образовывалось ни на что не похожее единение при полностью одиноком существовании каждого на сцене. Потом в кратких паузах было очевидно, что их связь на самом деле весьма крепка, певица уступала свое центральное место у рояля, когда Айнон Барнатан играл С. Рахманинова Presto” from Moments Musicaux - “Шесть музыкальных моментов” или М. Равеля “ Jeux de l'eau»- “Игра воды”…

Имена современных композиторов, чьи вокальные миниатюры исполняла Рене Флеминг, 

мне были незнакомы. Я попыталась узнать о них, по преимуществу в программе были произведения современных американских композиторов. Первым был гитарист и композитор Хейзел Дикенс , чье творение “Хорошенькая птичка” Рене Флеминг спела а капелла. А дальше весь репертуар звучал в сопровождении рояля. 

Репертуар составили американец Нико Мьюули, чье “Бесконечное пространство” дарило ощущение покоя, француз Джозеф Кантелуб, довольно молодая американка Мария Шнейдер, молодая исландская певица и композитор Г. Бьорк, немного знакомый Howard Shore - Говард Шор по музыке к фильму “Властелин колец”, Кёртис Грин, американцы-композитор Берт Бакарах и поэт Хэл Дэвид, американец Кевин Путс, ставший известным по своей опере “Часы”… Надеюсь, есть читатели, которые помнят чрезвычайно изысканный утонченный сюжет фильма “Часы” или другой вариант его названия “Времена”. Там была другая музыка. А новую оперу в прошлом сезоне представила Метрополитен-Опера, в ней одну из трех женских партий исполняла Рене Флеминг…

Думаю, читателям также эти имена неизвестны… Но они составили и заполнили собой все первое отделение… Звучание одного произведения следовало за другим, подчиняя атмосфере просветленности, умиротворения, благословенности… В каждом вокальном сочинении была ценной подлинная лирика поэтических текстов. Необычность концерта была в еще одном составляющем его и очень значимом аспекте. Во время исполнения за спиной артистов на огромном экране шли сменяющиеся кадры фильма, представляющего собой жанр поэтического кино. Один за другим возникали кадры с удивительными красотами природы, полей, лесов, рек, морей, гор, неба, с пасущимися где-то в горах стадами животных…Мир гармонии и первозданности, не знающий разрушительного вторжения людей….Можно ли было воспринимать этот фильм как своеобразные декорации? Пожалуй, да. Тем более, такого рода сценический дизайн часто выстраивается в современных спектаклях. Этот фильм не просто дополнял настроение, созданное на сцене, он становился еще одним участником, вплетающим свои картины в дыхание музыки… Он был создан специально для звучавших в концерте произведений Национальным Географическим Обществом Америки. В программке оповещалось о просьбе к публике не аплодировать до окончания фильма. 

Поверьте, публике было трудно выполнить это условие потому, что каждый раз возникало чувство восторга, когда руки для знакомого жеста поднимались невольно…

Огромный зал Symphony со всем партером, ярусами, ложами на этом концерте был заполнен до отказа. Публика шла слушать любимую певицу. И Рене Флеминг несомненно знала это. Поэтому выходила на сцену не только мегазвезда, но и удивительно доверительно контактирующая с залом артистка. Появившись в первом отделении, она вызвала восхищение и концертным платьем. Роскошное, оно казалось еще и скромным. Светло-светло розового цвета, закрытое, с длинными рукавами, схваченное переплетенным поясом на талии и разбегающееся клешем книзу, при этом столь длинное, что когда она шла, немного приподнимала юбку, чтобы не наступить на край, а когда стояла, то подол лежал широкой полосой на полу сцены. Появление Рене Флеминг во втором отделении просто свело с ума весь зал, и в воздухе прозвучало нечто подобное - ах, утонувшее в общем гуле! Это было платье цвета сверкающего золота с огромным декольте и открытой спиной, но при этом с длинными рукавами. И после того, что единая и бурная реакция публики смолкла, Рене Флеминг с покоряющим юмором произнесла: “Я все еще люблю красивые платья”…

Нужно ли сообщать, что овации только усилились?

 Концерт всегда должен быть праздником еще и для глаз.

Во втором отделении прозвучали вокальные произведения Габриэля Форе, Эдварда Грига ”Время роз”, Джерома Керна( это включение музыки автора мюзиклов было неожиданно, но также очаровательно), Эндрью Липпа, а кульминацией стала ария Лауретты из оперы Дж. Пуччини “Джанни Скикки”, красота мелодии и драматизм которой так подвластны амплитуде чувств Рене Флеминг. 

Выбрав и выстроив программу, озаглавленную Антропосен, певица словно объявила, что не остается исключительно в эзотерическом мире оперы, а также в сфере камерной любовной лирики, что она переполнена волнением о нынешнем состоянии земли, об экологии, которую нужно сохранить в чистоте, о животных, которых нужно оберегать от жестокости, о людях, живущих в этом пространстве… Но вот еще одно откровение: на бис Рене Флеминг спела знаменитую Алилуйю - ту, что известна авторством и исполнением певца Леонарда Коэна. И это был - не сомневаюсь, знак её солидарности с народом Израиля, пережившим трагедию 7 октября и ведущим вынужденно войну для защиты своей страны. А также выход за пределы оперного жанра в пространство высокой человечности. И что еще было необычно для концерта классической музыки, она пригласила зал петь вместе с нею припев. И завороженный зал с радостью откликнулся, и снизу до верха во всех рядах люди вставали, и хор сначала негромко, а потом все разрастаясь, и разрастаясь, заполнял и оглашал стены огромного зала…

Если бы я была астрономом, в честь Рене Флеминг я бы назвала одну из звезд. Сияя с высоты, она освещает земную дорогу.

Преклонение вызывает артист, талант которого, сердце и сочувствие выявляют в нем черты гражданина мира. Всюду, где бы ни выступала несравненная Рене Флеминг, спешите слушать и видеть её. Она воистину прекрасна!

 

 

Комментарии

Невероятно интересная и талантливо написанная рецензия о выдающейся певице. Алла Цыбульская сумела не только рассказать о творчестве Рене Флеминг, но и передать волшебную атмосферу ее выступления. Рецензию можно смело назвать "Одой" настолько поэтически выразительно она написана. Не восхищаться пением и артистизмом Рене Флеминг невозможно, она всегда прекрасна! Ощущение масштаба таланта певицы, во всем его объеме, Аллочка замечательно создала.

Неудивительно то, что рецензию Аллы Цыбульской на концерт Рене Флеминг прочитали более 300 человек.
Дело не только в том что эта прекрасная певица очень знаменита, но и в том что люди читающие журнал Чайка, всегда ожидают встречи с критическими статьями этого театрального критика.
Концерт был, как всегда у этой певицы, замечательный; но написать так о своем впечатлении не каждый, даже будучи критиком, сможет.
Спасибо автору статьи за выражение наших ощущений восторга от пения Флеминг, от ее программы, от того что она нам напомнила о песне, которую спели в конце концерта вместе с ней, тем самым выразив симпатию по отношению к Израилю.

Большое спасибо Алле Цыбульской за проникновенную статью о Рене Флеминг!

Дорогая Алла! Вы рассказали о замечательной художнице вокала языком художника, взволнованно и вдохновенно. Это редкий дар. Жду новых откровений. "Не оставляйте стараний Маэстро!"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки