Лев Доватор и Арсений Тарковский

Опубликовано: 4 января 2021 г.
Рубрики:

19 декабря 1941 года у подмосковной деревни Полушкино Рузского района погиб командир кавалерийского корпуса, генерал-майор Лев Михайлович Доватор, посмертно Герой Советского Союза. Его именем в стране названы многие улицы и учреждения. Его подвигам посвящены многие книги,в том числе, роман П.Федорова, и различного качества вдохновенные стихи(в частности, поэма известного еврейского поэта Переца Маркиша).

В биографии Доватора немало таинственного, только со временем выходящего на свет. Происхождение, деятельность на Дальнем Востоке, заграничная "командировка"(испанская война), участие в съемках фильма С. М. Эйзенштейна "Александр Невский" (опытнейший кавалерист Д. учил верховой езде исполнителя главной роли Н. К. Черкасова).

Но, главное, последний год жизни: доверительные задания высшего командования, новаторская для военного искусства идея кавалерийских рейдов и даже до сих пор еще недооцененная роль в пресечении путей снабжения вермахта и взрыве вражеских и своих, оставшихся в оккупации военных складов - все это было чрезвычайно существенно в дни, недели и месяцы обороны Москвы...

Собственно говоря, я касаюсь этой темы еще и потому, что тут важная часть жизни и судьбы Арсения Александровича Тарковского, которого я близко знал. И опираюсь на поведанное мне им...Тарковский, молодой, но уже известный литератор, был направлен в конный корпус Доватора в качестве постоянного военного корреспондента.

Но его появление было встречено полным недоумением. Л. М. ему сказал: "Видите ли, мы,в основном, движемся по немецким тылам, и по дороге у нас нет времени издавать газету. А боевой листок есть кому рисовать". Тут, по ходу разговора прилетел немецкий бомбардировщик и занялся своим делом. Все штабисты и сам Л.М., разумеется, благоразумно залегли. Но А.А. , не имевший ещё боевого опыта, по интеллигентской растяпистости, остался стоять на месте.

После взрыва бомбы Л. М. подошел к А. А. и сказал:"Оставайтесь, вы нам подходите!" Тарковский был назначен командиром эскадрона и принял участие в поистине героическом рейде.О своих боевых делах он рассказывал так: "Я обращался к моим кавалеристам и говорил:"Ребята, если мы не возьмем вон ту высоту, меня расстреляют!" Таким образом, поэт внес некоторый собственный вклад в оборону Москвы и часть пути провел не в редакции, а в действующей армии.

Завязалась тогда его дружба с видными военными, в частности, с К. К. Рокоссовским, прямым начальником Доватора...Но дальнейшее - другая и долгая повесть. Закончу несколькими строчками кавалериста Арсения Тарковского:

 

А на выезде плачет жена,

Причитая и руки ломая,

Словно черные кони Мамая

Где-то близко, как в те времена,

Мчатся снежную пыль подымая,

Ветер бьет, и звенят стремена.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки