Кинообозрение от Элеоноры Мандалян. Жить или не жить – вот в чем вопрос. Фильм «Экстрасенсы»

Опубликовано: 30 августа 2016 г.
Рубрики:

Невозможно пройти мимо фильма, в котором в главной роли снимается бесподобный Энтони Хопкинс. Удачна сама по себе эта кинопродукция или не очень – уже вроде как и не «суть важно» – Энтони Хопкинс все ваше внимание возьмет на себя. А уж если он задействован в главной роли, как в мистически-психологическом триллере Solace, о котором пойдет речь, то это праздник вдвойне.

В российском прокате Solace поначалу перевели как есть – «Утешение», или «Милосердие», а потом переименовали в «Экстрасенсов», чем, на мой взгляд, сразу его принизили и одновременно отошли от основной идеи фильма, как раз и заключенной в его оригинальном названии.

История кинопроекта получилась довольно путаная и длинная. Вначале, в 1995-м, появился триллер «Семь» (Se7en), режиссера Дэвида Финчера, со сверхзвездным составом: Брэд Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси. Поскольку он имел хороший резонанс у зрителя и кинокритиков, принеся богатые кассовые сборы, студия-производитель и его авторы естественно размечтались о продолжении. Не мудрствуя лукаво, придумали и название для сиквела: «Восемь».

Дэвид Финчер же и слушать об этом не захотел, отказавшись даже заглянуть в сценарий. Пришлось о сиквеле забыть. Но сценарий в корзину не отправили. Его перекантовали в самостоятельный фильм с самостоятельными героями и другими актерами. А потом почти 15 лет тянулась бодяга с его производством. Менялись киностудии, сценаристы, режиссеры, актерский состав, несколько раз переписывался сценарий.  Все, как говорят, упиралось в нехватку средств.

В 2012 году Бо Флинн, очень опытный и известный продюсер, наиболее рьяно сражавшийся за то, чтобы Solace был запущен, отыскал идеального, по его мнению, режиссера – бразильского кинематографиста Афонсо Пойарта, Голливуду до той поры неизвестного. «Любой продюсер постоянно рискует, – считает Флинн. – Мне нужен был режиссер, который смог бы взглянуть на жанр и материал под необычным углом. Выбор Афонсо был в какой-то степени авантюрным.Но в его дебютном фильме «Два зайца» я нашел все, что так долго и усердно искал, – четкую линию повествования, отличные визуальные эффекты, яркую актерскую игру и уверенную режиссуру...»

Пойарт – профессиональный клипмейкер, прекрасно разбирающийся во всех тонкостях качественной и эффектной съемки. Для своего остросюжетного триллера «Два зайца»  он сам написал сценарий, сам был режиссером, продюсером и монтажером. Фильм, показанный на фестивале бразильского кино в Лос-Анджелесе, сразу обрел большую популярность. Американская компания Tango Pictures выкупила права на его англоязычный вариант. А самого режиссера, с легкой руки Флинна, в тот же год задействовали в проект Solace.

Так у голливудского триллера Экстрасенсы-Утешение-Милосердие появился бразильский родитель. Фильм был готов к прокату уже в 2013 году, но на экраны США его почему-то не выпустили. Европа и Россия «Экстрасенсов» давно посмотрели и покритиковали, а американцы их увидят впервые только 2 сентября этого года.

К сюжету тоже придется подходить издалека. В основе фильма «Семь» лежит заезженная кинематографистами всего мира тема: два детектива-напарника ищут серийного маньяка-убийцу. Отличие «Семи» (или разновидность) в том, что все убийства в нем связаны с семью смертными грехами (гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень), за которые убийца карает «грешников» жестокой и изощренной смертью, соответствующей тому или иному греху.

В фильме Solace тоже два фэбээровца – Джо Мерриуезер (Джеффри Дин Морган) и его напарница Кэтрин Коулс (Эбби Корниш) – пытаются найти маньяка, совершающего крайне странные и загадочные убийства и не оставляющего ни единой улики. Дело это им явно не по зубам, и Джо вспоминает о бывшем психоаналитике-консультанте ФБР, докторе Джоне Клэнси (Энтони Хопкинс), обладающем не только незаурядным аналитическим умом, но и паранормальными свойствами. Джо просит его подключиться к расследованию.

Надломленный смертью любимой дочери (от лейкемии), престарелый медиум замкнут и скуп в проявлении эмоций. Он, как черепаха, спрятал под непроницаемым панцирем свою боль, одиночество и хроническую усталость. Разрыв с женой, отход от дел и самоизоляция в глуши – такова его действительность до того момента как он далеко не сразу дает согласие снова оказывать содействие федералам. В лучших традициях актерской индивидуальности Энтони Хопкинса, Клэнси многогранен и многослоен в его скрупулезно выверенной интерпретации. Этот актер не играет заурядных людей. Каждый его образ – целый мир, о котором зрителю позволено лишь догадываться.

Нюанс фильма заключается в том, что паранормальными свойствами обладают двое – и тот, кто пытается вычислить убийцу, Джон Клэнси, и тот, кто убивает, Чарльз Эмброус (Колин Фаррелл). Но если ясновидящий Клэнси способен видеть прошлое, то Эмброус видит будущее, с легкостью просчитывая действия своего преследователяна несколько ходов вперед, чем выбивает у него почву из-под ног и заставляет вести странную игру по его правилам и его сценарию.

Колин Фаррелл так объясняет действия своего персонажа: «Мой герой убежден, что они с Клэнси – две стороны одной медали, и намерен во что бы то ни стало встретиться со своим альтер эго... Фактически именно ради этого он спланировал большую часть событий, происходящих в фильме». Зрители только в конце поймут, почему Амброуз играл в кошки-мышки с Клэнси и чего добивался.

Как хорошо сказал кто-то из рецензентов, в этом мистическом противостоянии Энтони Хопкин и Колин Фаррелл создают напряженную демоническую атмосферу и настолько мощный актерский дуэт, что временами кажется, будто кроме них никого в кадре больше не существует.

Да, Чарльз Эмброус не просто маньяк-убийца. Он умен и наделен особыми свойствами. В его действиях есть своеобразная философская подоплека, в основе которой лежит его собственное понимание гуманности и милосердия. Он не истязает избранные жертвы, не измывается над ними, как маньяк в «Семи», карающий грешников. Напротив – устраивает каждому красивую (без кавычек), легкую смерть, наполненную положительными эмоциями. Например, одна из жертв – молодая женщина, была обнаружена в ванне, усыпанной цветами, с макияжем на лице, будто она готовилась к свиданию и, не дождавшись возлюбленного, уснула, принимая ванну. Ничто, кроме крови в воде, не указывает на то, что она мертва.

Разгадав мотивы Эмброуса через эту особенность в череде совершаемых им преступлений, Клэнси уже не знает, как ему относиться к поступкам убийцы, и вообще, следует ли считать его убийцей.

«Мы с ним очень похожи, – вынужден признаться Клэнси. – Он тоже видит. Только он видит лучше меня. И намного. Он нас опережает. Мы делаем именно то, чего он от нас ждет... Он гораздо сильнее меня, и я не могу его остановить. Но за всем этим следует важный вопрос: А стоит ли останавливать?»

Как мог возникнуть подобный вопрос в мозгу фэбээровского консультанта?!. Дело в том, что Чарльз Эмброуз взял на себя миссию всемирно известного «Доктора Смерти», творчески развив и усовершенствовав его смертоносное милосердие. Он избавляет обреченных людей от долгих, мучительных страданий, уверенный, что творит благое дело. Вот почему фильм назван: Solace – «Милосердие». Вопрос только еще и в том, чью волю он исполняет и по какому праву вмешивается в чужую жизнь.

Энтони Хопкинс настолько грандиозная фигура в кинематографе, что как актер не нуждается в представлении. Кстати, помимо роли главного героя, появляющегося практически в каждом кадре, онсам изъявил желание быть еще и исполнительным продюсером Solace. И оставался им на протяжении нескольких лет. Поскольку к проекту он был привлечен одним из первых, то, естественно, стал для остальных актеров мощной приманкой и  знаком качества будущего фильма.

«Каждую минуту, которую я провела с ним на съемочной площадке, он делал незабываемой, – восклицает Эбби Корниш (агент ФБР Кэтрин Коулс). – Он поднял планку актерской игры на невероятную высоту, и мы все стремились до нее дотянуться»

О том, как захватило самих актеров участие в этом фильме, красноречиво говорит признание Колина Фарелла: «Обдумывая сцены взаимодействия Амброуза с Клэнси, я, случалось, посылал Энтони Хопкинсу СМС в 3 часа ночи. И, едва успев добраться до кровати, получал от него ответ». Думается, это дорогого стоит.

Паранормальные способности Джона Клэнси явно пришлись Хопкинсу по душе. «Я сам довольно скептично отношусь ко всему сверхъестественному, но все же… Не буду трубить об этом на каждом углу и уж тем более кого-то пытаться переубедить, но в моей жизни бывали случаи синхронного мышления. Мне кажется, в нас таится нечто большее, чем видно невооруженным глазом; что-то недоступное пока нашему пониманию».

Он не просто с удовольствием играл Клэнси, он полностью идентифицировал себя с ним, даже в интервью отвечая на вопросы не как актер, а как эксперт-медиум: «Я подумал: Боже мой, кто бы ни был этот парень, он гениален и очень опасен!» (Это про «убийцу»).

Или, скажем, такой эпизод: Агент Кэтрин не верит в мистику, о чем ясно дает понять Клэнси. Он же находит действенный способ убедить ее в обратном. «За две минуты я разложил по полочкам всю ее жизнь, – говорит Хопкинс-Клэнси. – Всю, вплоть до мелочей, которые для всех остальных оставались тайной, а я их знал. Затем я спросил: Хочешь, чтобы я продолжал? Она была раздавлена. Но в тот момент она убедилась, что мне под силу раскрыть цепочку загадочных убийств».

Как видим, помимо основной линии «убийства-расследование» строятся отношения внутри это маленькой группы Кэтрин-Клэнси-Джо, да не простые, а все с той же мистической окраской. Вот что рассказывает об этом сам режиссер, Пойарт: «Клэнси отказывает Джо снова и снова, но в какой-то момент к нему прикасается Кэтрин, и медиум видит нечто, что произойдет с ней в ближайшем будущем – что-то дурное, связанное с этими убийствами. Именно из-за Кэтрин Клэнси соглашается принять участие в федеральном расследовании. В какой-то степени она ему как дочь, которую он так трагически потерял. По ходу развития сюжета мы видим, что он пытается сделать для Кэтрин то, чего не успел сделать для своей собственной дочери». (Надо понимать – спасти ее).

Но все вышесказанное имеет и еще один слой: само стремление Клэнси защитить Кэтрин и Джо было заранее спланировано другим медиумом, коварным и сильным – серийным убийцей Чарльзом Амброузом.

 Колин Фаррелл прекрасно справился со своей ролью – многие считают, что он не только показал себя достойным партнером Энтони Хопкинса, но и местами затмевал великого мастера экрана.

«Сцены с Тони и Колином стали настоящей битвой титанов, поединком тяжеловесов на боксерском ринге, – говорит Флинн. – Колин вывел своего персонажа на новый качественный уровень. Он сыграл Амброуза настолько реалистично, что даже нам на съмочной площадке становилось страшновато».

Сам Фаррелл  дает следующие объяснения  своему персонажу: «У него в голове словно открылся некий портал, через который он стал видеть происходящее с другими людьми. Он мог заглядывать в будущее. На самом же деле этот «дар» был медицинской патологией, приобретенной им в результате хирургической ошибки... Он неуравновешен, эмоционально истощен и психически болен».

Колин Фаррелл появляется на экране только в последней трети фильма, о чем зрители очень сожалеют, сетуя, что им не хватило этого великолепного актера, что его обделили экранным временем, не позволив в полной мере реализовать свой потенциал.

Колин Джеймс Фаррелл – ирландский киноактер 40 лет, кареглазый брюнет, вошедший в списки самых красивых и самых сексуальных особей планеты мужского пола. Сын футболиста. В прошлом повеса и бездельник, не желавший учиться, развлекавшийся драками, пьянством, наркотиками и девочками, избравший путь актера, как «наиболее легкий». Зритель знает его по таким фильмам, как «Телефонная будка», «Залечь на дно в Брюгге», «Особое мнение», «Полиция Майами. Отдел нравов» «Рекрут», «Александр».

В фантастическом триллере Стивена Спилберга «Особое мнение», ставшем событием года, Фаррелл сыграл правительственного агента Дэнни Уитвера. А в 2004-м получил первую главную роль. Да какую! Самого Александра Македонского в высокобюджетном проекте Оливера Стоуна «Александр». Не знаю, как кого, меня лично всегда коробит и раздражает неизменный голливудский крен в сторону выпячивания и чрезмерного акцентирования сексуальных пороков исторических личностей. Александр славен своими подвигами и завоеваниями, а не спорной гомосексуальностью, навязчиво демонстрируемой в фильме. Ну и, как результат, фильм едва окупил колоссальные затраты, Греция требовала его запрета, группа греческих адвокатов обвинила Стоуна в искажении образа всеми любимого героя, а Фаррелла выдвинули на антипремию «Золотая малина».

Как и многие актеры, «истязаемые» Голливудом по части экспериментов с весом, Колин не избежал и этой участи. Для участия в фильме «Сортировка» (о войне в Курдистане) он сбросил вес настолько, что стал неузнаваем. А для другого фильма – «Лобстер», ему пришлось набирать 20 кг в кратчайший срок. Превозмогая тошноту, он впихивал в себя до глубокой ночи гамбургеры, пиццу, шоколадные торты и мороженое, растопленное в микроволновке. Выходит, путь актера не так уж и прост.

К счастью, для Solace не потребовалось экстренно толстеть или худеть. От Колина ждали лишь качественную игру. И он ее предоставил.

Агента ФБР и профессионального психиатра Кэтрин Коулз сыграла очаровательная австралийская киноактриса Эбби Корниш. Эбби выросла на родительской ферме, где была по-настоящему счастлива. Она любила смотреть на звезды, увлекалась фотографией и живописью, гоняла на мотоцикле, строила плоты и плавала на них, держала кенгуренка. С 13 лет стала убежденной вегетарианкой. Тогда же ее пригласили в модельный бизнес, а в 15 она впервые снялась в телесериале, сыграв парализованную девочку, после чего и сделала свой окончательный выбор.

За телесериалами последовали полнометражные художественные фильмы. Вскоре ее заметили и в Голливуде. И не просто заметили, а возвели в статус кинозвезды. Из трех десятков фильмов с ее участием назовем «Области тьмы», с Робертом Де Ниро и Брэдли Купером (Эбби сыграла Линди, его партнершу); «Золотой век» (светская придворная дама); «Кэнди», где она предстала в образе героини – юной художницы-наркоманки Кэнди. Не стушевалась Эбби и здесь, в Solace, рядом с такими суперзвездами, как Хопкинс и Фаррелл.

В роли напарника Кэтрин, агента Джо Мерриуезера, предстал симпатяга Джеффри Дин Морган («Красный дракон», «Сверхъестественное», «Анатомия страсти», «Шкатулка проклятия», «Ловушка»). «Он очень естественный, – говорит Пойарт, – играет невозмутимо и легко, за ним очень интересно наблюдать. Джеффри сыграл своего героя очень необычно, хотя такие персонажи, как его, редко позволяют выйти за рамки клише».

Для этой роли Моргану пришлось сбросить 9 кг, потому что его персонаж неизлечимо болен и находится на грани смерти, о чем зритель узнает только к концу фильма. То есть Джо Мерриуезер становится как бы потенциальным клиентом «сердобольного убийцы». Клэнси почувствует это уже тогда, когда Джо обратится к нему за помощью, что и станет еще одной причиной, вынудившей его подключиться к расследованию.

«Все в этом фильме не такое, как вам может показаться, – говорит Джеффри Морган. – У нас получился очень замысловатый триллер, который заставит зрителей поломать голову. Вы будете теряться в догадках до тех пор, пока догадки не кончатся, ну, или вплоть до последних кадров».

Актеры фильма наперебой поют дифирамбы своему режиссеру: «Афонсо – режиссер от Бога, – считает Фаррелл. – У него отличный стиль и, что не менее важно, умение рассказывать захватывающие истории». «Пойарт знает, как снимается кино, это уж точно, – вторит ему Морган. – Он удивительно талантливо передал игру, которую ведут убийца и Клэнси» «Фактически, он держал весь фильм целиком в своем воображении, – подключается Корниш. – Причем это представление у него сформировалось, как мне кажется, задолго до начала съемок. Он вдохнул в фильм жизнь и поддерживал ее на всем протяжении съемочного процесса. Именно благодаря этому картина получилась такой необычной и по-своему даже уникальной».

Говоря о том, благодаря кому и чему картина получилась именно такой, нельзя обойти молчанием ее визуальный ряд и музыкальное сопровождение. За первое отвечал оператор Брендан Гэлвин (Brendan Galvin)– мастер своего дела, умеющий найти самый выигрышный ракурс, пройтись по деталям, заставив звучать каждую, создать напряжение или соответствующее настроение. Зритель имел удовольствие посмотреть с три десятка отснятых им картин, в числе которых «Охота на Веронику» (2003), Immortals (2011), «Белоснежка: Месть гномов» (2012), «План побега» (2013) и др. 

В Solace перед Гэлвином стояла нелегкая задача еще и передать ясновидческие видения Клэнси, обрывочные, иррациональные, порой абсурдные, как сновидения, то есть зримо показать внутренний мир героя и то, как работает его подсознание в поисках решения стоящей перед ним дилемы. Гэлвин вместе с режиссером избрал для этого метод «альтернативного течения событий».  

Музыка в остросюжетном триллере играет далеко не второстепенную роль, подготавливая зрителя, настраивая его на нужный лад, усугубляя, акцентируя ключевые моменты. Эта задача в Solace была возложена на не совсем простого композитора. Брайан Трансо (Brian Transou) – 44-летний музыкальный продюсер и один из известнейших транс диджеев, взявший себе псевдоним BT.

Современные веяния в музыке консервативные фильммейкеры Голливуда неохотно впускали в мир кино. Но именно ВТ удалось пробить их заслон своими композициями, причем не напрямую, а лишь после того, как произведения этого музыкального инноватора стали желанными и популярными в Европе. 

Знатоки называют ВТ виртуозным программистом и исключительно одаренным музыкантом. Он не только экспериментирует со звуком, но и сам поет на многих своих саундтреках, которые впервые появились в 1999 году, с картиной Go, и с тех пор на его счету десятки фильмов, включая «Стелс», «Форсаж», «Монстр». BT считают родоначальником всей Progressive Trance культуры, сделавшим огромное количество ремиксов популярным исполнителям и «прорубившим окно в Европу для американских хаус- и транс-композиторов».

Иные склонны считать, что эмоциональное восприятие Solace наполовину обеспечивает музыкальное сопровождение BT, очень талантливо и уместно создающее нужное настроение в нужное время. «Саундтрек в Solace, – говорит Флинн, – очень современный и своеобразный. Электронная музыка в сочетании с классическими инструментами дает необычное, но невероятно оригинальное звучание». 

В российско-европейском прокате Solace вызвал противоречивые реакции и отклики как среди зрителей, так и среди профессиональных кинокритиков. Одни восторгались им, другие, ожидавшие крутого «экшина», от которого захватывает дух и кровь стынет в жилах, и, не получив желаемой порции адреналина, покидали зал разочарованными. Вот отзыв такого недовольного: «Занудный триллер, скучный, унылый, тягучий... Очередное невразумительное полицейское кино с откровенно неиспользованным потенциалом».

Получается, что определенная часть зрителей его проста не поняла. И не оценила. Кого в этом стоит винить – недоросших до «умного кино» зрителей или авторов фильма, не сумевших донести свой замысел до масс, – сказать затрудняюсь. Афонсо Пойарт в одном из интервью честно предупреждал: «В фильме не будет ожидаемой зрителями атмосферы, поскольку он не о преступлении, а о людях, расследующих преступление». 

 Добавим сюда – и не об экстрасенсах. Экстрасенсы или медиумы и весь мистический уклон триллера – всего лишь антураж. Фильм поднимает очень сложную и болезненную (но,увы, далеко не новую) этическую проблему – гуманно или не гуманно вмешиваться в святая святых –человеческую жизнь, даже из благих побуждений.

Итак, мистически-психологический триллер Solace претендует на философскую глубину «оправданного убийства». Над ним витают невысказанными вопросы: Кто или что руководит рукой убийцы? И кто он сам, этот убийца – преступник или проводник неведомых сил? Может ли акт насилия носить характер высшего милосердия и сострадания? Где она, та невидимая грань между дозволенным и запретным?Что наша жизнь? Кто нам ее дарит и кто отнимает? В чем смысл подлинной эмпатии и что такое «милосердная смерть»?

Поскольку тема сама по себе более чем щекотливая и вряд ли кто-нибудь (тем более авторы проекта) рискнут дать на поставленные вопросы однозначные ответы, то и в фильме налицо туманность, неопределенность, недосказанность, предоставляющая зрителю право выбора.

 Закончу словами продюсера Бо Флинна: «Разумеется, фильм должен, в первую очередь, развлекать, но я надеюсь, что нам удалось заставить зрителя поразмышлять и поанализировать происходящее на экране. У меня лично события вызывали диссонанс моральных и этических догм. Будь то вопросы эвтаназии (да и вообще, любые темы, связанные со смертью), или судьбы и права на жизнь – за любым из них тянется целая цепочка сопутствующих провокационных дилемм... Режиссер Афонсо Пойарт снял невероятно красивый и мощный во всех отношениях фильм. Надеюсь, зрители по достоинству оценят исключительную работу актеров и закадровой команды. В Solace заложен мощный подтекст, выгодно выделяющий его из сонма однотипных картин».