Ярмарка. Случай из жизни бизнесмена

Опубликовано: 13 апреля 2021 г.
Рубрики:

«Реальность — это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться.»

Габриэль Лауб

В России шёл 1992 год. Победа социализма привела к полному обвалу экономики и развалу СССР. После прихода к власти Бориса Ельцина в России начались изменения, которые с натяжкой можно было назвать строительством капитализма. К этому подталкивало полное отсутствие товаров и продуктов. Купить что-нибудь становилось ежедневной проблемой. Народ уже в который раз очутился на грани выживания.

А вот в Китае всё стало налаживаться. Он стал производить огромное количество товаров народного потребления. Качество, правда, было плохое, но цена была очень доступной, а у нас не было и этого.

В то время я много работал по бизнесу с Сахалином и поэтому согласился на их предложение поехать руководителем делегации от острова на ярмарку, которая должна была состояться на севере Китая, точнее в Маньчжурии. Кроме того, я никогда не был заграницей и Китай был, конечно, очень интересен. С тремя женщинами из администрации губернатора Сахалина я должен был встретиться в Чите, а дальше уже вместе ехать в Китай на поезде. Надо сказать, что обе стороны были совсем не готовы к серьёзным переговорам, так как делались только первые попытки каких-то контактов, а правил взаимодействия в новой ситуации ещё не было. По существу было три цели: завязать контакты, купить своим семьям дешёвую одежду (это главное) и, если получится, увидеть страну. Примерно с такими целями я и вылетел в Читу.

Была холодная зима, и температура воздуха в Чите была минус 43-44 градуса по Цельсию, что считалось очень холодно даже для России. В гостинице я встретился с прибывшими с острова тремя женщинами. Одной было около тридцати, а двум другим было за сорок. Попытка пройтись по городу закончилась неудачей, поскольку после десяти шагов по улице стало очевидно, что это невозможно - я стал похож на Деда Мороза, а борода покрылась коркой льда. Мы заказали такси и поехали на железнодорожный вокзал. В вагоне было очень холодно, и пришлось спать в куртке, шапке и зимних ботинках.

Вокруг пили спиртное в больших количествах для согрева и громко говорили о своих проблемах – заснуть было невозможно. На следующий день, в середине дня, мы уже были на российской таможне, куда нас привезли на автобусе. В ожидании проверки мы провели пять часов в автобусе, а саму проверку прошли за пять минут, так как наш убогий багаж, состоявший в основном из пустых сумок, мог вызвать только соболезнование. Китайские таможенники нас вообще не проверяли и пропустили нашу делегацию очень быстро

«Медведь и дракон»: российско-китайская граница

Была уже полночь… Хотел бы отметить, что температура воздуха по-прежнему была

44 градуса. Делегацию привезли в гостиницу уже ночью. Все очень устали и хотели спать. Представитель ярмарки отвел нас в комнату, где стояли четыре кровати. Он сказал, что это комната для всех. Я заметил, что между нами всё-таки есть разница, хотя в зимней одежде она может быть и не так заметна, но она есть, но внятного объяснения не последовало. Далее становилось ещё интереснее: возле каждой кровати стоял небольшой горшок с крышкой – это, как выяснилось, наш туалет. Щели в окнах говорили о том, что спать придётся не раздеваясь. Я постарался себе представить моих уже немолодых женщин, старающихся сесть своими довольно большими задними частями тела, да ещё в пальто, на эти маленькие неустойчивые горшки и удержаться на них некоторое время - и не смог. Конечно, мы могли помогать друг другу, но это никак не вдохновляло. Так как я был единственный мужчина в нашей делегации, да к тому же руководитель, то, естественно, организационная роль отводилась мне.

А наши половые различия, которые всё-таки существовали, очевидно, не учитывались совсем. Подушки были набиты не гусиным пухом, к чему мы привыкли, а кукурузными зернами, очевидно, для хорошего массажа лица. В окнах были щели, и в комнате было очень холодно. К тому же, мы очень устали. Я пришёл в бешенство от этих «удобств» и заявил представителю ярмарки, что наша делегация не желает жить в таких скотских условиях и хотела бы утром покинуть Китай. Совершенно неожиданно моё заявление встретило яростное сопротивление женщин. Они заявили, что готовы терпеть все эти неудобства только ради возможности закупить одежду для себя и детей - на острове вообще нет товаров. Мои попытки объяснить им, что в таких условиях жить нельзя и даже противоестественно, не произвели никакого впечатления.

Пользуясь своим положением руководителя, я всё же заявил представителю, что утром мы покидаем страну в знак протеста. После ухода последнего, в комнате стало тихо, чувствовалось всеобщее осуждение и даже ненависть ко мне. Мы легли спать не раздеваясь, но подушка, набитая кукурузой, ещё долго мешала спать, массажируя моё лицо. Утром я встал первым и пошёл узнавать, когда придёт автобус. Со мной никто не разговаривал, и обстановка была напряжённой и взрывоопасной. Через полчаса подъехал новенький микроавтобус марки «Мерседес», нас погрузили, и мы поехали. Но поехали не к границе, как ожидалось, а к лучшей гостинице города, где мне дали отдельный номер со всеми удобствами, а женщинам большой номер на троих и тоже со всеми удобствами.

Более того, в наших номерах бесплатно стояли разные напитки и чай. Это было что-то сверхъестественное. Нас повели на завтрак в ресторан и вкусно накормили. Горячая ванна и вкусный чай значительно улучшили настроение всей делегации. Усталость прошла. Мой авторитет из-под плинтуса поднялся на небывалую высоту. Я стал уважаемым боссом. Ко мне приставили женщину из местного КГБ, которая сопровождала теперь меня везде. Вела она себя очень корректно и пыталась помочь в текущих переговорах. Жизнь налаживалась.

Наша гостиница располагалась в центре города, и рядом находились все интересующие нас магазины. Это оказалось очень удобно, так как ходить долго по улицам из-за холода было невозможно. Все дни я вёл переговоры, накапливая информацию о возможных партнёрах. Женщины ходили по магазинам и были счастливы. По заснеженным улицам разъезжали новенькие, собранные в Китае «Grand Cherokee», в магазинах было много товаров - страна оживала. Всюду чувствовался подъём и оптимизм. Через четыре дня ярмарка закончилась, и с чувством исполненного долга, с переполненными сумками, мы покидали страну. Настроение было отличным.

В Чите я тепло попрощался со своей командой, так как наши пути расходились, и поехал в аэропорт, откуда через несколько часов должен был улететь в Москву. Однако, меня ждал очередной сюрприз – из-за отсутствия керосина, самолёты не летали в Москву уже три дня. В аэропорту скопилось много людей. Неразбериха была ужасная. Когда полетит первый самолет, никто не знал, - среди людей, естественно, возникла паника.

Надо было опять перестроиться – я вернулся на Родину и окунулся в привычные проблемы выживания. Первая проблема – как захватить стул и удержать его, так как долго стоять невозможно и надо сидеть, а сколько, совершенно непонятно. Вторая задача – туалет. Как пойти в это переполненное людьми помещение с двумя огромными сумками, да ещё и не потерять стул. Нужно быстро найти человека, не вставая со стула, которому вы сможете доверить дорогие вам сумки - как угадать его? Если не угадаете - ваши сумки исчезнут, и зачем вы, спрашивается, ехали в Китай? Дети и жена вас не поймут. А времени у вас нет – мочевой пузырь ждать тоже не будет. А ещё вопрос питания. Вот в этом состоянии вы и находитесь всё время в ожидании вылета. Но такое состояние привычно для человека, живущего в стране развитого социализма. Вы периодически находитесь в аналогичной ситуации, независимо от желания, и поэтому вы - профессионал. Через три часа объявили, что первый самолёт на Москву вылетит через час. Что тут началось…

Около пятисот человек стали штурмовать единственную кассу. Тогда объявили правила выдачи билетов на самолёт - билет могли получить только те, кто летел на похороны или вроде того. У меня такой справки не было, и первый раунд был проигран - самолёт улетел без меня.

Нужно было придумать какую-то уважительную причину. Надо сказать, что ещё месяц назад до поездки, я оформил визу в Италию, на всякий случай, и сейчас решил этим воспользоваться. Когда, через два часа объявили о следующем рейсе в Москву, я уже был в середине толпы возле кассы. В тяжёлой борьбе за право улететь я достиг кассы и протянул кассиру два паспорта, один из которых был заграничный с открытой итальянской визой.

Кассиром была симпатичная молодая женщина. Я всем видом старался показать, что она мне очень нравится, и смотрел ей прямо в глаза. Это подействовало, но она спросила о причине, по которой я должен вне очереди получить билет. Я ответил ей, продолжая смотреть прямо в глаза, что мне срочно нужно вылететь из Москвы в Италию (помните у Жванецкого: «мне в Париж по делу»). Для девушки из Читы тогда поездка в Италию была равносильна полёту на Марс. Она не хотела отказать, да и причина вроде бы была. Правда, сидячих мест уже не было, но я согласился постоять весь полёт, что и разрешили в этой ситуации.

Уставший и голодный, я простоял в самолёте восемь часов. Воздух был насыщен запахом чесночной колбасы, которую с большим удовольствием ела часть пассажиров, но, несмотря на тошноту, которая подкатывала к горлу, и усталость, я был счастлив, что вырвался из этого ада и скоро увижу свою семью. Из аэропорта позвонил жене, взял такси и поехал домой. Была уже ночь, я смертельно устал и мечтал только о постели. За окнами такси была красивая снежная зима, но наслаждаться ею уже не было сил.

А дома меня ждали с большим нетерпением. Несмотря на глубокую ночь, никто не ложился спать и все ждали подарков. Две большие сумки были моментально выпотрошены. Дети и жена были очень довольны, благодарили меня, а я, забыв про все трудности и усталость, был счастлив, что смог доставить им эту радость…