Астрид Линдгрен – о мире, который сошел с ума. Взгляд на Финскую войну из Швеции

Опубликовано: 2 декабря 2020 г.
Рубрики:

«Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина».

Л.Н. Толстой «Об истине, жизни и поведении»

 

Мне, десятилетнему подростку, канун войны запомнился постоянно звучащими по радио популярными песнями Павла Арманда  «Тучи над городом встали…», братьев Покрасс «Три танкиста, три веселых друга …» и, конечно же, «Если завтра война…», которые невольно утверждали всенародный авторитет и полную боеготовность нашей Красной Армии.  И уже 1 сентября 1939 года  праздничный день начала нового учебного года был омрачен  армией Третьего рейха, приступившей к реализации секретных протоколов Договора от 23 августа 1939 года между  Германией и СССР  по дележу оккупированных земель  - Прибалтийских государств, Польши и Бессарабии.

Эта завуалированная на первых порах в политических анналах агрессия, инициированная двумя тоталитарными государствами,  практически и развязала Вторую мировую войну, но ей предшествовала еще и так называемая советско-финская война (30 ноября 1939 – 12 марта 1940).

Мое детское знакомство с этой войной состоялось, когда отец предложил сходить в кино, где демонстрировался только что вышедший в прокат документальный фильм «Линия Маннергейма». Он был посвящен советским воинам,  самоотверженно уничтожавших доты и дзоты  комплекса оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, строительство которых было начато сразу же после провозглашения независимости Финляндии в 1918 году и продолжалось вплоть до начала войны в 1939 году, чтобы сдержать возможное наступление со стороны СССР. Эти оборонительные сооружения были названы в честь инициатора  строительства, главнокомандующего финской армией фельдмаршала Карла Густава Маннергейма.  

На мой в ту пору не очень-то просвещенный взгляд,  создателям фильма «Линия Маннергейма» удалось  убедить зрителей, что Красная Армия за два месяца прорвала и уничтожила одно из самых серьезных, построенных по последнему слову науки и техники оборонительных сооружений. Но, к сожалению, это был лишь пропагандистский миф, и не более того.

В этом легко убедиться, обратившись к мемуарам Карла Густава Маннергейма, вышедшим в издательстве «ВАГРИУС» в 1999 году. Вот что пишет фельдмаршал: «…русские еще во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»… Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…Оборонительная линия, конечно, была, но её образовали только редкие долговременные пулеметные гнезда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми  были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений».

Не меньшего внимания заслуживают воспоминания Анастаса Микояна, который несколько позже писал: «Сталин, умный, способный человек, в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы «вдруг» обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу». 

А вот как выглядело официальное обоснование советской позиции в выступлении по радио 29 ноября 1939 года Председателя СНК СССР В.М. Молотова: «Враждебная в отношении нашей страны политика нынешнего правительства Финляндии вынуждает нас принять немедленно меры по обеспечению внешней государственной  безопасности…»

С тех пор прошло больше семи десятков лет, а пропагандистская риторика российских властей, основанная на лжи и традиционных мифологемах СМИ, продолжала постоянно оставаться под мощным давлением политического истеблишмента. Для этого достаточно ознакомиться с материалами публикации руководителя Центра военного прогнозирования, профессора А. Циганка «Мифы и правда о Советско-Финляндской войне».

Известен и международный резонанс этого конфликта: начатый в период разворачивающейся Второй мировой войны , он ассоциировался с германскими вторжениями в Австрию, Чехословакию и Польшу, что стало причиной исключения СССР из Лиги Наций как агрессора. Поэтому, с точки зрения финнов, это была, бесспорно, справедливая война, и воевали они с большим патриотическим подъемом, ожесточенно и умело, тем более, что бои велись на их территории. Советским же людям, в том числе и солдатам, нужно было доказывать, почему «большой» сосед  должен нарушать принципы и обижать «маленького» соседа. Об этом пытались рассказать создатели фильма «Линия Маннергейма» (режиссеры Ленинградской студии кинохроники В.Соловцев, В.Беляев, Л.Варламов и оператор В. Ешурин) , но на самом же деле получился неплохо отрежиссированный победный  киномиф. 

Это, уважаемый читатель, лишь небольшой исторический экскурс советско-финской войны, позволяющий нам обратиться к главной теме этих заметок. Речь пойдет об опубликованной в ушедшем 2015 году в Швеции и Германии недетской книге детской писательницы Астрид Линдгрен «Мир сошел с ума. Дневники 1939 – 1945».

В этой книге собраны авторские дневники  периода Второй мировой войны, где не столько поражает историческая правда, сколько исторические параллели: как Кремль безнадежно превращал Финляндию в Луганскую и Донецкую народные республики наших дней.

В новогоднюю ночь 1940 года 33-летняя  шведская писательница Астрид Линдгрен, автор великолепных историй для детей  «Малыш и Карлсон»,  «Мио, мой Мио», «Пеппи длинный чулок», но все это будет написано позже, -  сделала в своем дневнике вот такую запись: «Финны одержали свою самую большую до сих пор победу, передали по радио в 7 часов. Они уничтожили около 1000 русских и захватили массу оружия. Но сейчас, когда наступает Новый год, в будущее смотришь с содроганием…».

Легко понять, что в Новогоднюю ночь с 1939 на 1940 год  Астрид с тревогой встретила известие, что на планете разразилась большая война. Причем это был так называемый начальный этап Второй мировой войны, когда Гитлер и Сталин плечом к плечу воевали против Европы. Оба агрессора при поддержке друг друга отвоевывали себе новые территории.

Вот что Астрид записала в дневник 1 сентября 1939 года, когда началась Вторая мировая  война: « …Немцы бомбили утром многие польские города и вторглись в Польшу с разных сторон. Ужасная тревога охватила всех и вся. Радио целый день передает новости. Призваны многие военнообязанные. Запрещена езда на легковых автомобилях. Боже, помоги нашей бедной планете, пораженной безумием!»

Спустя месяц, 3 октября 1939 года в дневнике появляется запись о крайне агрессивной роли России в развязанной немцами Второй мировой:  «Россия – страна, которая извлекает самые большие выгоды из этой войны. Когда немцы раздавили Польшу, тогда только русские маршируют и получают свою часть добычи, и часть совсем не малую. Предполагается, что немцы этому не очень рады, но они должны делать хорошую мину при плохой игре. Россия предъявляет балтийским государствам одно требование за другим – и получает все, что хочет».

А 7 декабря 1939 года дневниковая запись Астрид представляет собой достаточно точные аналитические заключения о первых месяцах военных действий: «Слушайте, время и мир! Финляндия сопротивляется России беспримерно. Но русские, ожесточившись, начали вчера применять газы. Ожесточенные бои ведутся на Карельском перешейке и вокруг Петсамо… У русских очень плохое снаряжение, и в снежной пурге им приходится тяжко. Они несут большие потери, а весь мир восхищается финской обороной…Но здесь, в Швеции, народ  дико хочет помогать Финляндии. Одежда и деньги собираются во множестве и отправляются туда».

В это время советские газеты писали, цитируя И. Сталина: «Мы не ведем войны с Финляндией. Финского вопроса просто не существует». Москва до последнего не признавала, что ведет войну в Финляндии. Все, что происходит в Финляндии, это просто гражданская война. А вот как истолковывалась эта самая «гражданская» война.

За три дня до захвата финского города Териоки  Сталин встретился в Кремле с «неким» господином Отто Вилле Куусиненом. С 1921 года этот финский коммунист работал в Москве в аппарате пресловутого  Коминтерна. Именно его Кремль откомандировал в приграничный город Териоки. Там он образовал Народное Правительство Финляндии. И от этого «народного» правительства сделал рекомендованное Кремлем заявление:

«Народное Правительство Финляндии обращается к Правительству СССР с предложением заключить договор о взаимопомощи между Финляндией и Советским Союзом и осуществить вековую мечту финского народа: воссоединить народ Карелии с народом Финляндии, присоединив его к единому и независимому государству Суоми». 

Куусинен должен был агитировать финнов, чтобы они призвали Красную армию спасти страну от преступного Хельсинкского режима. Кроме того, Москва подписала с Куусиненом протокол о создании военной базы на территории Финляндии. Все это очень смахивает на политику современной России, которая принялась уничтожать «украинскую хунту» и создавать «легендарные» военные базы Севастополя в Автономной республике Крым и не менее легендарную базу в Тартусе (Сирия).

Но тогда Москва признала Куусинена главой нового правительства Финляндии, дружественного к СССР и к Германии. Однако финны не оценили красоту политической игры Кремля и оказали жесткое сопротивление этому союзу звезды и свастики. 

30 ноября 1939 года в воздух была поднята советская эскадрилья 1- го минно – торпедного авиационного полка. Формальным предлогом для эскалации конфликта стал якобы обстрел финнами советской погранзаставы в районе деревни Майнила. С тех пор прошло более 75 лет, но до сих пор не нашлось ни единого факта, который бы подтвердил, что финнами был открыт огонь по советской заставе. Кстати, такую же причину нынешний Кремль выдумал для начала войны в Грузии в 2008 году. Впрочем, вся эта пропагандистская трескотня российских СМИ про «финскую», «грузинскую» военщину, «Киевскую фашистскую хунту» и совсем недавних «турецких бандеровцев» - это  бесспорно пропагандистский продукт для внутреннего потребления при оболванивании своего народа.

Астрид Линдгрен 30 ноября 1939 года записала в своем дневнике:

 «Боже, Боже! Почему ты оставил меня? Даже жить больше не хочется! Сегодня русские бомбили Гельсингфорс и другие финские города…».

С высоты 1,5 км советская эскадрилья забросала финскую столицу фугасными и зажигательными  бомбами. Весь город горел, насчитывались сотни погибших среди мирного населения. Командир эскадрильи Николай Токарев за эту бомбардировку Хельсинки был удостоен звания Героя Советского Союза.

В это же время нарком иностранных дел СССР, В. Молотов в своем радиообращении к советским гражданам заявил, что советская авиация не бомбит финские города, а всего – навсего сбрасывает гуманитарную помощь страдающему от голода мирному населению. Ну чем не знакомый нам «гуманитарный конвой»? После этой «братской» помощи финны стали называть советскую авиационную бомбу – «Хлебная корзина Молотова».

А вот самолеты с гуманитарным грузом из Италии, о котором пишет в своем Дневнике Астрид Линдгрен,  нацисты через свою территорию не пропустили. Стал явным тот факт, что Адольф Гитлер в этой войне был надежным союзником Москвы. Немцы даже помогли блокировать Ботнический залив, чтобы Запад не смог помочь финнам оборонятся. 

Когда скрывать факт вторжения уже не представлялось ни возможным, ни необходимым газета «Ленинградская правда» писала: «Мы идем в Финляндию не как завоеватели, а как друзья и освободители финского народа от гнета помещиков и капиталистов. Мы идем не против финского народа, а против правительства Каяндера-Эркно, угнетающего финский народ и спровоцировавшего войну с СССР. Мы уважаем свободу и независимость Финляндии, полученную финским народом  в результате Октябрьской Революции и победы Советской власти». Ну чем это не образец беззастенчивой пропагандистской «совковой» лжи, этого тяжелейшего наследия, от которого также тяжело отказаться в силу его мнимой, ограниченной во времени, эффективности. 

21 декабря 1939 года, в день шестидесятилетнего юбилея Сталина,  из Берлина в Москву пришли поздравительные телеграммы. Адольф Гитлер и его министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп тепло приветствовали  именинника. Председатель исполкома Коминтерна Георгий Дмитриев в своем дневнике записал, что в день своего юбилея Сталин сказал пришедшим к нему гостям: «В Союзе стало тесновато. Финляндия и Бессарабия нам не помешают».

Уже по окончании Второй мировой войны член Политбюро ЦК КПСС Андрей Жданов в беседе с членом югославского правительства, министром по делам Черногории Милованом Джиласом,  заметил: 

- Мы сделали ошибку, что не оккупировали Финляндию. Все было бы уже кончено.

- Да, это была ошибка  - добавил Сталин, - мы слишком оглядывались на американцев, а они бы и пальцем не пошевелили.

- Да, Финляндия - это орешек,  – тяжело вздохнул Вячеслав Молотов, народный комиссар иностранных дел.

Разговор этот состоялся на даче Сталина, вскоре по окончании Второй мировой войны. Кремлевские боссы весьма сожалели, что не успели проглотить Финляндию. Хотя 10% территории страны были потеряны, зато остальная часть, 90%,  - сегодня одна из самых процветающих стран мира.

Если интервенция советских войск в Финляндию ознаменовалась выпуском в прокат пропагандистской победной  агитки «Линия Маннергейма», то, когда под треск немецких и советских гусениц расползались Польша, Финляндия, Западная Украина, затем Прибалтика и т.д., в советский прокат вышел художественный фильм - «Трактористы», где звучала песня «Марш советских танкистов» с такими, заведомо лживыми, циничными строчками: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». 

 

Комментарии

Очень удобно разоблачать ложь, приправляя ее еще большей ложью и сокрытием правды.
Воевали плечом к плечу, говорите? А не хотите ли рассказать, как все 30е годы советская дипломатия в кровь билась о гнусность и подлость западных стран с такими "правильными" режимами, чтобы заключить антигитлеровское соглашение о военной взаимопощи и остановить Рейх угрозой неизбежной войны на два фронта? Не хотите рассказать, что Советы получили ответ? И что стало истинной причиной появления пакта Молотова-Риббентропа? Уверен, что не захотели бы трогать эту тему, даже если бы были с ней знакомы. Потому что не в правде дело, а в русофобии.
Я убежденный антисталинист, но мне до мозга костей противно все это вранье о начальном периоде войны. Вы еще про оккупированную Польшу расскажите, удобно умолчав о том, как поляки, выражаясь вашим собственным языком, плечом к плечу с гитлоровцами оккупировали Чехословакию.
Агрессия против Финляндии - безусловно, военное преступление. Но до Финляндии вам в действительности дела нет. И не надо этого стесняться, уважаемый автор. Скажите правду. Скажите, что злым русским преступления совершать нельзя, а вот другим, во всех отношениях "правильным" державам - никаких проблем.

Автор что-то плохо дружит с хронологией:" но ей(Второй мировой войне) предшествовала еще и так называемая советско-финская война (30 ноября 1939 – 12 марта 1940)". Вроде Вторая мировая началась 1 сентября 1939? Но это так, к слову.
А то, что Адольфу "на блюдечке" отдавали Чехословакию,Австрию - это нормально? Что сами на свои деньги вырастили это чудовище - про это молчок?

Аватар пользователя Timofej

Интересная заметка - и воспоминания 10-летнего советского мальчика, и кое-что из дневника 30-летней Астрид Линдгрен. Спасибо.
Мне, правда, было бы интересней почитать более полные воспоминания об СССР конца 30-х годов. Но, конечно, не осовремененные.
Цитаты из документов тех лет не помешают, а вот параллели с войной в Донбассе по-моему совсем не нужны - это не впечатления современника, а выводы. Удовольствие сделать их наверно можно было бы оставить читателю.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки