Григорий Попович. Добрый клоун

Опубликовано: 10 января 2018 г.
Рубрики:

 С легкой руки авторов комиксов любимец детей цирковой клоун превратился в страшилку, злого джокера. Милый бродяжка Чарли, созданный Чаплином, остался бабушкам и дедушкам. А их внуки стали бояться клоунов. Появилось даже новое психическое заболевание - клоунофобия. Трудно себе представить, чтобы дети боялись таких клоунов, как Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Карандаш, Борис Вяткин, Слава Полунин, Марсель Марсо, Грок, Анатолий Дуров...

Жестокие клоуны-убийцы стали героями не только фильмов ужасов, но и народных уличных шествий на Халлоуин. Даже обычные клоуны в некоторых американских цирках носят пугающие маленьких детей костюмы, маски или грим. Их внешний вид, их клоунские антре часто лишены того обаяния, того доброго юмора, который был типичен для русского и европейского цирка. Исключение составляют такие американские клоуны, как рыжий Белло Нок или выступающий в роли бабушки Барри Любин.

К счастью, американская клоунада обогатилась таким добрым артистом, как Григорий Попович, который отметил 25-летие существование своего цирка в Америке. Это именно цирк, или, если хотите, цирк на сцене, хотя сам клоун называет его театром зверей. Григорий Попович временно покинул свой стационар в Лас-Вегасе, в казино "Планета Голливуд", чтобы отметить четвертьвековой юбилей гастрольным турне по разным городам США и Канады. С потомственным цирковым артистом, жонглёром, эквилибристом, дрессировщиком, клоуном, режиссёром цирка Григорием Поповичем мы встретились в Нью-Йорке.

 - Этот тур для меня особенный, потому что я его называю юбилейным. 25 лет Театру зверей. Ровно 25 лет назад мы взяли одну кошечку и одну собачку и постепенно выросли до большого циркового коллектива, где более 30 животных. В юбилейное шоу мы включили самые лучшие номера, которые я подготовил за эти 25 лет. Я также показываю новые номера и, конечно же, классику цирка. 

 - Поскольку вы работаете не на арене, а на сцене, то вы показываете цирковое представление или спектакль?

 - Если раньше я привозил и показывал дивертисментую программу, где были различные номера без единой сюжетной линии, то в этот раз я подготовил уже спектакль, решённый цирковыми средствами, где каждый номер вписывается в условный сюжет.

 - Этот спектакль сделан в расчёте на детей или на взрослых тоже?

 

- Как правило, в цирк ходят, как раньше говорили, три раза в жизни: когда ты сам ребёнок, когда ведёшь своего ребёнка и когда ведёшь своих внуков. Но я подготовил спектакль, где, я надеюсь, будет интересно не только детям, но и взрослым. Там есть и ностальгические нотки. Многие, кто приехал из бывшего Советского Союза, наверняка вспомнят тот наш русский, советский цирк. Много музыки той, ностальгической. Это история о клоуне, которого выгнали из цирка. Он остался без работы, без крыши над головой, люди от него отвернулись, и тогда к нему на помощь пришли животные, которые помогают ему вернуться в цирк и добиться успеха. Эта трогательная и смешная, немного наивная история - для всех возрастов и всех национальностей. Я более 10 лет работаю в Лас-Вегасе, и американцам очень нравится моя история. Надеюсь, что и нью-йоркским зрителям она понравится.

 - Ваше шоу идёт без слов, или вы иногда говорите?

 - Цирк - интернациональное искусство, где надо не рассказывать, а показывать. У нас всё без слов, только пантомимой, только визуальными номерами. 

 Я попросил Григория Поповича рассказать подробнее о своём коллективе.

 - У меня большой коллектив: 9 человек - помощников, артистов, но самые главные звёзды это - четвероногие, пернатые, хвостатые артисты-животные. Их более 30. Кстати, в моём юбилейном представлении участвуют собаки, кошки, гуси, попугаи и специальный гость – мини-лошадка Даймонд. Конечно, такие артисты требуют постоянной заботы, вот почему у меня столько помощников. У нас есть постоянный ветеринар в Лас-Вегасе, который следит за здоровьем животных, но когда мы выезжаем на гастроли, то, в случае необходимости, мы обращаемся к местным ветеринарам, и они нам всегда помогают. В Америке это не проблема.

 - Вы в Лас-Вегасе начинали работу с казино "Circus Circus"?

 - Да, я начинал в "Сиркус-Сиркусе". Это был мой этап становления. Там был интересный момент: это казино, в котором больше пяти минут ни одному цирковому артисту не разрешали работать, чтобы публика могла больше времени и денег тратить на казино. А когда я стал показывать новые номера, то они очень понравилось владельцу казино и он разрешил мне работать аж 30 минут. Но со временем я перерос и эти 30 минут, и, когда мне нужна была больше площадка, я пошёл на риск и самостоятельно арендовал помещение в "Планете Голливуд". Никто в мою идею не верил, и никто не хотел финансировать мой проект.

Последние 15-20 лет идёт тенденция убирать животных из шоу-бизнеса. После грандиозного успеха цирка Дю Солей, все продюсеры и все хозяева театров просили меня делать что-то в стиле цирка Дю Солей. А я пытался им объяснить, что есть и другие направления в искусстве цирка, которые имеют право на существование. Но эти люди не понимали, что такое русский цирк, и не хотели мне финансово помочь, вложиться. Тогда я всё сделал сам, сам рискнул, сам арендовал сцену и доказал, что моему цирку тоже есть место: зрители пошли ко мне. И вот уже в течение 10 лет я постоянно выступаю в Лас-Вегасе. 

 - Защитники животных, фактически, угробили знаменитый, крупнейший в мире и старейший в Америке цирк "Ринглинг Бразерс энд Барнум энд Бейли". Во время ваших представлений активисты Общества защиты животных устраивают демонстрации протеста?

 - Один раз ко мне пришли представители этих организаций, и я сразу сделал очень простую вещь: я их привёл на свою репетицию, а во время представления они находились за кулисами, и я пригласил их к себе домой показать, как животные мои живут, как отдыхают, и все вопросы были сняты, потому что у меня в Лас-Вегасе большой такой дом в стиле ранчо, где для каждого животного есть место в собачьем доме, в кошачьем доме. У собак даже бассейн есть.

И ещё я держу дом для престарелых четвероногих пенсионеров. Гости были полностью удовлетворены. И ещё очень важный момент: я работаю с животными, которые не являются дикими. Это домашние животные. Ни кошка, ни собака отдельно от человека не живёт. Есть и воспитательная задача. Современная публика очень утилитарно относится к собакам, к кошкам. Например, родители подарили ребёнку щенка. А потом выяснили, что ни у кого нет времени с ним гулять, и они просто отдают его в приют для брошенных, бездомных животных. Я же беру животных из приюта, только из приюта, и своим представлением показываю: "Смотрите, обыкновенные животные, а какие они симпатичные, какие талантливые! " И если кто-то после моего шоу захочет «адаптировать» животное из приюта, я чувствую, что мой месседж достиг цели. 

 Григорий Попович очень интересно рассказывал о своём методе работы с животными. Он не обучает их каким-то не свойственным им трюкам. Взяв животное из приюта, он месяца три просто наблюдает за ним, изучает его характер, повадки, пристрастия. Если, например, кошка любит тереться о ноги, то выстраивается номер с использованием именно этой особенности. Другие кошки предпочитают сидеть на руках или на плече человека. Отсюда рождается соответствующий номер. Можно сказать, что не дрессировщик учит животных, а наоборот, животные учат дрессировщика. Кошки требуют совершенно особого подхода. Они очень любят поощрения, любят, когда их гладят. Но это лучше делать не перед выступлением, а после, чтобы они знали, что их поощряют за хорошую работу. При этом погладить надо каждую, никого не пропуская, иначе они обижаются. И начинать надо с главной, признанной вожаком, в противном случае возникает ревность и дело доходит до драки. У каждого кошачьего артиста есть, как правило, два дублёра. Потому что кошка может не захотеть выступать, её может что-то отвлечь, скажем, муха. И клоун-дрессировщик должен срочно заменить эту кошку дублёром. 

 - На каком языке вы разговариваете с животными?

 - Когда беру их из приюта, они там или у прежних хозяев привыкают к английскому, к голосовой специфике американского английского. Я постепенно приучаю их к своему русскому, на котором мне общаться легче, и они быстро учатся меня понимать. Так что мои артисты - двуязычные, а если учесть, что у них ещё есть и свой собственный язык, то они у меня полиглоты.

 Григорий Попович мог бы написать новую книгу о своих питомцах (две книги уже вышли), или снять новый полнометражный кинофильм (один уже есть под названием "The Voice of The Fabled American West" c Поповичем в главной роли). У него многое может получиться, ибо таланта, упорства, терпения и бесстрашия перед новым делом ему не занимать. 

 ...Как объявляли когда-то: "Цирк приехал! Спешите видеть!.."