Египетский летний вечер в Лондоне

Опубликовано: 5 декабря 2019 г.
Рубрики:

  

В Лондоне в кои-то веки стоит жара - ни спать, ни дышать: все мысли о прохладе и об арбузе. Говорят, бессонница признак неминуемой старости, а тут еще, как назло, заика-ученый вещает по айфону о том, что после сорока пяти у людей меняется телесный запах и появляется возрастное “благоухание”. Я вскакиваю с постели, несусь в душ, а за мной тянется шлейф монотонного голоса, уточняющего, что происходит это из-за молочнокислых бактерий, глюкозы и жировых отложений… и подвержены этому изменению прежде всего женщины. 

Не хочется стареть, хочется спать, но как тут уснешь после таких научных открытий? Мобильник умудряется испортить настроение даже в “час волка”, когда, по мнению шведского режиссера Ингмара Бергмана (его фильм так и называется), просыпается вся нечисть и “развлекается”, терзая души людей. Происходит это между тремя и четырьмя часами ночи. Михаил Зощенко в своей повести “Перед восходом солнца” пытался разобраться в причинах неврозов и боязни смерти, угнетавших его с детских лет как раз в “волчий час”. Молодая эпатажная британская писательница-драматург Сара Кейн повесилась в психиатрической больнице на шнурках от собственных ботинок именно в это время. “После 4.48 я больше не буду говорить”, - сообщает она в своей последней пьесе «4.48 психоз» - после чего осуществляет свой самоубийственный творческий замысел. В четыре часа утра Гитлер напал на Советский Союз.

Помучившись еще несколько часов в размышлениях о старости, нечисти и молочнокислых бактериях, я заснула. Говорят, режиссер умирает в актере, домохозяйка в супе, а я умираю (и воскрешаю) во снах. В ту ночь мне снилась жизнь с фараонами и жрецами, чешущими мне пятки радужными кончиками павлиньих перьев. За интерпретацией не надо было далеко ходить, а тем более копаться в фрейдовских “Толкованиях сновидений”. Накануне я участвовала в “медитации под управлением” (“guided meditations”) южноафриканского гуру Гая, с кем мы отправились на встречу к богам Древнего Египта. Каждую осень с группой желающих он проводил ночь в одной из усыпальниц в Гизе, а пирамида есть не что иное, как “дом после жизни”, но у меня в этом “доме” разорвалось бы от страха сердце. 

В тот знойный вечер мы собрались в закрытом частном клубе “Home House” (“Домашний очаг”). Пригласил меня туда друг, находившийся в очередном разводном процессе, а от этой процедуры и в усыпальницу ночью залезешь! 

“Home House” великолепен! Когда-то в изобилующем всевозможными архитектурными премудростями здании конца XVIII века обитала скандальная графиня Елизавета, прозванная современниками “королевой ада”. Бездетная вдова пожелала иметь в центре Лондона “Павильон для развлечений”. Говорят, в нем даже сохранилась опочивальня “адской королевы”, живописное оформление которой вдохновлено откровенными эротическими росписями помпейской виллы Мистерий. Визитной карточкой дома взбалмошной графини стала имперская лестница и венчающий ее стеклянный купол с видом на небо Лондона. 

Небосвод того вечера был бархатно-синим и вполне мог сойти за древнеегипетский, да и жара стояла африканская. Мне ужасно захотелось арбуза (как в детстве мороженого). Каково же было мое удивление, когда я узнала, что любовь к сладкому плоду испытывали древние египтяне. Три тысячи с лишним лет назад они одомашнили арбуз, о чем свидетельствуют изображения бахчевых культур на стенах некоторых гробниц, а семена от арбуза были обнаружены в гробнице Тутанхамона. Согласно легенде, арбуз появился из семени бога войны и смерти Сета.

В зале, где проходил наш древнеегипетский медитационный вояж, снимался видеоклип “Walking on Broken Glass” (“Идущая по разбитому стеклу”) с британской певицей Анни Леннокс и актерами Хью Лори и Джоном Малковичем, в котором она играла ту самую похотливую “королеву ада” с ее любовными похождениями. Не менее скандальное событие, потрясшее незыблемую Британскую империю, произошло сравнительно недавно, когда в “Павильоне для развлечений” обосновался Институт искусств Курто. Директором его в течение десяти лет, вплоть до конца 70-х годов прошлого столетия, был никто иной, как Энтони Блант - искусствовед, профессор Лондонского университета, член Британской академии и хранитель сокровищ картинной галереи королевского дворца. Энтони Блант, получивший от британской короны рыцарское звание командора Королевского Викторианского ордена, являлся агентом советской разведки. В “Павильоне для развлечений” он встречал своих соратников по убеждениям и самых знаменитых агентов XX века: Кима Филби, Гая Берджесса и Дональда Маклейна, составлявших ядро знаменитой шпионской “кембриджской пятерки”. От рождения принадлежавшие к высшему британскому обществу, они коротали здесь вечера с представителями правящих кругов, финансовой элитой, журналистами, бомондом и были в курсе всех политических, экономических и даже любовных тайн. Шпионы вели опасную игру при всем честном народе, но сколько веревочке ни виться… За ними установили слежку, встроив в стены прослушивающие устройства. “Жучка” подселили и к сэру Энтони - прямо в его номер с обоями из китайского шелка. Номер существует и поныне. 

Стоит заметить, что выдающиеся разведчики XX века трудились на Советский Союз не из денежных, а исключительно из идейных соображений. Зарплатой их щедро снабжала британская корона, которой они предательски служили. От них правительство СССР впервые узнало об американской ядерной программе.

Наш чичероне не скрывал своей сексуальной ориентации, грациозно изображая древнеегипетских богов в лицах. Сэр Энтони Блант тоже был гомосексуалистом, как и его друг Гай Берджесс. Первый скрывал свою ориентацию (гомосексуализм в те времена был уголовно наказуем), а второй ею щеголял. 

После переезда Института Курто в Сомерсет-Хаус “Павильон для развлечений” пришел в запустение. В новом тысячелетии здание прибрали к рукам частные инвесторы, умудрившиеся привлечь к его реставрации ультрасовременных архитекторов, включая Зару Хадид. В настоящее время оно сочетает в себе интерьеры восемнадцатого и двадцать первого веков. 

Всем входящим Гай предлагал понюхать из фиолетового флакона “священный ладан” (Frankincense), пробуждающий, по его словам, духовное сознание. В древности ладан ценился дороже золота: волхвы одарили им младенца Иисусуа. Затем нам предстояло выбрать из колоды карт две: одну открыть до начала медитации, другую после ее завершения. В культовом фильме Аньесы Варды “Клео от 5 до 7” главная героиня отправлялась к гадалке узнать свое будущее. Карты Таро предрекли девушке смерть, но, к счастью для героини, все обошлось хорошо. Я вытащила из колоды карту, изображающую сидящее под деревом какое-то бесполое существо, с руками, вплетенными в корни этого дерева. Первая карта обозначала наше состояние перед началом путешествия. Еще минут пять мы успокаивали перегревшееся от жары дыхание, а оно, как говорили древние даосы, и есть жизнь. Под гипнотическое сопровождение бархатного голоса нашего кота-баюна Гая мы сели в ладью и отправились по спокойно текущим водам Нила на встречу к богам, представляя, что Нил - это наш позвоночник, храмы - чакры, а ладья - средство передвижения по реке жизни. Для человека, занимающегося духовными практиками, главное пробудить “основу” позвоночника (копчик), где скрывается свернутый кольцом спящий энергетический змей Кундалини, и пустить этого “аспида” вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам. Йоги говорят, что пробуждение Кундалини подобно ощущению яркой вспышки молнии. Мы можем только догадываться о ритуальных практиках Древнего Египта, но культ змеи у древних египтян был основополагающим и посвящался Исиде - вселенской богини-матери.

Под умиротворяющий голос Гая мы приплыли на недоступный для простых смертных остров Филе с храмом богини Исиды. Геродот называл этот храм “жемчужиной Египта”. Гай связал его с первой, красной чакрой “Муладхара” (“корень”, “основа”). Чакра (“круг, диск, лотос”) в практиках индуизма является энергетическим центром, по каналам которого протекает жизненная энергия “прана”. Каждая чакра имеет свой цвет, свет и всевозможные свойства. Всего их семь, подобно семи цветам радуги, семи дням недели, семи нотам и семи основным планетам. Первая чакра ассоциируется с землей и расположена между анусом и гениталиями. Ее главный инстинкт - чувство самосохранения. Девиз: “я есть”.

Как настоящим шпионам, нам следовало запомнить все, что мы видим вокруг нашим внутренним взором: ладью, спутников, подарки (как же к богам без них?), кто что сказал, шепнул; нужно было зафиксировать состояние Нила, так как его разливы древние египтяне принимали за пролитые Исидой слезы о погибшем муже Осирисе. 

У Исиды нам нужно было попросить, чтобы она наполнила наши сердца всеобъемлющей любовью. Мне показалось, что я увидела Исиду, стоящую в ладье в сине-золотистых одеяниях (на мне в тот вечер была накинута синяя шаль). Я подумала, что в этой ладье она перевозила расчлененное Сетом тело Осириса, а Сет был родным братом Осириса (библейская история Каина и Авеля). Исида собрала все двенадцать кусков зверски убитого мужа и восстановила их с помощью магии. Единственная часть тела, которую она не могла найти, был фаллос. Тогда находчивая Исида вылепила его из глины, освятила и прирастила к собранному телу мужа. Помог ей в этом деле бог погребальных ритуалов Анубис. 

Вдруг Исида протянула мне спелый ананас. Не открывая глаз, я подумала: почему ананас? Позже прочитала, что ананас символизирует дружбу, творческую энергию, фантазию и способность видеть необычное в простых вещах. Я же подарила Исиде звезду (откуда она у меня взялась?) - символ бесконечной гармонии духа и материи. У звезды, в зависимости от количества лучей, огромное количество интерпретаций, а сколько лучей у небесной звезды, я понятия не имела. Судя по обмену подарками, я с Исидой поладила. Я сказала ей на английском: “I am Isis on the boat” (“я Исида в ладье”). За такую дерзость она могла пристукнуть меня своим лотосовым жезлом, но, видимо, древнеегипетская богиня обладала чувством юмора.

После своей смерти Исида перебралась на небо (куда же еще податься богине?) и превратилась в созвездие Девы. Итальянский писатель Роберто Калассо утверждает, что Девам свойственна жертвенность, хотя обычно этому знаку приписывают педантичность, осторожность и приземленность, так как Дева принадлежит стихии Земли. У христиан Исида отождествлялась с Богородицей. Нельзя не заметить сходства изображения Исиды, кормящей грудью сына Гора, с иконографией Девы Марии, кормящей младенца Иисуса. Прослеживаются и параллели сюжетов бегства Святого семейства в Египет (от преследований царя Ирода) с тем, как Исида прятала сына Гора от разгневанного бога Сета. Во время строительства Асуанской плотины остров был затоплен. Храм Исиды распилили на множество блоков (как когда-то тело Осириса) и перенесли на более высокое место.

В фильме Бергмана “Час волка” есть сцена из его любимой оперы“Волшебная флейта”. У Моцарта действие второго акта разворачивается в Древнем Египте в окружении храмов, посвященных культу Исиды и Осириса.

Второе путешествие вверх по течению Нила занесло нас в храм Ком-Омбо сразу к двум божествам: богу изобилия и разлива Нила Себеку с головой нильского крокодила и сокологоловому Гору - сыну Осириса и Исиды, богу неба и солнца. В древние времена Нил кишел крокодилами, но местные жители относились к ним с пиететом и приносили им жертвы, дабы умилостивить гнев свирепых пресмыкающихся. Крокодилов селили при храмах. На древних кладбищах археологи находили их мумии и монеты с головами Себека. Нам предстояло выйти из ладьи и попросить Себека научить нас бесстрашию. От страха перед Себеком я забыла о подарках. Помню только, что Себек стоял в зарослях камыша по колено в воде с анхом - “узлом вечной жизни и ключом Нила” в правой руке. В левой он держал скипетр с головой шакала. Себек шепнул мне на ухо: “Я отпугиваю темные силы с их нечистью”. Гор подарил мне четки, а я ему почему-то ножницы. С четками связана вера, а ножницы зачем? Нелепый подарок.

Вторая, оранжевая чакра “Свадхиштхана” (“сакральная обитель”) покоится в области пупка и ассоциируется со стихией воды. У японцев в области пупка расположена “хара” - резервуар жизненной энергии или душа. На Востоке говорят: думанье идет от ума, чувства от сердца, действия от “хары”. Бесстрашные самураи, прощаясь с жизнью, делали себе харакири - вспарывали животы, обнажая таким образом свою душу. Защищая жизненную силу, люди автоматически складывают руки в область пупка. Если человек ощущает потерю энергии, подавленность, гнев или обиду, это значит, что в жизни он занимаетесь не тем, чем нужно. Вторая чакра отвечает за иммунитет. Она не терпит стагнации и призывает к жизни в движении. Ее мотто: “я чувствую и созидаю”.

Третье путешествие мы совершили в храм Гора в Эдфу. Третья, желтая чакра “Манипура” (“драгоценность”) ассоциируется со стихией огня и расположена в солнечном сплетении. Мотто третьей чакры: “я обладаю силой и дарую ее миру”. При встрече с эмоциональными вампирами (вечно обиженными и ноющими людьми) Гай посоветовал нам невинно складывать руки на груди и незаметно показывать им кулак, если под рукой нет чеснока.

Чтобы добраться до бесстрашного воина Гора нам предстояло пройти через узкий проход под высоченными пилонами. От обилия колонн во внутреннем дворе у меня закружилась голова. На стенах - многочисленные надписи и изображения Гора, покоряющего врагов. Гай сказал, что в храме Эдфу хранится одно из самых больших собраний иероглифических текстов. При правлении последнего императора Римской империи Феодосия храм был разорен и более полутора тысяч лет находился под толщей песков. “Египет - страна беззащитная”, - писал Лев Гумилев. Исключение - времена правления легендарных фараонов-завоевателей Рамзеса II и Тутмоса III. 

Во время египетской экспедиции Наполеона в Египет храм был обнаружен по торчащим из песка верхушкам пилонов. Я мысленно дорисовала Гору крылья, вспомнив историю его рождения. Исида, собрав все части расчлененного тела мужа, за исключением фаллоса, крючком своего жезла пыталась выловить его из воды, но фаллос сорвался и достался рыбам на перекус. Тогда, превратившись в соколицу, Исида распрямила над трупом Осириса огромные крылья, обняла ими мертвое тело, произнесла волшебные заклинания и чудесным образом зачала от него сына Гора. Странное некрофильское непорочное зачатие. 

После своей смерти бессмертный Гор тоже вознесся к небесам и стал созвездием Ориона. В медитации я увидела Гора, стоявшего за моей спиной, и услышала его голос: “Для воссоздания разбитого сердца нужно написать одно слово”. Слова для древних египтян имели магическую силу. В воздухе передо мной засиял иероглиф. Но что он означает? “Я - золотой свет, я даю тебе силу”, - сказал Гор. Я молчала. Когда с тобой говорят боги, лучше помолчать. Подарками мы не обменялись.

Четвертое путешествие нам предстояло в Карнакский храм, расположенный на территории древних Фив, к богине созидания и разрушения Сехмет. Могущественная владычица пустыни Сехмет - безжалостная богиня войны и палящего солнца, с его разрушительной энергией, оберегала покой фараонов и изображалась с головой львицы. Дорогу, ведущую к Карнакскому храму, по обеим сторонам охраняли статуи львов. Жрецы в храмах Фив содержали священных львов, как служители в храме в Ком-Обо крокодилов. Будучи верной дочерью и священным оком бога солнца Ра, не раз прибегавшего к истреблению непокорного человечества, Сехмет также наслаждалась преследованием людей. Несмотря на ее кровожадные наклонности она почиталась и их защитницей. Когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Несколько статуй Сехмет находятся в Британском музее. Всякий раз, приходя в египетскую галерею музея, я склоняю голову перед беспощадной Сехмет и мысленно глажу ее гранитную длань с ключом жизни анхом. У Сехмет нам предстояло узнать, как отсечь отношения, обременяющие нас, и как заменить их на привязанности истинной любви. Я увидела свиток, оставленный богиней на столе. Что это? Намек на то, что я должна о ней вспомнить и написать? На меня Сехмет даже не взглянула, прошла мимо, хотя я пыталась всучить ей брошку со стрекозой. Должно быть, я ее обидела своей дурацкой стрекозой. Так и осталась я стоять с протянутой рукой.

В Карнакском храме - “святейшем и совершеннейшем месте”, более двадцати лет правила почти забытая женщина-фараон Хатшепсут. Египтологи считают, что после ее смерти величайший фараон-завоеватель Тутмос III, которого называли Наполеоном Древнего Египта, приказал уничтожить все изображения ненавистной мачехи, лишившей его власти, и навсегда стереть ее имя из храмовых списков фараонов, что приравнивалось к проклятию. Долгие годы о царице Хатшепсут ничего не было известно, хотя в период ее правления происходило небывалое процветание Египта. Хатшепсут изображали с накладной бородой в мужских одеяниях, так как женщина-фараон нарушала принцип космической справедливости богини истины Маат, отвечавшей за божественный миропорядок.

Четвертая, зеленая чакра “Анахата” (“возникшая не от соударения”) расположена в центре грудины, в сердце, и ассоциируется со стихией воздуха. Ее принцип - любовь, сострадание и равновесие. Девиз четвертой чакры: “я люблю и бесконечно любим”. 

Пятое путешествие привело нас в храм Дендеры, где царил культ богини Хатхор. Она почиталась как небесная корова, родившая Солнце. Хатхор была богиней красоты, плодородия, любви, музыки и ритуальных танцев. Она также считалась богиней ночного неба, Млечного пути, который представлялся древним египтянам брызгами расплесканного молока небесной коровы, и заупокойного мира. Верования древних египтян в загробную жизнь некоторые египтологи называли “чудовищным творчеством извращенной жреческой фантазии”. В медитации мы перенеслись в склеп Хатхор, где она очищала сердца людей от темных мыслей. Хатхор сказала: “Вспомни, откуда ты”… и исчезла. Ответа на ее вопрос у меня нет.

На строительство храма Хатхор ушло двести лет. Пустячок для древних египтян. Я вспомнила дендерский зодиак в Лувре. Его заприметили во времена Египетской кампании Наполеона и прихватили с собой. И более двухсот лет его пытаются расшифровать. А сколько святынь натащили со всего мира в Британский музей! “У вечности ворует всякий, а вечность - как морской песок”.

Пятая, голубая чакра “Вишуддха” (“очищенная”) находилась в области горла, ассоциировалась со стихией эфира и отвечала за коммуникацию и творчество. Ее девиз: “я доверяю своей душе, говорящей правду”.

И тут дверь в зал распахнулась и две улыбчивые официантки внесли на подносах бокалы белого и красного вина. Услышав звон бокалов, мы, как по команде, открыли глаза и без особого сожаления покинули Древний Египет. Кто-то сладко зевал, очнувшись от глубокого сна, кто-то потягивался… и тянулся за вакхическим напитком. Слывшие известными пьяницами британские шпионы, напивались до зеленого змия в “Павильоне для развлечений”.

По ускоренной программе Гай осветил нам историю оставшихся двух храмов с их богами и чакрами, расположенными в области головы. 

Шестое путешествие привело нас в храм Абидос, где процветал культ Осириса - бога воскрешения и обновления. Осирис вышел из воды, посмотрел на меня и спросил: “Кто ты?” От этого вопроса я застыла на месте.

Шестая, фиолетовая чакра “Аджна" (“властный приказ”) располагалась чуть выше бровей, в точке “третьего глаза” - источнике человеческой мудрости. Она ассоциировалась со стихией света и интуитивным восприятием мира, а также способностью к воображению и визуализации. Ее мотто: “я все вижу и знаю”.

Седьмое, последнее путешествие мы проделали к Анубису - богу погребальных ритуалов в “розовую” пирамиду в Дахшуре. В лучах заходящего солнца пирамида светится розовым цветом, но я почему-то оказалась в темной погребальной камере, где меня поджидал Анубис - страж царства мертвых с головой шакала или собаки (однажды в парке я видела рыжую фараонову собаку с длинными, стоячими ушами, как у Анубиса). Я попросила у Анубиса защиты от загробной тьмы. Он дал мне неизвестный предмет, в котором было заключено мое будущее.

Сверкающая серебристым цветом седьмая чакра “Сахасрара” (“тысячи лепестков”, “неприкосновенное убежище”, “корона”), связана с областью темени и ассоциируется со стихией мысли. Отсюда осуществляется связь с духовным миром. Ее мотто: “я всецело связан с божественным источником”.

С бокалом холодного белого вина (вместо арбуза) я пыталась осмыслить, почему с такой легкостью, без малейшего сомнения я отправились на встречу к богам? Но к кому же еще обращаться, с кем общаться, как не с богами? Жизнь без богов не стоит жизни - учат нас мудрецы. Нужно научиться сосуществовать с ними.

Перед уходом домой мы открыли вторую карту, на которой я увидела дракона с крыльями Икара, стоявшего на краю скалы. Из норы на край скалы, чтобы совершить самоубийственный полет, подумала я? Над разгадкой этого образа я бьюсь до сих пор.

Зимой Гай устроил еще одну медитацию, на которой мы посетили семь чакр, расположенных за пределами тела на других планетах и созвездиях. Я попала на Нептун, Сириус и созвездие Альфа Дракона. До двенадцатой чакры мы не добрались, ибо это Высшая пустота или Дао. 

Встречи с древнеегипетскими богами помогли мне понять, что далекое прошлое неразрывно связано с сегодняшним днем, что все звезды и созвездия Вселенной можно увидеть в собственной голове. Как сказал один советский шпион: тот, кто контролирует прошлое, не растеряется в настоящем и не заблудится в будущем… Главное, пока не поздно, навести мосты и наладить отношения с богами, Вечностью и Бесконечностью.