Игорь Савицкий — спаситель запрещенного искусства

Опубликовано: 16 марта 2011 г.
Рубрики:
Из коллекции музея в Нукусе. Николай Карахан "Строительство дороги", 1932 г.

Таким Шиндлером был для художников-авангардистов Игорь Савицкий, создатель музея запрещенного в СССР раннего советского авангарда в Нукусе, столице Каракалпакстана (республика в составе Узбекистана). Выпущенный американскими кинематографистами документальный фильм "Пустыня запрещенного искусства" рассказывает невероятную историю о том, как при советской власти, в годы репрессий была создана уникальная сокровищница отвергнутого властью искусства, не отвечающая идеологическим требования социалистического реализма. Были в те времена художники, остававшиеся духовно и творчески свободными, несмотря на угрозу ареста, ссылки и смерти. Нашелся тогда один человек, который покупал у них, а потом у их детей картины на деньги, выделенные советской же властью. Правда, выделены они были на покупку одобренной властями живописи, но этот человек, рискуя свободой, собирал картины запрещенных художников советского авангарда. Об этом человеке, Игоре Савицком, о его музее, спрятавшемся в песках Каракалпакстана, и о времени, в которое все это происходило, рассказывает документальный кинофильм "Пустыня запрещенного искусства".

Игорь Савицкий родился в Киеве, в семье польских евреев. Мечтал стать художником. В 1950-м году участвовал в археолого-этнографической экспедиции в Хорезме, Узбекистан. Потом оказался в столице Каракалпакской АССР Нукусе. Там остался жить, там работал до последних дней и там был похоронен в 1984 году.

За 30 лет он собрал, а точнее спас более 44 тысяч произведений живописи и графики таких выдающихся художников, признанных в мире, но не признававшихся в Советском Союзе, как Роберт Фальк, Любовь Попова, Иван Кудряшов, Климент Редько, Александр Волков и мастеров узбекской школы Тансыкбаева и Уфимцева...

В документальном фильме "Пустыня запрещенного искусства" интервью с членами их семей, с искусствоведами и работниками музеев звучат по-русски и сопровождаются английскими субтитрами. Рассказ о музее иллюстрируется редкой кинохроникой сталинского времени. Только с началом Перестройки подвиг Савицкого был оценен, а Каракалпакский государственный музей искусств стал музеем имени Савицкого. Но судьба музея и коллекции Савицкого стоимостью в десятки миллионов долларов сейчас под вопросом. Савицкий сумел обвести вокруг пальца КГБ, партийные органы Узбекистана и Советского Союза, но теперь существованию музея угрожают, с одной стороны, исламский фундаментализм, а с другой - богатые дельцы от искусства.

Игорь Савицкий, основатель музея искусств Каракалпакстана в Нукусе

Озабоченные этим авторы фильма профессор факультета киноискусства Университета Южной Калифорнии Аманда Поуп и продюсер Чавдар Георгиев используют любую возможность для придания кинокартине большего веса. В частности, они привлекли к работе над фильмом таких звезд мирового кино, как Бен Кингсли, Салли Филд и Эд Эснер, голоса которых звучат за кадром.

Аманда Поуп и Чавдар Георгиев дали мне экслюзивное интервью.

На вопрос, какую цель они перед собой ставили, начиная работу над фильмом, Аманда Поуп ответила:

- У нас были разные цели - у меня как профессора американского университета цель была пробудить у публики интерес к малоизвестным сокровищам мировой культуры. То, что было в России, в Советском Союзе, мы в Америке до сих пор мало знаем. Да и в самой России имена художников-авангардистов, о которых мы рассказали, почти неизвестны, как неизвестен и музей в Нукусе.

Чавдар Георгиев продолжил:

- Мы не ставили задачу показать кошмары сталинизма, ужасы Гулага. Мы хотели рассказать о картинах мало известных, но прекрасных художников, работы которых собрал и сохранил Савицкий, причем, не как частный коллекционер, а как директор государственного музея и на государственные деньги. В этом уникальность. А помогали ему сохранить целый пласт русской культуры разные люди, преодолевая страх перед наказанием, увольнением, арестом.

- Как вам удалось заполучить Бена Кингсли?

- Это было трудно, - говорит Аманда Поуп. - Сурбен - это его полное и настоящее имя - очень любит изобразительное искусство. Я это знала. Но актеры такого уровня отгорожены от простых смертных менеджерами, агентами, которые совершенно не заинтересованы, чтобы их подопечный работал над документальными фильмами, на которых никто ничего не заработает. Однако я нашла знакомых его знакомых и через личные контакты сумела выйти на него самого. Он загорелся этой работой и озвучил Савицкого по-английски, но не с американским, а с легким европейским произношением.

- У зрителя после просмотра возникает желание как-то помочь музею, терпящему нужду. Вызвать такое чувство - тоже одна из ваших задач?

- Совершенно верно, - говорит профессор Поуп. - Существует организация "Друзья нукусского музея". Ее адрес можно найти на Интернете. Но она еще не получила "прописку" в Америке, как некоммерческая организация. Поэтому помощь можно оказывать, непосредственно связавшись с музеем.

Чавдар Георгиев добавляет:

- 97 процентов картин в этом музее нуждаются в реставрации. Из-за ухудшения климата и высыхания Аральского моря зима в Каракалпакии стала очень суровой, как в Сибири. А летом жара доходит до 50 градусов по Цельсию. Условия хранения картин ниже нормы. Поэтому мы своим фильмом действительно хотели бы привлечь международное внимание к плачевному положению картин и самого музея. Мы показали фильм на 70 кинофестивалях в разных странах. Получили немало престижных премий. Наконец, фильм теперь можно посмотреть и в Америке. К великому сожалению, директору музея Маринике Бабаназаровой правительство Узбекистана не разрешило выехать в Вашингтон на премьеру. Ей сказали, что "это не целесообразно". А потом мы узнали, что два здания, принадлежавших музею (в одном из них находилось 60 процентов коллекции), были закрыты, опечатаны, а картины было приказано вывезти. Здания будут снесены и на их месте построят Министерство юстиции и банк. У музея еще одно здание, но оно плохо приспособлено для хранения полотен. Вывезенные картины скопились в фойе. Мы надеемся, что до ума правительства Узбекистана все же дойдет, какими сокровищами мирового уровня эта страна обладает.

- Почему бы директору музея не продать несколько полотен и этим поправить дела музея?

Чавдар Георгиев ответил:

- Это государственный музей, который управляется правительством Узбекистана, а Мариника Бабаназарова - служащая на зарплате. Она получает 50 долларов в месяц. Теперь вы можете себе представить, насколько бескорыстно она работает за эту нищенскую зарплату. Статья в "Нью-Йорк Таймс", опубликованная в 1998 году на первой полосе секции искусства, привлекла большое внимание к музею, но внимание, прежде всего, богатых коллекционеров и торговцев произведениями искусства. Они прилетали в Узбекистан на своих частных самолетах и хотели купить самые лучшие картины. Предлагали хорошие деньги. Однако без таких картин музей перестал бы существовать. Один российский олигарх недавно обратился к нам за содействием. Он хочет купить всю коллекцию Савицкого. Мы объяснили ему, что это невозможно, что директор музея картины из собрания Савицкого не продает. Он ответил: "Я позвоню вам через несколько недель. А вы подумайте".

- Роберт Фальк отрицательно отозвался о живописи своего ученика Савицкого. Искусство выиграло оттого, что Савицкий перестал рисовать, или проиграло?

- Савицкий был очень самолюбив, - рассказывает Аманда Поуп. - А Фальк был непререкаемым авторитетом в живописи того времени. Он считал, что Савицкий недостаточно владеет цветом. И Савицкий уничтожил почти все свои работы. Случайно сохранилось несколько. Мы их показали в фильме, они вовсе не так уж плохи, впрочем, я не профессионал в живописи.

- Савицкий дружил с Фальком, - добавляет Чавдар Георгиев. - Фалька Луначарский послал в Париж на шестимесячную учебу. Но Фальк забыл вернуться в указанный срок и задержался в Париже на 12 лет. Это был разумный поступок. А потом был сделан не слишком разумный шаг: Фальк вернулся в Москву в конце 30-х, в разгар сталинских репрессий. Роберт Фальк был очень талантлив. С учениками был строг и говорил, что думал. Савицкий знал, что раз Фальк так сказал о нем, значит, он никогда не станет хорошим художником. Средним - да, но не лучшим, каким хотел стать Савицкий. Во всем, что он делал, Савицкий хотел добиться совершенства. Я думаю, мы все выиграли оттого, что Савицкий бросил рисовать и стал собирать живопись в далекой пустыне Каракалпакии. Благодаря бегству на край советской земли он выжил сам и помог выжить многим другим. Он собрал 44 тысячи картин и графических работ. Это вторая по величине коллекция русского авангарда в мире!

- Я до вашего фильма не знал о существовании музея в Нукусе и не знал многих из художников, картины которых там собраны...

...Здесь Чавдар Георгиев, родившийся в Одессе еврей с болгарской фамилией, унаследованной от деда по отцовской линии, перешел на русский:

- Для нас это был совершенно новый мир. Мы никогда не слышали об этих художниках. Мы снимали другой фильм в Узбекистане. Аманда была режиссером, а я продюсером фильма о новых реформистских лидерах стран бывшего Советского Союза. Мы работали по заказу Евразийского фонда в Вашингтоне. В Узбекистане мы услышали о коллекции Савицкого. И когда мы увидели картины, мы сначала онемели, а потом загорелись идеей создания документального фильма о Савицком. И через семь лет после этого выпустили фильм. Это уникальное стечение обстоятельств в русском искусстве 20 века, что художники из Москвы и Петербурга решили участвовать в строительстве советского Узбекистана и принесли с собой русский авангард и европейский модернизм. Центральная Азия стала для них как Таити для Гогена. Там все было такое красивое, яркое, необычное по сравнению с Россией. В своих полотнах они соединили то, чему научились в Европе, с Исламом, со Средней Азией, с суфизмом, и получилось нечто уникальное. На шелковом пути слились Восток и Запад, Россия и Ислам. Такого не существует нигде в мире, вот в чем уникальность нукусской коллекции.

Создатели фильма опасаются, что нынешние экономические и политические проблемы Узбекистана и всего центрально-азиатского региона угрожают самому существованию коллекции Савицкого. Они надеются, что их фильм привлечет внимание сильных мира сего к проблеме музея в Нукусе и все же удастся сохранить уникальное собрание живописи и графики русского авангарда.

В Нью-Йорке кинофильм был показан 3 и 11 марта, 18 марта он будет показан в Лос-Анжелесском мюзик-холле, а 5 апреля - на канале Общественного телевидения PBS.

Комментарии

Сейчас в музее им. А.Пушкина в Москве проходит (или прошла) большая выставка работ из Нукуского музея. Этому событию посвящены две передачи из цикла «Пятое измерение», которое ведет Ирина Антонова. Очень рекомендую посмотреть : http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20889/episode_id/1490526/video_i... и http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20889/episode_id/1499812/video_i...

Аватар пользователя Ирина Чайковская

Видела эти передачи о Савицком и об его потрясающем  музее в Нукусе. Они очень информативны и впечатляют эстетически. Всем, кто сейчас не в Москве и не может посетить выставки, они   дадут возможность увидеть собрание Нукусского музея. Спасибо  Ирине Антоновой , а также Александру Сиротину, который еще в 2011 году  сделал материал об Игоре Савицком.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки