Подношение гению. Густав Климт и его «Бетховенский»  фриз

Опубликовано: 2 ноября 2020 г.
Рубрики:

Гениальность может оказаться лишь мимолётным шансом.

Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу. 

 А. Камю

 

В нынешнем 2020 году отмечается двести пятьдесят лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. По радио, телевидению, в интернете звучит его музыка, организовываются концерты и выставки. К сожалению, в нашу жизнь вмешался коронавирус и юбилей не удаётся отметить с таким размахом, как это предполагалось первоначально. 

Напомним читателям основные вехи биографии великого композитора. Точная дата рождения Бетховена − первая из загадок его биографии; известен лишь день его крестин − 17 декабря 1770 года в Бонне. Бетховен − потомственный музыкант: дедушка Людвига был капельмейстером придворного оркестра, его отец пел при дворе кёльнского курфюрста. Под руководством отца Людвиг учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет он дал первый концерт (отец хотел сделать из Людвига «второго Моцарта»). Мальчик посещал общеобразовательную школу до десяти лет, а с двенадцати лет занялся преподаванием фортепиано. В это же время Бетховен начал писать свои первые сочинения с забавными названиями вроде «Элегия на смерть пуделя».  

В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Являясь, наряду с Йозефом Гайдном и Вольфгангом Амадеем Моцартом, одним из титанов «Венской классики», Бетховен в общей сложности оставил потомкам более 240 сочинений. Среди них − девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов, 18 струнных квартетов и опера «Фиделио». Сонаты для фортепиано «Аппассионата», «Лунная» и «Патетическая» фактически стали достоянием всего человечества.

Когда Бетховену исполнилось 27 лет, в его жизни произошла личная трагедия − он начал глохнуть. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных − и, увы, безрезультатных, − попыток восстановить слух.

Девятая симфония Бетховена – её премьера состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, – до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. «Ода к радости» на стихи Шиллера, вошедшая в состав финала девятой симфонии, в конце ХХ века стала гимном единой Европы.

Личная жизнь композитора складывалась непросто − Бетховен никогда не женился, а вот сватался неоднократно − в частности, к певице Элизабет Рёккель, которой, как полагает немецкий музыковед Клаус Копиц, посвящена знаменитая ля-минорная багатель «К Элизе». Корреспонденция Бетховена, воспоминания его современников не дают никаких основания предполагать, что тот был «женоненавистником». Правды мы не узнаем никогда: Бетховен тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни, но близкий друг композитора Франц Вегелер свидетельствовал: «В годы жизни в Вене Бетховен постоянно находился в любовных отношениях».

Бетховен уже при жизни являлся признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел финансовые переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи. 

Скончался Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года, на 57-м году жизни. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон на Верингском кладбище исполнили любимую заупокойную мессу Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.

За истекшие два с половиной века учёные-музыковеды, литераторы, художники и кинематографисты выпустили в свет множество произведений, посвящённых великому композитору. В этом бескрайнем океане культурных артефактов «Бетховенский» фриз выдающегося австрийского художника Густава Климта занимает особое место. 

Основоположник австрийского модернизма Густав Климт родился 14июля 1862 года в семье художника и гравёра по золоту.  

Рисовать Густав учился у своего отца, но уже в 1876 году поступил в художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности. 

С начала 80-х годов XIX века Климт занимался оформлением театральных залов в столице и провинциальных городах Австро-Венгрии. В 1888 году художник получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой Крест» за заслуги в искусстве. Он также стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

Трагические события в семье – смерть отца и брата наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х художник встречает Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.

В 1897 году Климт стал одним из основателей и президентом «Венского сецессиона» – выставочного и творческого объединения австрийских художников, выступивших против рутины академического искусства. В 1898 году был возведён выставочный павильон в характерном геометрическом стиле венского модерна, который венцы сокращённо называют «Сецессионом». Девизом художественной группы являются слова, которые сегодня можно прочесть над входом в здание Сецессиона: «Каждому времени – своё искусство, каждому искусству – своя свобода».   

С начала 1900 годов начинается «Золотой период» творчества художника. Название возникло потому, что в это время Климт начал активно применять в большинстве своих работ позолоту, благодаря которой многие его картины являются очень популярными. Одна из самых известных картин данного периода — «Поцелуй», достигнувшая поистине мировой славы.    

В 1902 году в здании венского "Сецессиона" была подготовлена 14-я в истории сообщества художников австрийского модерна выставка−мемориал, посвященная семидесятипятилетию со дня смерти композитора Людвига ван Бетховена. Для этой выставки Густав Климт создал свой знаменитый «Бетховенский» фриз.

В архитектуре фризом называется декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Цикл посвящён Девятой симфонии Бетховена и даёт зримое представление об её основных образах: «Страдания человечества», «Силы зла» и «Символический хор, исполняющий радостный финал».

Материалом для картин, развешенных в верхней части трех стен зала, послужили казеиновая краска, штукатурка, позолота, зеркальные осколки и даже драгоценные камни. Картины на стене расположены в определенной последовательности.  

Первая длинная стена напротив входа называется «Страдания человечества». Измученное, немощное человечество обращается к хорошо вооруженному, сильному рыцарю, дабы тот, движимый сердоболием и сочувствием, сразился за счастье людей.

Торцовая стена изображает «Силы Зла»: гигант Тифон, против которого тщетно сражались даже боги и его дочери − три горгоны, символизирующие Похоть, Излишество и Невоздержанность. Жаждущие добраться до людей, они летают над их головами. 

На второй длинной стене художник нарисовал «Символический хор, исполняющий радостный финал». Искусства ведут нас в идеальное царство, где можно обрести чистую радость, безграничное счастье, истинную любовь. Хор ангелов в раю ликует: «Счастье, прекрасный отблеск небесного огня, объемлют весь мир».

«Бетховенский» фриз Густава Климта был встречен воинственным неприятием публики. Его критиковали за безжизненность и суровость. Фигуры казались отвратительными. Особенное возмущение вызывали три горгоны, символизирующие отсутствие целомудрия, чистоты и воздержанности.

Наиболее вероятным объяснением недоброжелательной реакции публики на «Бетховенский» фриз является то, что в нем преобладали чересчур свободные формы, линии и орнаменты. Обывателям было трудно понять оптимистический и одновременно утопический смысл фриза, в финале которого объятие символизирует спасение мужчины женщиной. 

Несколько слов о судьбе «Бетховенского» фриза. В 1915 году композицию демонтировали, и её приобрёл коллекционер Август Ледерер. В 1938 году семью Ледерера, наряду с очень многими еврейскими семьями, лишили имущества. Фриз стал государственной собственностью и хранился на складе грузовой компании в Вене. В декабре 1943 года «Бетховенский» фриз, ввиду опасности воздушных налетов, вывезли из Вены в Замок Тюрнталь, расположенный около Фельса-на-Ваграме (федеральная земля Нижняя Австрия).

Хотя в 1950 годы сына Августа − Эриха Ледерера – восстановили в правах собственности и он получил ту часть своей коллекции произведений искусства, которая не была потеряна или разрушена в войне, – для «Бетховенского» фриза установили запрет на вывоз из Австрии.

В 1973 году австрийское правительство купило это творение Климта у Эриха Ледерера за пятнадцать миллионов шиллингов и передало его в Австрийскую Галерею.

Непосредственно после покупки начались реставрационные работы, продолжавшиеся десять лет. В 1986 году «Бетховенский» фриз, наконец, вернулся в здание Сецессиона и стал доступен для публики.

В заключение очерка обратимся к одной из самых знаменитых симфоний Бетховена − №5 до минор. Сам музыкант, согласно воспоминаниям его секретаря Антона Шиндлера, говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь». Казалось, эта крылатая фраза, подхваченная и бесчисленное количество раз тиражируемая, останется красивой иллюстрацией к музыке великого композитора. Но гений, потому и гений, что его творения не исчезают в вечности, а вновь возвращаются к человечеству, но уже в другом обличии.

 В середине XIX века американцы Самюэль Морзе и его партнёр Альфред Вейл придумали эффективный способ коммуникации на расстоянии с помощью телеграфной азбуки. Каждой букве алфавита и цифрам первого десятка соответствует определённое сочетание коротких и длинных сигналов, называемых точками и тире.

 В трагические дни Второй мировой войны радио Лондона BBC использовало первые четыре звука бетховенской Пятой симфонии в качестве позывных. Ведь именно сочетание трёх точек и одного тире в азбуке Морзе обозначает латинскую букву «V», с которой начинается слово «Victory» − «Победа».  

13 мая 1940 года Уинстон Черчилль в первой своей речи в качестве премьера, известной под названием «Кровь, пот и слёзы», заявил: «Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа — победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем».

 Бетховен оказался провидцем, и, спустя век, судьба вновь «постучалась в дверь». Думается, что, подобно тому, как «Рукописи не горят», так и ноты не исчезают в тишине.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки