Литвиненко-Гайдар: Отрава

Опубликовано: 15 декабря 2006 г.
Рубрики:

Российская пресса об отравлении бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко молчала до последнего. “Главная российская газета “Известия” откликнулась через четыре дня (!) после того, как об этом заговорил весь мир”. Показателен тон: “Ведь как получается: не напишешь о Литвиненко — и тут же Запад будет упрекать, что скрываешь от российского читателя правду о “жертве режима”.

От этих строчек повеяло советскими временами. Когда читатели узнавали о том или ином событии не из выпуска новостей, а из отповеди, из обличения вражеских идеологических происков. И выполнено в том же стиле — с дежурным сарказмом и язвительностью тогдашних правдинских и известинских обозревателей, с непременными кавычками в большом количестве.

“Вести” Российского телевидения назвали Литвиненко бывшим офицером ФСБ, бежавшим из России. Но не сказали ни слова о том, почему он бежал.

Самую подробную информацию дала программа “Сегодня” (канал НТВ) — в ней упомянули о пресс-конференции 1998 года, на которой подполковник ФСБ Литвиненко рассказал о приказе своего руководства убить Березовского.

И на этом — всё.

О главном российская пресса молчала и до сих пор молчит. О книге Литвиненко “ФСБ взрывает Россию”.

Если не найдут убийц Литвиненко, трагическая смерть бывшего контрразведчика в сознании общественности будет связана с этой книгой. И придаст ей — уже придала! — значение поступка, за который автор расплатился жизнью.

В России этой книги нет. Агентство “Прима” пыталось привезти пятьсот экземпляров из Латвии, но груз в дороге задержали и конфисковали. А главного редактора агентства господина Подрабинека вызывали на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному по факту “разглашения государственной тайны в книге “ФСБ взрывает Россию”.

Как это понять? Ведь государственная тайна — это то, что есть в действительности. А в своей книге Литвиненко утверждает, что взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году организованы российскими спецслужбами.

Но оставим неловкие формулировки следствия на совести следователей.

Опровергнуть Литвиненко может только полное раскрытие тех преступлений, обнародование имен заказчиков и исполнителей, открытый суд. Ни того, ни другого, ни третьего — нет.

Осудили и приговорили к пожизненному заключению Деккушева и Крымшамхалова, которые доставили гексоген в Москву. Но они, по их словам, толком и не знали, что везут и зачем. Назывались еще пять имен и фамилий людей, которые вместе с подсудимыми перевозили гексоген, но они погибли во время операции по задержанию, которую проводили российские спецслужбы. А Деккушева и Крымшамхалова арестовали спецслужбы Грузии и передали юстиции России.

До сих пор в розыске находится Гочияев, фото-роботами которого была увешана семь лет назад вся Москва. Несколько лет назад в прессу просочились сведения, что он знает многое и готов рассказать, но требует чуть ли не миллионы долларов. Так, может, заплатить? Правосудие, истина стоят любых денег. Однако, наша прокуратура не делала по этому поводу никаких заявлений.

Да и Гочияев, судя по обнародованным материалам, тоже невелика птица-убийца. Не случайно же он скрывается не только от правосудия, но и от заказчиков.

А кто же за ними, за этими мелкими сошками-перевозчиками? Кто организовывал невиданное в стране злодейство? Следствие на эти вопросы не ответило. Если не считать утверждение, что это были арабские террористы Хаттаб и Абу Умар, уничтоженные в Чечне. А еще раньше говорили, что Шамиль Басаев. Теперь тоже вроде бы уничтоженный. Если верить официальным сообщениям.

А ведь тогда, в 1999 году, на волне всенародного гнева против злодеев-чеченцев началась Вторая чеченская война, и премьер-министр Путин, исполняющий обязанности президента, был всенародно выбран президентом.

Точно так же на волне первых слухов о чеченских террористах началась Первая чеченская война в 1994 году. Тогда взорвали мост на Яузе и автобус на ВДНХ.

Через 8 лет, в 2002 году, судом было установлено, что эти взрывы провела банда во главе с офицером ФСБ Лазовским. Следствие тянулось так долго, что за это время главных фигурантов — вместе с Лазовским — уничтожили.

А что до событий 1999 года, то сразу же вспоминается и Рязанская история. Вскоре после трагедии в Москве и Волгодонске, в Рязани задержали двух мужчин, которые ночью подкладывали в подвал жилого дома мешки с белым веществом. Специальный аппарат в Рязанском ФСБ показал, что это гексоген. Затем оказалось, что специальный аппарат ошибся — в мешках не гексоген, а сахар. А задержанные мужчины — не террористы, а сотрудники ФСБ из Москвы, которые проводили учения — проверку местных чекистов на бдительность. Однако главного документа — приказа об учениях — не обнаружилось. Так эту историю и замяли.

Пока не найдут заказчиков и исполнителей взрывов домов в Москве и Волгодонске, тень книги Литвиненко “ФСБ взрывает Россию” будет висеть над временем путинского правления.

Но допустим самое страшное — правоту Литвиненко докажут сегодня. Не в отдаленном будущем, когда народ, наверно, будет уже другой, а именно сегодня. Что произойдет? Как прореагирует наш народ?

Боюсь, что никак.

На следующий день после смерти Александра Литвиненко в Лондоне мир узнал об отравлении Егора Гайдара в Дублине. И на тот раз в Россию весть пришла с задержкой. Правда, всего лишь на три дня.

О степени растерянности в политических кругах России можно судить по заявлению Чубайса.

“Рука Березовского” — расхожая тема досужего трёпа в интернете. Однако и общефедеральная солидная газета из номера в номер пишет, что смерть Литвиненко более всего была выгодна лондонскому изгнаннику-олигарху. Если говорят и пишут по заказу — понятно, если искренне — тоже понятно.

Непонятно, что и зачем сказал Чубайс: “Чудом не завершившаяся смертельная конструкция Политковская-Литвиненко-Гайдар была бы крайне привлекательной для сторонников неконституционных силовых вариантов смены власти в России”. Все решили, что Анатолий Борисович имеет в виду Березовского, его слова о том, что “необходим силовой перехват власти”. Будучи обвиненным в призыве к насильственному свержению строя, Борис Абрамович тут же пояснил, что под “силовым перехватом” он имел в виду демонстрации, митинги и прочие активные действия народа, как на Украине и в Грузии.

Но Чубайс — не та фигура, чтобы повторять газетные незамысловатые “размышлизмы” и интернетовские глупости. Возможно, он говорил совсем о другом.

Анатолий Чубайс — человек в России очень значительный, очень много знающий. О его интеллекте и аналитических способностях говорить не приходится. Не чета многим и многим под нашими осинами. И если он сказал такое, значит, что-то сильно не ладно в Датском королевстве.

Другая крайность — “рука Кремля”. Как вариант — “зловещая рука ФСБ”.

И, наконец, некая “третья сила”. Их еще называют “партией третьего срока”. За 8 лет власти президента Путина выстроилась пирамида — и административно-государственная, и экономическая. В начальные времена путинского правления ходил даже анекдот: на перроне Ленинградского вокзала всех пассажиров “Красной стрелы” спрашивают: “Вы из Петербурга? Не ходите у нас министром поработать?” И в самом деле, доходило до смешного. Главного редактора небольшого книжного издательства детской литературы — выписали из Петербурга. В Москве не нашлось. Главного редактора совершенно незначительной газпромовской газеты, название которой мало кому известно, — опять же пригласили из Петербурга. В самых разных московских конторах давно уже вожделенно рассуждают: “Как уйдет Владимир Владимирович, всех питерских пометут, ох, как пометут!”

Московский чиновный реванш неизбежен. Но это — пустяки. Мелкий служивый слой.

А вот на средних и высших уровнях пирамиды перемены сродни землетрясению. Способы борьбы, вероятно, дойдут до самых жестких — с привлечением прокуратуры и суда. Но гораздо страшнее экономического передела — политический, переходящий в уголовный процесс. Что там вскроется, кого и за что призовут к ответу — кто знает?

План “третьей силы”, по толкованию аналитиков, простой — дестабилизировать обстановку в стране до такой степени, чтобы народ поднялся и потребовал: “Владимир Владимирович, вам нельзя уходить! Без вас страна погибнет в хаосе и бандитизме!”

Однако, не исключается и “четвертая сила” — которая хочет вовсе убрать Путина, дискредитировав его и в глазах российского народа, как слабого правителя, и в глазах Запада. Что, объективно, и произошло. Буш звонил Путину и спрашивал о Политковской, в Хельсинки Путина спрашивали о Литвиненко. Теперь будут спрашивать о Гайдаре.

Вот пример из ельцинских недавних времен. После первой чеченской войны генералы Манилов и Шаманов выступали по телевидению (!) с заявлениями, которые можно было расценивать как скрытую угрозу главнокомандующему Ельцину. И им сошло! Все сделали вид, что не поняли, не заметили, не слышали.

А молниеносный марш российских бронетранспортеров на столицу Косово — город Приштину в 1999 году заметил весь мир. Наши тогда заняли аэродром. В пику войскам НАТО. Постояли там, постояли, без довольствия, и ушли. Потом выяснилось, что приказ об этом военно-политическом (!) выступлении самостоятельно отдал начальник Генштаба Квашнин. Без ведома Ельцина! Президент же, узнав, якобы поддержал. А что ему оставалось делать? При любом другом варианте весь мир бы пришел в изумление и ужас: “Господин Ельцин, вы президент или марионетка в руках военных?!” Впоследствии об этом напишут: “Квашнин чуть было не развязал третью мировую войну. И мы должны быть благодарны английскому генералу Майклу Джексону, который отказался выполнить приказ командующего войсками НАТО Уэсли Кларка — выкинуть российских десантников с аэродрома”.

Путин, придя к власти, убрал из армии Манилова, Шаманова и других, а затем и их могущественного покровителя — Квашнина. Но то, что “ястребы” в армии и спецслужбах сохранили многие позиции, — не секрет ни для кого. Общий антидемократический настрой армии и спецслужб еще с горбачевских времен — также общеизвестен. В этом свете заявление Чубайса приобретает совсем другое значение и смысл.

И напоследок — к вопросу о полонии, который добывается в граммах. Много говорят, что украсть его невозможно — каждый миллиграмм под контролем ФСБ и МВД. Но если его обнаружили в Лондоне — значит украли. У нас говорят: что охраняем — то и имеем. А вот пример, как и где можно было просто взять тонны отравляющего вещества. Пока мир гадал, из каких ядерных реакторов исчез полоний-210, на Камчатке, в лесополосе между посёлками Центральные Коряки и Северные Коряки, обнаружили 50 стальных проржавевших бочек — 5 тонн цианамида кальция. Специалисты говорят, что при взаимодействии с парами воды и воздухом он образует фтористый водород и мышьяковый водород — токсичные газы, способные вызывать сильное отравление.

Цианамид кальция, конечно, не полоний-210. Зато бери, кто хочет. Зато 5 тонн. Смертельная доза для человека — 5 — миллиграммов.

Российские медики не смогли определить, что случилось с Егором Гайдаром. Их заключение: “внезапное развитие заболевания и многогранность поражения не укладываются в картину известных медицине форм заболевания”. Ранее ирландские врачи также зафиксировали радикальные изменения в важнейших функциях организма в короткий срок.

Знакомая, устрашающая формулировка. Точно так же писали о смерти журналиста и депутата Юрия Щекочихина: неизвестная болезнь, разрушившая организм мгновенно.

Надеюсь, Гайдара задело в малой степени. А еще больше надеюсь, что никакого преднамеренного отравления вовсе нет, а есть бытовое недомогание. К примеру, желудочный грипп.

Но реакция мирового и российского сообщества была однозначна: отравили... как Литвиненко...

Яд в России в ходу, почти как во Флоренции времен правления Медичи. Чеченско-арабский террорист Хаттаб умер, вскрыв отравленное письмо. Операцию едва ли не официально занесли в актив ФСБ. В июле 2004 года от неизвестной мгновенной болезни умер Юрий Щекочихин. В сентябре 2004 года с признаками лучевой болезни скончался в больнице хозяин охранной фирмы Роман Цепов — бывший охранник Путина в его петербургскую бытность. По дороге в Беслан пытались отравить российскую журналистку Анну Политковскую, а затем, уже после репортажа из Беслана, — грузинскую журналистку Нану Лежава.

Но громко заговорили об этом только после того, как яд проник за границу, — смерть Литвиненко в Лондоне, обморок, кровь горлом и носом, потеря сознания на несколько часов у Гайдара в Дублине. На Западе сразу же вспомнили всё — и отравление одного из первых перебежчиков МГБ-КГБ Николая Хохлова в 1957 году, и “укол зонтиком”, от которого погиб опять же в Лондоне болгарский диссидент Димитров. Вот некоторые заголовки британских, французских, немецких газет... “В путинской России празднуют победу коррупция, насилие и порок” (“The Guardian”). “Россия вызывает не только страх, но и жалость” (The Economist). “Кремль убивает закон, а с ним и порядок” (The Financial Times). “Британия — не место для российских разборок” (The Sunday Times). “Путин показал свою ядовитую сущность” (The Sunday Telegraph). “Дело Литвиненко: следы ведут в Россию” (Libйration). “Британская полиция идет по следу русского яда” (Le Figaro). “Кто станет следующим? Таинственное заболевание Егора Гайдара”. (Frankfurter Allgemeine Zeitung).

И тотчас же наши политики и контрпропагандисты начали ответную кампанию. Более чем активную. Иногда создается ощущение, что их интересует не суть происшедших в Лондоне и в Дублине событий — отравление Литвиненко и Гайдара, а только лишь реакция Запада.

“Конец “холодной войны” все больше и больше выглядит злой шуткой... — пишет “The Guardian”. — Более десятилетия вновь открытые российские архивы были золотым дном для западных исследователей, но сегодня они снова закрыты, и никто даже не притворяется, что это сделано из соображений национальной безопасности. Просто Путину не нравится, что бумаги, к которым мы получили доступ, проливают свет на ужасы сталинской эпохи. Распад Советского Союза, который весь мир считал триумфом свободы, сам президент назвал величайшей катастрофой XX века. Отвращение Запада, порождаемое поведением России, и в том числе убийством Литвиненко, лишь усиливает российскую паранойю. Наши надежды на то, что, вступив в контакт с Западом, новая Россия увидит необходимость цивилизоваться, скорее всего, лишены оснований”.

Задевает? Наверно, задевает. Но и наши не остаются в долгу. Причем, если на Западе так рассуждают в основном независимые аналитики, обозреватели, то у нас — официальные политики. Например, депутат Государственной думы Александр Хинштейн: “Я не исключаю некоего системного плана, разработанного на Западе, по масштабной дискредитации российского руководства и спецслужб, а также президента Путина...”

Заместитель председателя Госдумы Владимир Жириновский не стал употреблять расплывчатое понятие “Запад”, а прямо указал место провокаций против нас: “Это дела внешних сил из Лондона и других европейских столиц”.

Что и называют на Западе паранойей, то есть манией преследования — разговоры о глобальном заговоре против России. (“Есть основания считать русских параноиками” (New York Times).

И опять же мы не оставили их выпады без ответа. Политолог Глеб Павловский в передаче на НТВ назвал телерепортажи, статьи в западных газетах и вообще реакцию Запада типичной паранойей.

Отвлечемся от того, что Павловского называют кремлевским политтехнологом. А попробуем посмотреть на ситуацию его глазами — глазами среднего российского обывателя, битого жизнью в десятках поколений предков. И ему действительно испуг англичан покажется паникёрством. Они ведь не привыкли к тому, что люди попадают в больницы с непонятными отравлениями, к тому, что радиация гуляет сама по себе. У них на Западе в свое время началась паника от радиоактивного облака Чернобыля. А наши люди тогда никак не хотели уезжать из зоны поражения, бросать огороды возле реактора, на бережку речки Припять. На Западе возмущались, что советское правительство не предупредило мир, а мы в газете “Правда” печатали очерк под названием “Соловьи над Припятью”. Они бегали по врачам и поликлиникам, а мы сочиняли остроты: “Мирный атом — в каждую хату”.

Разные мы люди. И реакция у нас разная. Например, эксперт по радиационной безопасности, бывший офицер 12-го главного управления министерства обороны Максим Шингаркин в “Комсомольской правде”, газете с миллионным тиражом, спокойно разъясняет всем-всем-всем: “Наилучшим материалом для снаряжения радиологических боеприпасов является полоний-210... Он содержится в составе зондов, используемых для исследования состояния нефтяных скважин... Используются они и при восстановлении нефтяных скважин в Чеченской Республике... Таким образом, террористы без особых трудностей могут получить доступ ...к чистому полонию-210”.

Британцы, прочитав такое, возмутились бы: ведь дается рецепт приготовления “грязной” атомной бомбы, и адреса, где можно добыть компоненты для нее. И потребовали бы от правительства срочного принятия мер. А мы прочитали — и ничего. Даже и не заметили. Зато наше телевидение уверяет нас, что кругом одни враги. Особенно много их на Западе. Недолюбливают нас за наше богатство и силу. Потому и клевещут.

Комментарии

1) Удивляет отсутствие комментариев.
Если статья опубликована действительно
15.12.2006.
Почти за 17 лет.
А цензура, кстати, запрещена даже ныне
(в августе 2023г)
действующей конституцией РФ.

2) По последним предложениям статьи: западу не нравится наша (расейская) способность замаскировать под плюрализм то, что таковым не является.
И крупнейшее военное преступление современности (война с Украиной) - тому очередной весомый пример.
Весьма походит на Северную Корею. Правда, они на соседей - не нападают.
Хотя и откровенно "жуют" своих десидентов.

Или - кремлёвские специалисты
не ознакомились с историей,
чтобы понять, как заканчиваются откровенно фашистские режимы?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки