''Дальше — тишина …'' – Вильям Шекспир
Пока я ещё вижу ''свет в конце туннеля'', появилась потребность увидеть в этом свете людей, с которыми меня жизнь свела, в тех или иных ситуациях и, которые, в той или иной степени, воздействовали на моё отношению к миру и окружающим, хотя возраст уже такой, что многое стало почти законом.
Вот и решил сделать небольшие зарисовки о встречах с такими людьми - друзьями, приятелями или мимолётными собеседниками.
Память —любопытная штука. Иной раз возникают лица из далёкого прошлого по причине, которая, вроде бы, по логике не имеет отношения к тому или иному портрету.
В декабре месяце первый канал ТВ каждый день рекламировал выход на экраны нового фильма о декабристах…
И вдруг неожиданно возникает в памяти разговор о декабристах с моим другом, уже в ''американский период'' моей жизни, – выдающимся скульптором, создателем более пятисот самых разных портретов людей нашей эпохи - Петре Ефимовиче Шапиро (17 января 1933 - 16 октября 2004).
Почему декабристы?
В одном из разговоров о нашей эмигрантской судьбе я поинтересовался у Петра: почему уехал? Вроде бы, там было всё – мастерская, друзья, выдающийся круг позирующих личностей, заказы, да вероятно, и деньги! Так вот, оказалось, что одной из причин отъезда были декабристы…
Власти того времяни обьявили конкурс на проект памятника декабристам в Иркутске. Конкурс был анонимным. Проект Петра Шапиро был одобрен безоговорочно, он получил первую премию, но…
Это была двусторонняя композиция, изображающая разделённый пополам Герценовский Колокол. С одной стороны колокола – декабристы на Сенатской площади, с другой стороны - они же на каторге.
Макет этого замечательного создания стоял в ''американской'' квартире Петра – я его видел! Это был шедевр скульпторской мысли. Теперь это самое ''но''. Когда вскрыли конверт, за который проголосовало большинство членов комиссии и прочли - Пётр Ефимович Шапиро, председатель комиссии, писатель Валентин Распутин, выдал ''судьбоносную'' оценку: ''Памятник гениальный, но Шапиро его делать не будет''. Распутин был патологическим антисемитом.
Тогда же в журнале ''Огонёк '' поэт Андрей Дементьев опубликовал об этом творении Петра Ефимовича Шапиро статью ''Памятник, которого нет''.
Достойного памятника декабристам в Иркутске так до сих пор и нет. А Петра Ефимовича эта история подтолкнула к решению эмигрировать. В 1993 году консульский отдел посольства США в СССР выдал Пете американский паспорт - как сыну американки...
Ну, кто об этом судьбоносном эпизоде знает здесь в Америке?
Небольшая группа ещё живых людей, которых когда-то Пётр и его '' боевая подруга '' Анджела «приворожили» в свой полуподвальчик.
А в памяти возникают ещё и ещё эпизоды, ведущие к удивительно невероятным совпадениям в жизни двух людей, вроде бы проживающих сугубо локальную свою жизнь.
Когда я бывал в Москве, главным моим маршрутом был Арбат с его ''улочками—переулочками''. Приближаясь к одному из лучших театров Союза, я восхищался барельефом на боковом цоколе здания —профиль создателя этого театра, чьё имя он теперь носит, - Евгения Багратионовича Вахтангова.
И совсем рядом начиналась улочка Веснина, на которой стоит старинный особняк, с прикрепленой на нём мемориальной доской с портретом Вахтангова: в этом доме долгие годы жил великий реформатор театра. Так вот, создателем этих барельефов был Пётр Ефимович. И случайно ли, что через многие годы мне на сцене этого театра вручили премию ''Звезда театрала''? Мистика?
Я иду дальше по Арбату. И вот я у старинного здания, что рядом с рестораном ''Прага''. Это роддом № 1 имени Грауэрмана. Там появились на свет – О. Ефремов, А. Ширвинд, А. Збруев, Великий Булат.
Ну, можно ли было представить, что там родились Петя и я?
А потом я бывал в Большом театре и в Бетховенском зале восхищался скульптурой гения, работы того же Петра Шапиро. Уменьшенной копией этой работы, которая стоит на моём письменном столе, я восхищаюсь до сих пор.
А потом в ''Ясной Поляне'' я восхищался небольшим скульптурным портретом пишущего что-то Льва Толстого.
И вот с этим человеком я знакомлюсь в редакции журнала ''Вестник'', уже в Америке, в районе Большого Вашингтона!
Когда я в первый раз пришёл в его ''берлогу''- квартиру в полуподвальчике, я обалдел от увиденных мною фотографий его скульптурных работ, наклеенных на стены жилища. Какие имена, какие личности, какие таланты, какие характеры! И эта галерея — наши гениальные современники, с которыми скульптор проводил многие часы ''один на один''!
Можно только фантазировать, сколько же интересного, самобытного, неизвестного впитал в себя автор, общаясь с героями своих скульптур.
Существуют видеозаписи некоторых сеансов работы Мастера – может быть, когда-нибудь их расшифруют и мы увидим, — как это было.
Дух захватывает от одного лишь перечня личностей, побывавших в мастерской скульптора! А. Сахаров, Д. Шостакович, П. Антокольский, А. Вознесенский, маршал Г. Жуков, И. Глазунов, космонавт В. Лебедев, И. Козловский, А. Яковлев, И. Роднина, Джуна, А. Карпов, Н. Дурова.
И уже в США Петр Шапиро работал над скульптурными портретами – Шолом-Алейхема, Альберта Гора, Конни Марелла, Майкла Дебейка, Картера, Макнамары, С. Кисина…
Список нескончаем, но завершу его словами академика А. Яковлева: ''Ваше исскуство, мой дорогой ваятель, служит великому делу – бессмертию человека и человечества.''
Пётр Ефимович был Академиком Всемирной Академии Искусства и Науки, членом Национального Общества Скульптуры.
А кто знает, что у Пети не было специального образования? Он был скульптор-самоучка. Это был талант, которому не нужны были догмы обучения. Да его, этого обучения, и не могло быть для мальчика – сына ''врага народа''.
Мама - Нина Халендер, была американкой, которая в 1932 году по собственной воле приехала в СССР поучаствовать в строительстве социализма. Отец – Ефим Шапиро, в то время уже известный инженер-химик.
В 1933 году появился на свет Петя, ещё через несколько лет родителей арестовали. Мальчик рос в детдоме, испытал все лишения сына ''врага народа''. Его не принимали ни в одну советскую школу искусств. Коммуналка, в которой проживал Петя, прославлена его соседом кинорежиссёром Саввой Кулишем в фильме ''Железный занавес''. И сам молодой скульптор стал одним из героев фильма. Все эти перипетии детства и юности не помешали выбору профессии и честному, талантливому служению искусству скульптуры.
В дни одного из юбилеев он сказал: ''Вся моя жизнь связана со скульптурой. Я прожил с ней, теперь уже можно смело сказать, долгую, трудную, порой по-сумашедшему бурную, но очень счастливую жизнь… Вот и наступила наша с ней ''Золотая свадьба''.
Общение Пети с людьми вне работы - могло бы быть отдельным разговором.
Вот несколько воспоминаний: Наталия Фатеева, народная артистка России, ''…таких родных, сердечных и милосердных, как Петя и Анджела, в моей жизни больше не встречалось… Теперь Петя там, куда позвонить невозможно. Но я считаю, что все наши любимые живут с нами до тех пор, пока мы сами живы. И потому Петя будет всегда рядом с нами. Ну, а если кто забудет, то скульптуры его напомнят нам. Великий талант Пети, выраженный в камне, бронзе, гипсе останется потомкам навсегда.''
Урмас Отт, телеведущий: ''Петя для меня космический человек… Я вспоминаю мою передачу с ним и ясно вижу выразительнейшие глаза, глубокий вдумчивый взгляд… Я уверен, Петя был послан какими-то высшими силами разума на землю и неспроста… Наша встреча с ним была судьбоносной.”
Академик А. Яковлев: ''У Пети была удивительная способность так оживлять камень, гипс, цемент, что со вновь родившимися хотелось поздороваться и поговорить. В скорбных и задумчивых лицах своих современников я вижу как бы разлом миров, разделяющих живых и ушедших от нас.”
И все они - человечество - счастливое, мудрое и печальное.
Пётр Ефимович был другом нашего театрального коллектива.
И не случайно нашу премьеру – ''Поминальная молитва,'' по Шолому Алейхему, мы посвятили великому скульптору. В зале присутствовал и сам Шолом-Алейхем в виде барельефа, выполненного Петром, бронзовая копия которого украшает одно из зданий в Нью-Йорке в Манхеттене на Solom Aleichem Place.
Одна из последних работ Мастера – скульптурный портрет великой Анны Ахматовой. Мне посчастливилось быть свидетелем творческих мук и размышлений ваятеля. Есть фото - Пётр в работе над скульптурой поэтессы – это надо увидеть, лучше не расскажешь.
Вот что написала редакция газеты ''Континент'' в дни скорби: ''Можно бесконечно долго рассказывать о творчестве скульптора, гостеприимном доме, чутком и добром сердце, необыкновенном дружелюбии и блестящем остроумии. Общение с ним было истинной радостью и глотком свежего воздуха в атмосфере прагматики и экономии времени на всё, что связано с бизнесом ''.
Да! Как его не хватает всем нам, как грустно без его хохм, его ''кликух'' близким людям!
И когда мне взгруснётся и я сажусь хлебнуть моего борща, я улыбаюсь, потому что вспоминаю, как Петенька, отведав моего борща, сделал заявление: ''Теперь я буду именовать тебя не Борчик, а Борщик!''
Я улыбаюсь и благодарю судьбу, что она свела меня с Петром Шапиро - Великим Сульптором!
,
Комментарии
Борис Казинец продолжает удивлять
Борис,
Вы меня, конечно, помните - Стефан.
Спасибо за замечательную статью о Петре Шапиро. Мне довелось с ним общаться несколько раз, хотя назвать его близким знакомым не могу. Впечатление о нем самое лучшее - никакого намека на "величие", человек был очень открытый, доступный и дружелюбный со всеми. Слава ему на века! Его скульптуры остаются в памяти.
Борис, этой статьей вы открылись мне как прекрасный писатель, в дополнение к вашему основному призванию гениального сценического актера. Возраст для вас не имеет значения - талант генерирует жизненную силу.
Добавить комментарий