На этот скетч меня подвигла программа "Hard Day's Night" 22 мая 2018 г телеканала "Дождь" с участием В,Познера.
В.В. Познер появился на телевизионных экранах в первые годы горбачевской перестройки как глоток свежего воздуха. На фоне преобладающей дикторской монотонности появилась совершенно новая для советского зрителя форма «talk show» и блестящие диалоги с Америкой. Ведущим с американской стороны был никому в СССР неизвестный Фил Донахью.
Познер как автор и ведущий с большой динамичностью в прямом эфире ставил злободневные вопросы, быстрыми перебежками подносил желающим высказаться микрофон, мастерски направлял дискуссию, всегда выводя участников к желаемому общему мнению. Всё приковывало к экрану: искрометный ведущий, острые сюжеты, активное участие аудитории. Это было явление, это было большим телевизионным событием.
«Секса у нас нет». Эта сакраментальная фраза из телемоста женщин Ленинграда и Бостона (1986 г.) стала символом познеровских телемостов.
С этих телемостов началась богатая история Познера как журналиста-телевизионщика. Вот далеко не полный перечень авторских телевизионных программ разных лет: «Мы», «Если…», «Время и мы», «Человек в маске», "Времена", "Познер".
В 90-е годы В.Познер вёл еженедельную программу Pozner-Donahue на американском канале CNBC вместе с Филом Донахью.
Трудно говорить о В.Познере без некоторого придыхания и пиетета. Он прошел огонь, воды и медные трубы. В свои не молодые годы сохранил боевую активность, многогранность и убежденность - свое неординарное лицо. Когда собираешься смотреть передачу Познера, всегда ждешь откровения, живой соработы мыслей интервьюера и гостя. Такое иногда радует. Но порой невольно вспоминаются слова самого В. Познера: "Я ждал, что будут бабочки в животе, холодок внутри, но сказать, что у меня что-то в груди трепещет, - нет…" Но как говорят, и на солнце есть пятна...
Познер многократно возвращается к теме искренности в работе журналиста. Он утверждает, что во всей своей журналистской деятельности, включая давнюю работу в редакции вещания на зарубежные страны, он всегда говорил правду. Трудно оценить критерии такого понятия правды. По-видимому, они должны быть под стать названию главной газеты советского долголетия «Правда». (Как говорили в те годы: в «Правде» нет правды, а в «Известиях» нет известий.) Но, во всяком случае, в былые и нынешние годы познеровская трактовка критериев правды и честности очень устраивает власть предержащих. Эта власть дает ему телевизионное время, она дает ему весомое общественное положение.
Утверждение об искренности высказываний довольно трудно совместить с его же оценками личного отношения к советским порядкам. Но такова уж его логика, не всегда доступная для понимания со стороны. Создается впечатления, что он остается в этом плане верен старой закалке мастерства в смене облика. Раньше говорили о цензуре, сейчас о самоцензуре... Но возможно, применительно к В.Познеру надо принять за действительность искреннее живущее в нем хамелеонство.
В начале 90-х годов уже на американском телеканале в ток-шоу Pozner-Donahue В. Познер рассказывал о жизни в России, отвечал на вопросы американцев. Пожилая женщина спросила Познера, правда ли, что русские люди голодают, что они не могут купить в магазинах самого необходимого.
На мгновение театрально задумавшись, Познер сказал, что чем давать долгие пояснения, он лучше покажет небольшой видеосюжет. Были показаны высокие застекленные прилавки, каких в Америке не было уже несколько десятков лет, заполненные колбасами, мясной кулинарией и сырами. У каждого продукта два ценника – в рублях с цифрами с многими нулями и в «условных единицах»: 3-5 у.е. на колбасах, 2-3 у.е. на сырах. Познер пояснил, что меньшие цифры примерно соответствуют цене в долларах. «Посмотрите, - сказал Познер,- не правда ли знакомые цифры».
Да, это примерно цены в американских супермаркетах. По аудитории прошел успокоенный одобрительный гул. И тут, как профессионал фокусник, Познер добивает аудиторию: «Обратите внимание: это цены не за фунт, как в Америке, а за килограмм, т.е. за два фунта - в два раза дешевле». И с видом победителя переходит к следующему вопросу, ни слова не сказав о несоизмеримости доходов.
Я подробно пересказал этот сюжет, потому что уже много лет во мне живет эта некогда увиденная сцена как пример беспардонности в общении со зрителем. Тут в американских условиях над ним не было куратора, его вела собственная воля. Такой жульнический профессионализм – не частое явление, экстракласс и случайностью быть не может. Такой бывает познеровская правда.
Неожиданная откровенность в ответах на некоторые вопросы в программе Hard Day's Night на Дожде, 22 мая 2018 г. позволяет четче представить глубинное восприятие журналистского мира В.Познера. На вопрос об отношении к интернету в каверзном окружении пяти журналистов на Дожде В.Познер разразился филиппикой: «Логика для меня в том, что я занимаюсь журналистикой, а они занимаются болтовней.» В интернете можно быть абсолютно бесконтрольным. "Я могу там все что угодно наврать, меня никто не привлечет к ответственности."
Здесь, как мне кажется, мэтр вступает на скользкую тропу. Неужели даже честному журналисту для доброкачественной работы нужен особый контроль, опасность привлечения к ответственности? Интересно, кто и как обеспечивает надзор и контроль над В. Познером на телевидении? Ведь он постоянно утверждает, что абсолютно свободен, что только единожды руководство попыталось внести коррективы в его материалы. Угрозы прекратить сотрудничество оказалось достаточным, чтобы это больше не повторялось.
Избирая в таком варианте защищенное от авторского произвола телевидение, В.Познер выступает как этакий правдозащитник и правдолюб... Этакое общее отпущение грехов всем допускаемым на российское телевидение. Раз ты на ТВ, значит ты чист перед своими помыслами, людьми и Богом. Всякие Соловьевы-Киселевы не врут, не делают ничего предосудительного - всё под контролем! (Возможно, это действительно так по мнению В. Познера.)
Совершенно неожиданно возводится в ранг святости личная безликость интервьюера. Говоря о создании собственного ютуба, Познер мотивирует: "Нет-нет. Смысл этого дела — это высказывание мнения. Леонид Геннадиевич (Парфенов) высказывает свое мнение, и на здоровье. Я этим не занимаюсь."
Ну уж совсем неожиданно отвязно досталось Ю. Дудю. "Дудь, да, он делает интервью. Для меня — смешное интервью, очень популярное. Очень популярное, но это работает на молодежь, мы одеваемся определенным образом, мы стрижемся определенным образом, мы материмся определенным образом, чтобы привлечь внимание. Никакого отношения для меня к журналистике это не имеет."
Это говорится непосредственно о Ю. Дуде, журналисте, интервью которого за 2-3 дня набирает миллионы сторонников. Познер очень популярный журналист. Его интервью смотрят тысячи людей. Но это на 3 (три!) порядка меньше, чем аудитория Ю.Дудя.
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь.
Для меня - эти высказывания звучат неуважительно и обидно по отношению к своим товарищам по профессии. Этакий снобизм и эгоцентризм звучат в этих высказываниях: Я царь горы, что-то не видать в округе других...
Заметим, что стандартный стержень каждого интервью программы "Познер" - это представление гостю его старых высказываний и просьба прокомментировать их сегодня. Вопросы Дудя всегда энергичны и достаточно резки, что требует активной работы мысли гостя.
В преддверье Нового года на Дожде за предпраздничным столом именно эти три журналиста были гостями очаровательной Натальи Синдеевой. Теплые взаимные пожелания и никакого брюзжания ни в адрес Парфенова, ни в адрес Дудя. А затем и большое интервью этому нежурналисту, матерщиннику и паяцу Дудю...
"Жив Курилка". Не утратил формы за многие годы и в изменяющемся времени. А.С. Пушкин в эпиграмме на одного из одиозных журналистов написал:
Как! жив еще Курилка журналист?
- Живёхонек!..
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. - Да... плюнуть на него.
Не будем переносить это в наше время слишком буквально. Так уж хлестко написало гусиное перо Пушкина.
В. Познер как-то сказал: "Смешно то, что я родился в день дураков (1 апреля), по-моему, это знаменательно». В пандан этому суждению можно заметить, что иногда кажется, что это действительно знаменательно, - поэтому он с таким мастерством зачастую дурачит нас. Своей рекламируемой демократичностью. Своей кажущейся объективностью. Своей безликой нейтральностью... Ежи Лец когда-то писал: "Некрасиво подозревать, когда вполне уверен". Представляется, что в каждом случае В. Познер стопроцентно успешно решает поставленную задачу...
Добавить комментарий