О Папе Римском, мраке Средневековья и «искусе» либерализма

Опубликовано: 25 июня 2021 г.
Рубрики:

Лет пять назад наш стольный град Филадельфию посетил Папа Римский, который прибыл, чтобы поучаствовать во Всемирной встрече семей (World Meeting of Families). Как говорится, каждый культурный человек не может не отметить это событие.

Папа провел в городе братской любви всего несколько дней в последний уикенд сентября, но шума было столько, сколько я не припомню за прошедшие четверть века.

Подготовка к святейшему визиту была проделана грандиозная. Центр города очистили от автомобилей и полностю перекрыли. Повсюду расставили полицейские посты. Школы позакрывали. Университет, где я работаю, закрыли аж на четыре дня – вот повезло-то студентам!

На одном из центральных филадельфийских проспектов соорудили временную сцену-церковь под открытым небом, в которой Папа отслужил мессу в присутствии огромного скопления заезжих прихожан. 

По сообщениям прессы, мессу посетили сотни тысяч человек, а всего в Филадельфию на торжества съехалось около миллиона католиков со всего мира. Это очень много, учитывая что в самой Филадельфии проживает около полутора миллиона человек (три миллиона с пригородами).

Конечно, такой ажиотаж с приездом Папы, пусть даже и в протестантскую Америку, вовсе не удивителен. Все-таки, христианство – самая популярная из мировых религий. Каждый третий на земле – христианин,  в то время, как каждый шестой, – мусульманин, и только каждый четырнадцатый – буддист.

А из трех главных христианских конфессий самая многочисленная – католическая. Напомню, что каждый второй христианин – католик. Протестантов почти в два раза меньше. Ну а православных – почти в пять раз.

Даже в такой протестантской стране, как Соединенные Штаты, католиков тоже немало. По статистике, в начале третьего тысячелетия половина населения США исповедовала протестантскую веру, а четверть – католическую.

Католики в Америке имеют определенную репутацию, особенно в сфере обучения. Католические школы недорогие, но образование дают приличное, а, главное, поддерживают строгий порядок и дисциплину. Для американских родителей это существенный плюс, поскольку в государственных школах царит хаос и там впору ставить металлоискатели при входе.

Католические университеты, как правило, очень сильные и их учебная программа включает обязательное изучение философии и богословия – в общей сложности шесть курсов. Разительный контраст с гуманитарными факультетами других американских университетов, в которых процветают научно-технические и ориентированные на бизнес дисциплины.

Многие россияне по-прежнему отождествляют католицизм с «мраком Средневековья» – инквизицией, крестовыми походами, подавлением инакомыслия. Однако, это давно уже не так.

Поначалу католики, действительно, встретили в штыки политические и социально-экономические преобразования в демократической Европе. Не далее, как в девятнадцатом веке на Первом Ватиканском соборе тогдашний Папа осудил западную цивилизацию и раскритиковал и капитализм,  и только еще нарождавшийся социализм. Кстати сказать, на том же соборе в догмат была возведена непогрешимость верховного понтифика.

И все же,  не прошло и столетия, как католики осознали необходимость реформ. В шестидесятых годах двадцатого века на Втором Ватиканском соборе католическая традиция была значительно модернизирована. Вышли новые переводы Библии. Был упразднен список запрещенных к чтению книг. Церковные службы стали проводить не на латыни. Возросла роль мирян в управлении католических общин.

Тогда же Папа отозвал давнее отлучение от веры Патриарха ортодоксальной (православной) церкви  и начал серьезный диалог с другими религиями и христианскими конфессиями. Протестанты перестали быть «еретиками», а вместо этого стали «отделившимися братьями». Лютеранам, членам англиканской церкви и православным христианам было разрешено принимать причастие у католических священников. 

Более того, во второй половине двадцатого века Папы Римские в основном извинялись и просили прощения. У евреев – за антисемитизм и погромы, у ученых – за гонения на Галилея и Коперника, у сектантов – за нетерпимость и преследования, у женщин – за Марию Магдалину.

Да-да, как выяснилось, ближайшая сподвижница Христа, которая первой возвестила о его воскресении, вовсе не была женщиной легкого поведения. Таковой она была представлена в нравоучительной проповеди Папы Григория Великого аж в шестом веке нашей эры. С тех пор и закрепилась за ней эта сомнительная репутация, которая продержалась до наших дней.

Нынешний Папа Франциск I пошел еще дальше. Он отменил отлучение от церкви за развод, анафему – за гомосексуализм, и призвал к прощению за аборты. На очереди – запреты на сан священника для женщин и на брак для самих священников. 

Вспоминается с длиннющей бородой анекдот (хотя подбородки у католических прелатов всегда гладко выбриты). «Католический священник говорит своему коллеге:

-      Наступят ли когда-нибудь такие времена, когда нам можно будет жениться?

-      Мы до этого не доживем, - отвечает тот. - Может, только наши дети доживут.

 Как знать? С таким прогрессивным и обаятельным Папой, которого уже окрестили «всенародным» (People’s Pope), глядишь, и доживут...

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки