Интервью с Семеном Белиц-Гейманом Научить плавать всех детей земного шара!

Опубликовано: 15 декабря 2006 г.
Рубрики:

— Семён, ваша спортивная карьера началась с момента спасения тонувшего в море старшего брата...

— Пожалуй, гораздо раньше. А случай с тонущем братом позволил мне познакомиться с его спасителем — Виктором Дробинским, чемпионом СССР по плаванию, и его мамой — Тамарой Владимировной, ставшей с тех пор моим первым и единственным тренером. Даже к чемпионату Европы среди ветеранов, — мне тогда исполнилось уже 44 года — я готовился под её руководством. И победил!

Встреча легендарных ветеранов советского плавания. Слева направо: Семен Белиц-Гейман, Валентина Яковлева, Александр Покровский, Галина Прозуменщикова, космонавт Виктор Савиных.

— Статистика говорит о случаях массовой гибели людей в России, последним девизом которых было “пьяному море по колено”...

Много лет я посвятил проблеме массового обучения плаванию в масштабе всей страны. Много писал, много ездил с выступлениями и различными проверками, как говорили, “с оказанием практической помощи на местах”. В Москве, в бытность мою председателем федерации плавания, мы постарались организовать почти для всех учащихся младших классов урок плавания. Тогда, перед московской Олимпиадой 1980 года, это казалось невероятным! В столице все-таки было, где учить детей плаванию и кому учить. Тогда из 35 миллионов (!) школьников России, только 11 процентов умели плавать! Тысячи, особенно в жаркое лето, ежегодно погибали в реках и водоёмах. Парадокс, каких в России немало: сотни рек, озёр, морей и полстраны неумеющих плавать. Я как-то заметил, что даже на юге, на Черном море, трудно организовать эффективное массовое обучение детей плаванию в короткое время отпуска родителей, а тем более в подмосковных реках, не говоря уже о сибирских водоёмах. Нужны спортивные бассейны, а их (крытых, зимних) в Советском Союзе в конце 80-х было не более тысячи, но даже в них не везде были оборудованы ванны для обучения... Сейчас картина неузнаваемо изменилась, но проблема существует... Детей во многих регионах негде учить плавать, да и само обучение поставлено крайне слабо. Нет тренеров, нет средств на эту работу... Вот и мне было бы не по силам (не по карману) проводить эту работу в России... Здесь, в Штатах, несчетное количество бассейнов. Обучение плаванию — престижная и хорошо оплачиваемая работа, особенно, если у тебя есть титул и твои ученики за короткий срок (2-3 месяца) схватывают главное. Я же востребован как специалист по технике и методике плавания, с удовольствием передаю свои знания всем желающим. Не буду скрывать, но за консультацию мне платят в 2-3 раза больше, чем обычному тренеру...

— Ну а в России вы себе пенсию заработали? Ведь спортсмены рано ее, к сожалению, получают.

Пенсия там у меня “за многолетний доблестный труд” (медаль есть) меньше, чем я здесь могу заработать за час “свободного плавания в свободной воде...”

— Вы стали серебряным призёром Олимпиады-68 в Мехико. Америка была недалеко, уж не там ли вы приняли решение об эмиграции в США? В каком году эта, как говорят, задумка реализовалась?

Семен Белиц-Гейман во время выступления за сборную СССР

На Запад я первый раз попал в 1963 году. Затем 1965 год, предолимпийская Мексика. Так что времени подумать было предостаточно, но никогда, даже в самые трудные для меня минуты, я и в мыслях не имел планов покинуть Родину. Не появились они у меня и за те 16 лет, что я был лишён поездок в капстраны. Не возникло у меня желания покинуть родную Москву и после первого визита в Штаты в марте 1990 года, когда в стране накалялись страсти, и я, как и многие, оказался без постоянной работы, с болями в сердце, с сумбуром в голове и страхом за своих близких. Была возможность оформить пенсию, и я это сделал. Позже подвернулись несколько выгодных контрактов с западными фирмами, оказалось возможным хорошо заработать на шоу-проектах. Жизнь немного нормализовалась. Однако, подвело здоровье. Случилось это в Сан-Франциско. Пришлось сделать операцию на сердце...

Эмиграцию, как таковую, я не проходил — получил “гринкард” по категории VIP, 7 лет назад стал гражданином США. Тем не менее, я остался россиянином и москвичом с работой в одном российском еженедельнике и квартирой в Сокольниках. Спросите, почему я полностью не перебрался, почему “не сжёг мосты”? Ещё мой отец, Виктор Семёнович Белиц-Гейман, мечтал построить мост дружбы между Востоком и Западом и не только мечтал — строил в самые трудные для тоталитарной страны времена. Видите, на моём столе его членский билет за №65 (год — 1924) А.Р.Р.К. (Ассоциация работников революционной кинематографии)?

— Я много слышал о режиссёре-документалисте Викторе Геймане...

Это был его творческий псевдоним. Отец старался снимать даже в те времена правдивое кино. Все его кино- и радиоработы теперь находятся в Госархиве. В 1937 году его фильм “Побеждённое пространство” был отмечен призом на Всемирной выставке в Париже. Снимал он и в Мехико во время Олимпиады-68 для Центрального ТВ. Когда его не стало, я потерял не только отца, но и настоящего друга и учителя...

— Вы закончили факультет журналистики МГУ. На этой стезе могли бы продвинуться?

Да, работал в газете, 12 лет в журнале “Спортивная жизнь России”, затем собкором “Советского спорта” по США и Канаде, последние годы корреспондентом еженедельника “Юридическая газета”. Журналистика — часть моей жизни. А вообще-то свой первый репортаж (для радио) сделал в 16 лет. Помните, была такая передача “Внимание! На старт!”?

В 1986 году с приходом Горбачева многое изменилось. В июле я получил приглашение в Мадрид с группой специалистов на чемпионат мира по водным видам спорта. Там же меня выбрали в пресс-комиссию АИРСа (Международная ассоциация спортивной прессы). Мне удалось осуществить мечту отца и стать гражданином мира. Где я только потом ни побывал (безо всякого соизволения “свыше”) — и как журналист, и как спортсмен-ветеран, и как тренер... Вот только в Австралию — Мекку плавания — никак не доберусь. Бог даст, наведаюсь туда в марте на чемпионат мира по плаванию...

— Вы живёте в небольшом городке Стэмфорд (штат Коннектикут — В.Л.). Не скучновато ли вам там, насколько я понял, человеку деятельному, энергичному?

Ну не на Аляске же я живу, Володя! До “столицы мира” Нью-Йорка я доезжаю за 35-40 минут. Да и собственно Стэмфорд самодостаточен. Здесь есть всё, что душе угодно: от пляжей и парков на заливе, до концертного зала с мюзиклами с Бродвея.

Чем я занимаюсь в свободное время? Мне до бассейна 5 минут. Он открывается в 5:30 утра и до 10 вечера я всегда могу занять своё место на дорожке. Моя ежедневная норма 1,5-2 км. Иногда позволяю “тряхнуть стариной”: не поверите, плыву быстрее, чем в 16-летнем возрасте.

В местной библиотеке огромная коллекция русских книг: от Толстого и Чехова до Набокова и Керенского с Милюковым... Было бы время, а желание почитать, познать что-то новое всегда есть...

— Вы были Главным тренером России по теннису?

Владимир, вы не первый, кто попадает впросак с этим вопросом.

Семён Павлович (а я, заметьте, Викторович) Белиц-Гейман — был одним из мэтров отечественного и мирового тенниса. Наши отцы — родные братья... В детстве старший кузен Семён многому меня научил. Я стал неплохо играть в теннис, но главное, он помог мне с общефизической подготовкой. Следуя его советам и методическим разработкам, я смог резко изменить тренировки в воде. Да так, что всего за год проделал путь от заурядного пловца до чемпиона Союза. И сегодня я использую его опыт, проводя физическую подготовку вне льда с учениками моей жены — Натальи Дубовой.

— Кого из выдающихся спортсменов-фигуристов тренирует сейчас Наталья? Помогаете ей?

В этом сезоне она планирует вывести на международный уровень новую украинскую пару. Олег Войко давно известен любителям фигурного катания. Он дважды представлял Украину на Олимпийских играх, а вот Натали Бос только мечтает стать чемпионкой новой для себя страны. Натали родилась и выросла во Флориде, а вот учёбу в институте решила продолжить в Киеве. Что же до выдающихся, то за последние 30 лет через руки Натальи прошли почти все сильнейшие фигуристы-танцоры мира. Многие из них уже сами тренеры и — надо заметить — успешные. 15 лет Наталья выводила на старт дуэт Майя Усова — Александр Жулин, а на последней Олимпиаде Саша уже сам вывел в чемпионы российский дуэт Татьяна Навка — Роман Костомаров.

Многие годы я старался быть у жены в её работе, что называется, на подхвате. Помогал по всем вопросам — от получения виз до организации показательных выступлений и тренировочных сборов. Подыскивал партнёров. Не буду скромничать, но немало фигуристов благодаря моим усилиям стали учениками именно Натальи и обрели своё спортивное будущее. Не говоря о том, что почти все остались жить и работать в Штатах.

— Кого из выдающихся спортсменов вы хотели бы назвать? Кому особенно симпатизировали и симпатизируете?

Выдающихся спортсменов только в России тысячи, со многими я знаком, а вот легендарных не так уж много. Когда-то мой учитель в журналистском деле Михаил Марин выпустил книгу легендарного конькобежца Евгения Гришина “500 метров”. Сколько в ней было замечательных мыслей о спорте, о соперничестве, о вере и дружбе! Так вот, именно Евгений Романович, которого я впервые увидел, выйдя на лёд малого стадиона “Динамо” в 1952 году, служил мне примером преданности спорту. Через многие годы мне посчастливилось встречаться с ним на работе в спорткомитете России. Евгений Романович участвовал в четырёх зимних и одной летней (как велосипедист) олимпиадах и с трёх привозил золотые медали.

Совсем недавно в этом вот кресле сидел замечательный человек — Марк Ракита. Мы дружим более 40 лет. Так вот, Марк — легендарный фехтовальщик, дважды олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и не менее легендарный тренер по фехтованию. Его ученики много раз добивались побед на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Мало кому удалось достигнуть таких успехов в двух ипостасях.

— Я планировал задать вам вопросы о теннисе как специалисту, но теперь спрашиваю как человека, неравнодушного к этому виду спорта. Ваше отношение к Марии Шараповой?

На мой взгляд, Маша — явление не только в современном теннисе, но и вообще в спорте. Я преклоняюсь перед ней за её несомненное трудолюбие, скромность — в такой невероятной атмосфере всеобщего обожания. Выдержит ещё лет пять-шесть Мария “огонь, воду и медные трубы” — и быть ей Королевой корта. А пока она в роли прекрасной принцессы — от игры, взглядов и шокирующего крика которой вздыхают и сохнут миллионы поклонников.

— Несколько слов о ваших текущих и ближайших делах.

— Каждый день — уроки в зале или в бассейне, пару часов за столом: продолжаю писать повесть, хочу завершить книгу о плавании.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки