По-русски фильм называется «Дорогой папа». Но под этим же названием фигурируют недавний российский фильм и российский же сериал. Посему называю его по-итальянски: Caro papá. Мне кажется, не обязательно знать итальянский язык, чтобы расшифровать это название. Комедия? Вот тут заковыка. Фильм явно не комедийный, поднимает одну из серьёзнейших проблем всех времен и народов: отцы и дети, отношения между поколениями.
Но некоторые (да почти все) его ситуации своей нелепостью не могут не вызвать смех. Смех однако легкий, не натужный, авторы явно не слишком озабочены тем, чтобы зритель смеялся, а тем паче хохотал. Пусть он принимает эти нелепости как одну из сторон жизни. Бывает! Чего в жизни не случается? Чем-то такой подход к жанру мне напоминает нашего Чехова. У него и «Чайка», и «Вишневый сад» названы комедиями.
В своем предшествующем показу спиче киновед Милена Мусина (она же инициатор цикла итальянских картин «Дела семейные» на канале КУЛЬТУРА) много внимания уделяет политическим событиям в Италии. И однако можно ли назвать картину «политической», даже учитывая то, что «дорогой папа», Альбино Миллоцци, становится жертвой молодежной террористической группировки?
Лично мне кажется, что нет, во все времена есть сообщества, к которым тянется молодежь, и часто чем «экстремальнее» их задачи и действия, тем они привлекательнее для юных неокрепших сердец. Италия, очень похожая на Россию в смысле власти «вековых» традиций, во второй половине 20 века, несколько позже, чем Russia, показывала примеры их разрушения.
Две предыдущие картины цикла - «Путешествие» и «Прекрасный ноябрь» - посвящены как раз этому разлому. Скажу, что несмотря на участие в первой Софи Лорен и Ричарда Бартона, а во второй Джины Лоллобриджиды, я их не досмотрела. Когда с первых кадров тебе становится все понятно про героев и дальше ни миллиметра не прибавляется, зачем тратить время? Правда, могу сказать, что Лоллобриджида действительно поразительная красавица, просто глаз не отвести... Однако мне этого маловато.
Насчет «политической окраски». Конечно, она есть. Все же большой художник не может отрешиться от происходящего вокруг. Фильм был снят в 1979, а в 1978 году в Италии «Красными бригадами» был похищен, а затем убит Альдо Моро.
Насколько это значимая фигура для итальянцев, могу судить по тому, что в 1990-х это событие было еще свежо в памяти, наш итальянский друг, католический священник Дон Паоло с горечью рассказывал об этой трагедии – Альдо был его другом.
А вообще в Италии он занимал высокий пост – премьер-министра, состоял в Христианско-Демократической партии, был верующим католиком. Когда его захватили, папа Павел VI предлагал террористам себя в качестве заложника. Альдо просидел в темном подвале около двух месяцев, на тогдашнем правительстве Италии лежит неизбывная вина - они пожертвовали жизнью Альдо Моро ради верности принципу не вести переговоры с террористами. В своем завещании, написанном в подвале, он просил, чтобы хоронили его только члены его семьи.
Но вернемся к фильму Дино Ризи (1916 - 2008). В центре - успешный бизнесмен и жизнелюб, с белозубой обезоруживающей улыбкой, - Альбино Милоцци. Его играет великолепный Витторио Гассман, играет так, словно он и Альбино, и впрямь, одно лицо. В прошлом у героя - пребывание в партизанах в годы Второй мировой.
Его бизнес зиждется на честном упорном труде, а вовсе не на папиных капиталах. Кстати сказать, в одной из сцен показан и его отец, - неотесанный крестьянин – фермер, далекий от интересов и жизни сына. Итак, если бизнес у Альбино идет прекрасно - он уже вхож в высокие кабинеты, выступает на международных симпозиумах, - то в личной жизни – сплошные проколы.
Он в Риме, жена, Джулия, – в Швейцарии, эта нервическая особа то и дело пытается наложить на себя руки – от скуки, от заброшенности. С нею живет маленький Лука, -по-видимому, усыновленный ребенок ( Джулия горда тем, что он уже избавился от «ужасного еврейского акцента»).
С Джулией проживает пожилой упитанный спутник, и мы догадываемся, что его подобрал для жены сам Альбино, понимая, что вместе им уже не жить. Сам Альбино живет с чужой женой, Марго, внешне почти не отличимой от Джулии, разве что моложе.
Дочь Альбино - Костанция –лечится от наркомании в пригородном интернате под Женевой, где такие же юнцы, как она, собраны диковатым католическим «прете» в убогом сельском раю, на аграрных работах.
Самый тяжелый случай, пожалуй, это сын, Марко, как мы понимаем, надежда отца. Марко и Альбино живут вместе в роскошном палаццо. Но «папа» настолько далек от сына, что узнает, на каком курсе и факультете тот учится, только на борту «личного» самолета, отправляясь с Марко в Женеву, к матери, в очередной раз пытавшейся покончить с собой.
Такова экспозиция.
Теперь о завязке. Альбино случайно находит дневник сына, куда тот вносит ежедневные записи. Он понимает, что сын входит в молодежную террористическую организацию. После этого «открытия» происходит разговор с Марко, молчаливым, замкнутым юношей с грустными глазами. Ему 23 года, и он бросает в лицо отцу обвинение, что тот держал его в католическом лицее среди недоумков, сейчас он уже вне отцовской власти и может поступать по своему усмотрению.
Все кончается битьем дорогих ваз и ссорой, после которой отец не знает, что теперь делать? Но сын возвращается, и Альбино приглашает его друзей на вечеринку. Друзья, как ни странно, приглашение принимают. Одна из нелепо-смешных сцен фильма – приход странной группы «левых» юнцов в роскошное палаццо, где они встречаются с буржуазными «друзьями дома».
Разительный контраст. Инспектор полиции, один из гостей, многих из этой ватаги знает в лицо. Он показывает Альбино полицейскую хронику, на которой «юнцы» громят все вокруг, палками и коктейлями Молотова сражаясь с полицейскими. В одном из «громил» отец узнает сына, Марко на кадрах с искаженным ненавистью, чужим лицом кидает в полицейских очередной «коктейль». Вечер в доме Милоцци кончается тем, что хозяин поет песню своей юности Bambina Innamorata, а ватага с отвращением покидает жилище «богатея».
Похвалю сценарий, в написании которого участвовал, кроме режиссера, его молодой сын, в будущем тоже режиссер, Марко Ризи (р. в 1951). Есть в нем то, что заставляет думать о фильме уже после его просмотра. Несколько моментов я уже назвала, когда мы о чем-то догадываемся по косвенным признакам. Вот еще несколько. Альбино после встречи с «молодежью» встречает в дневнике сына запись о том, что некоего P (П)«приговорили» при одном воздержавшемся, коим был сам Марко, дальше следует запись: назначено на 12-е.
Альбино начинает волноваться по поводу своих друзей на букву П, самый близкий из которых его компаньон, Перелла. Уезжая 12-го в командировку в Канаду, Альбино беспокоится о безопасности друга... Из гостиницы он ему звонит, но с тем все благополучно – разве что беспутная дочь, беременная непонятно от кого, попала в клинику. Альбино, предупрежденный на регистрации, что звонил его сын и просил не выходить до его звонка, долго сидит в номере.
Удивительные кадры, когда время остановилось, замолкают звуки, кажется, что часовая стрелка прекратила свой бег. Не выдержав напряжения, он выходит на улицу. И тут раздаются выстрелы.
Уже постфактум я поняла, что Марко хотел предупредить отца или, во всяком случае, не дать ему выйти под пули. И еще: P в дневнике Марко означало Papa’ . Как же мелочно мстительны оказались «бригадовцы», отомстившие одному из «отцов», чей прием им не понравился...
А теперь – к последнему, самому запомнившемуся кадру фильма. Альбино, после извлечения пуль, в инвалидной коляске доставляют в Италию. У него поврежден позвоночник, скорей всего, он останется инвалидом. Жена и любовница, встретившиеся возле его постели, ведут пустой разговор о своих делах, то и дело слышно: вексель, закладная, кредит...
На фоне этого бесконечно ничтожного разговора Марко катит коляску отца – и они смотрят друг на друга. Их взгляды встречаются. В глазах Марко слезы, взглядом он просит прощения. Альбино... как же трудно передать смысл его взгляда, взгляда, подаренного ему Удивительным Актером Витторио Гассманом. Тут и любовь, и просьба быть рядом, и даже что-то от того прежнего, неунывающего Альбино, который мог, казалось, распутать все узлы...
Посмотрите этот фильм, не пожалеете.
***
Нет войне в УКРАИНЕ!
Свободу Алексею Навальному и всем политическим заключенным!!!