Лукашенко и белорусская оппозиция

Опубликовано: 6 мая 2005 г.
Рубрики:

Одна из нью-йоркских русскоязычных газет взяла интервью у президента Белоруссии Александра Лукашенко. Диктатoрские склонности Лукашенко ни у кого не вызывают сомнений, об этом неоднократно сообщали многие российские средства массовой информации, включая центральные российские телеканалы. В качестве доказательств обычно приводятся загадочные исчезновениях лидеров оппозиции; некоторые говорят даже о том, что несколько последних лидеров оппозиции были физически уничтожены... Что касается свободы слова и демонстраций, то отмечают жестокие разгоны демонстрантов и то, что многие оппозиционные газеты исчезли из газетных киосков, и их можно прочитать только в интернете... Публикуемая статья не посвящена напрямую этим проблемам, но дает богатую пищу для размышлений.

Не так давно в еженедельной нью-йоркской газете “Русская Америка” было опубликовано эксклюзивное интервью редактора этой газеты Аркадия Мара с президентом Белоруссии Лукашенко (интервью дано 14 февраля). Получить интервью у президента любой страны — это большая удача для издания. И заслуга журналиста.

Аркадий Мар встречается с президентом Белоруссии Александром Лукашенко

Естественно, что в интервью с президентом на первом месте стоят его ответы. Его взгляды. Его оценки. А не взгляды и оценки журналиста. Читателям в любом случае интересно, что и как говорил Туркменбаши по проблемам мировой политики и о внутренних делах своей страны. Что — Назарбаев, Гейдар Алиев или Билл Клинтон. И что говорил доктор физмат наук, академический ученый Акаев, который еще будучи при власти заявлял, что он ни при каких обстоятельствах не применит силу для ее удержания (и исполнил свое слово). У них Мар ранее тоже брал интервью.

В свое время демократические журналисты брали интервью даже у заведомых диктаторов: Гитлера, Сталина, Мао, Хуссейна. Сейчас берут у Ким Ир Сена, Кастро, Каддафи.

Интервью Лукашенко редактору американской русскоязычной газеты, естественно, вызвало интерес и в Белоруссии. Там его много цитировали, на него ссылались в различных белорусских изданиях. В государственных — с похвалой, в оппозиционных — ругательно. Несмотря на то, что Лукашенко в оппозиционных газетах именуют жутким диктатором, сами эти издания спокойно выходят в Минске. Все это говорит о том, что у Лукашенко в его тиранстве есть большие резервы для роста.

Одно из самых оппозиционных изданий — “Белорусская деловая газета”. Кто именно финансирует “Белорусскую деловую газету”, я не знаю, но то, что спонсор должен быть, — несомненно. Когда олигарх берет газету на содержание, то он это делает вовсе не из-за альтруизма, а ради всяких своих целей. Например, когда Ходорковский купил “Московские новости”, то сначала имелась в виду раскрутка ЮКОСА, когда его вскоре посадили, то задачей стала на защиту Ходорковского, а недавно, после бунта журналистов, Невзлин, который наследовал Ходорковскому, отказался далее содержать обесцененный бренд МН.

Ирина Халип

Давайте поговорим о профессионализме “Белорусской деловой газеты” (БДГ) и ее зам. главного (в недавнем прошлом) редактора, а ныне “руководителя спецпроектов” этой газеты Ирины Халип. Именно она отозвалась на интервью Лукашенко Мару. Отозвалась она для начала такими словами: “Газета “Русская Америка” издается в Оклахоме, выходит тиражом 18 тысяч экземпляров, ее главный редактор Ольга Тарасова никакого Мара не знает”. Халип в своей заметке “В Оклахоме так и не узнают про Лукашенко” писала о том, что если и есть еще другая газета с названием “Русская Америка”, которая “не в Оклахоме”, то выходит она только спецвыпусками два раза в год. То есть это никакая не газета. И эти спецвыпуски нужны только для возвеличивания диктаторов, и издаются они за их счет. Ну, и редактору на веселую жизнь перепадает.

Потом Аркадий Мар рассказал на интернетовском свободном форуме “Хартии 97”, как обстоят дела на самом деле. Однако БДГ не удосужилась опубликовать его ответ, как и разъяснение посольства, что есть нью-йоркская газета “Русская Америка”, издающаяся с 1999 года большим тиражом, что она выходит каждую неделю, вышло уже 327 номеров, что это не идет ни в какое сравнение с оклахомской тезкой, которая начала выходить гораздо позже.

А вот несколько цитат из статьи Халип:

  • Выходит, Александр Григорьевич пал жертвой мошенников? Принял в объятия очередного отпрыска лейтенанта Шмидта?”
  • На это, собственно, и рассчитывал предприимчивый ташкентский сказочник Аркадий Мар”.
  • Лукашенко — третья жертва пиар-лохотронщика Аркадия Мара”
  • Одна из многочисленных “Русских Америк”, та, про которую им рассказывал добрый сказочник Мар, — всего лишь разновидность лохотрона”...

То есть, у Халип выходит однозначно: Мар самозванец, мошенник, аферист. Между прочим, по словам Павла Легкого, руководителя пресс-службы президента Беларуси, “изначально было абсолютно исключено, что [разрешение] взять интервью у белорусского президента дали бы ничего не значащему в информационном плане изданию”.

Аркадий Мар, между тем, автор 12 книг, лауреат литературных премий, член ПЕН-клуба, лауреат медали “Профессионал России”, издатель и главный редактор газеты “Русская Америка”. 21 января 2004 года его газета “Русская Америка”, единственная среди всех русскоязычных газет США, была награждена дипломом Национального Артийского комитета России “Лауреат седьмой Артиады России” (за высокий журналистский и литературный уровень материалов).

В ответ на неслыханные обвинения и оскорбления Халип Аркадий Мар подал иск в суд Октябрьского района Минска, который начал производство по иску Аркадия Мара.

Аркадий Мар подал в суд, а Ирина Халип поддала огонька из белорусского торфа: жара мало, дыма много. Ее заявления тиражируются на десятке белорусских сайтов (при ужасной диктатуре Лукашенко), например, в Euramost, Белорусской информационно-аналитической интернет-газете, или на сайте “Белорусские новости”, или на сайте Белорусской ассоциации журналистов, но я буду цитировать по более полному тексту “Хартии 97”):

Итак, говорит Халип:

“Когда я рассказала всю историю о Маре, судья, в общем-то, не возражала, что он аферист и мошенник. Она кивала головой и говорила, что все прекрасно понимает, но вы должны доказать, что он “лохотронщик”. И это будет доказано, я вас уверяю. Кстати, истец, кроме всего прочего, требует опровергнуть, что Лукашенко — это “третья жертва лохотронщика Мара”. Две предыдущие — президенты Кыргызстана и Туркменистана Акаев и Ниязов. Если судить по тому, что сегодня произошло с Акаевым, то возможно приезд Мара в Беларусь и его интервью с Лукашенко принесет Беларуси удачу”.

Ирина Халип вряд ли отдает себе отчет в том, что она пишет. Дело не в том, что она усугубляет свою вину новыми оскорблениями вроде “аферист и мошенник”, но она дико подставляет судью (заместителя председателя суда Октябрьского района Минска Аллу Булаш). Судья до начала судебного расследования просто не имеет права высказывать, да еще журналисту, — свое мнение ни об истце, ни об ответчике. Откуда это знать судье до всякого расследования, кто там мошенник и аферист? Но даже если такое мнение есть и, вопреки закону и судейской этике, высказано, то уж обнародовать его — это судье бить в спину, а себе плевать против ветра. И что это за частные контакты судьи с ответчиком? Ведь теперь ничего не стоит отвести эту судью за процедурные нарушения, и, вообще, она может иметь неприятности по служебной линии.

Не случайно пять оппозиционных белорусских изданий, которые вцепились в эту историю, опустили эти и многие в этом же духе слова Халип.

Халип не дает спуску и американскому посольству в Минске, которое заверило исковое заявление Мара: “Меня крайне удивила некомпетентность сотрудников американского посольства, которые заверили, очевидно, липовый документ”. Заканчивается это милое послание все тем же сочинением, за которое (в том числе) вчинен иск: “Официальная пропаганда потом долго оправдывалась, что Аркадий Мар — редактор “другой” “Русской Америки” — из штата Нью-Йорк. Выяснилось, что газета эта выходит всего два раза в год — специальными выпусками, посвященным авторитарным руководителям среднеазиатских республик”...

Само интервью с Лукашенко весьма интересно во всех отношениях. Приведу некоторые ответы Лукашенко из газеты “Русская Америка”:

...Взять интервью у Лукашенко, которому пытаются создать имидж диктатора, нехорошего человека — большой риск. Наверное, вы очень принципиальный человек...

...как относится государство к детям и старикам, это показатель процветания страны. Кроме денежных выплат и кроме льгот, которые имеют у нас ветераны (и Отечественной войны, их у нас 87 тысяч примерно осталось, много умирают от старости), мы еще оказываем натуральную помощь. Все ветераны, все пожилые люди у нас окружены заботой, то ли на селе, то ли в городе. Мы их обеспечиваем продуктами длительного пользования, например, картошкой, морковью, свеклой... Мы сейчас взяли всех стариков, у которых нет детей, или их дети далеко, и они не могут приехать по различным причинам, — на учет. Этих всех людей, даже в деревушках, в городах мы всех переписали... Как таким беспомощным пойти в метель в магазин, или протопить печку, заготовить дрова, подремонтировать комнату? Поэтому не только денежная пенсия, не только льготы, но и вот такая забота, натуральная поддержка этих людей, она дает нам определенный результат, и люди чувствуют эту заботу и нам благодарны... Я не накопил никаких богатств, я ни у кого ничего не уворовал, у меня нет квартиры, ни у меня, ни у моих детей, я даже боюсь об этом думать, т.к. завтра скажут, что Лукашенко где-то взял, украл. Думаю, если уж закончу свою президентскую карьеру, то какой-то дом мне где-то выделят, на окраине Минска. Я тихонько отойду в сторону и никому мешать не буду. Но я не хочу, чтобы меня упрекнули. И когда мне начинают говорить, что американцы приняли в конгрессе какую-то резолюцию якобы арестовать личные счета Лукашенко за границей. Так пусть они эти счета определят, найдут, а потом их и арестовывают. На что я четко и сказал: “Арестуйте эти деньги и заберите в свой бюджет”. Пока ничего не арестовали.

...Если бы проводились соревнования по какому-то многоборью среди моих коллег-президентов, то я бы у них выиграл. И не только в таких сложных видах спорта, как хоккей, теннис, но даже в беге, лыжах, роликах, коньках... Я никогда в жизни не смог бы работать, если бы не занимался спортом. Нужно вести здоровый образ жизни. Ты — пример. Это президентский имидж”.

Могут сказать: ну, это сам Лукашенко так говорит, а вот другие...

Хорошо, посмотрим, что говорят другие. В первую очередь, белорусы. Результаты как первых, так и последующих голосований хорошо известны: подавляющее большинство — за батьку. Да, третий срок Лукашенко — не соответствует конституции. Там только два срока предусмотрено. Но был проведен референдум, который разрешил изменить эту норму. Нарушение? Формально да.

Франклин Делано Рузвельт избирался 4 раза. Только после этого была введена поправка в конституцию, ограничивающая президентство двумя сроками. Между прочим, без всякого референдума, только силами штатных и “союзного” Конгрессов. Но если конституцию можно трогать, менять нормы в такой демократии как Америка, то можно и в менее демократической Белоруссии. Опять-таки, можно сказать, знаем мы эти референдумы да выборы. Все подтасовано. Все? Миллионы голосов?

В начале этого года радио “Свобода” начало дискуссию об отношении к Лукашенко и открыло линию. Произошло нечто невероятное: из 20 звонков (я считал) все как один оказались в пользу батьки! Причем звонили не столько из Белоруссии, сколько из России. Но те, кто много там бывает. И все они говорили, что в Белоруссии лучше уровень жизни, чем в России. Больше заботы о пенсионерах. Нет такого разгула рваческих собственников. Продолжают работать знаменитые заводы, такие, как Минский тракторный, Минский автомобильный (МАЗ), Белорусский автомобильный (БЕЛАЗ — в Жодино). И не просто работать, но выпускать значительно больший ассортимент, чем в лучшие советские годы. Звонящие знали ситуацию в России и говорили об огромном числе закрытых заводов, или о тех, что находятся в жалком состоянии на фоне белорусских успешно работающих предприятий. Организаторы дискуссии были ошеломлены...

Каждый год международные организации подводят итоги по качеству жизни в разных странах. Так вот, Белоруссия устойчиво опережает Россию. Россия — на 61-63 местах. Белоруссия — на 56-57. Украина — на 67-69. Из более чем 160 стран. Конечно, 57 место не Бог весть что. Но все-таки в первой половине списка.

Есть еще один пример доверия населения к президенту. Оппозиция периодически проводит митинги, как правило, не санкционированные. В непосредственной близости от резиденции Президента. Первое и главное требование: Лукашенко в отставку. Соберется несколько сотен, очень редко тысяча, и — пожалте в отставку. Хм... А где же демократические нормы? Они ведь не референдума требуют: пусть, де, народ скажет, а вот так — сразу в отставку. Они, эта тысяча, так хотят. А чего хотят миллионы? Так то ведь быдло. Мы лучше знаем, чего им надо.

Но, тем не менее, это быдло никак не присоединяется к демонстрантам, которые прекрасно знают, что нужно народу. В лучшем случае отдельные прохожие глазеют на уличное диво. А ведь при явном недовольстве высыпали бы на свой белорусский Майдан. Там места много. Не высыпают.

И все-таки в этом деле не все в порядке. Собирается несанкционированная толпа в сотни, редко в тысячу человек на площадь, на улицу, перекрывает все движение. Толпу выдавливает милиция и ОМОН при полном численном превосходстве. И при полном превосходстве в амуниции и экипировке. Выдавливание интенсивно снимается оппозицией на видео. Ради того и вся сцена затеяна. Западный человек смотрит и сокрушается: вот как там с мирной демонстрацией обходятся. Прямо какие-то тонтон-макуты. В Америке бы такую толпу тут же удалили. Произошло бы это не так пышно и образцово-показательно, как в Минске. Но у Лукашенко-то имидж диктатора, поэтому выдавливание смотрится как покушение на священные основы демократии. В общем, есть ли смысл против сотни-другой “оппозиционеров” направлять полуторотысячное войско? Никакого.

В конце прошлого года газета Мара “Русская Америка” совместно с нью-йоркской радиостанцией “Наш Голос” назвала Лукашенко “Политиком года”. Ох, как тут вскинулась Халип! Она, как видно, не знает, что любая газета может объявить кого-то человеком года, десятилетия, столетия и даже тысячелетия. Причем сие вовсе не будет означать, что тот названый — самый лучший человек в мире. Что он демократ, гуманист и благодетель человечества. А только то, что он стал известен. О нем много говорили. Он оказал воздействие на какие-то исторические процессы.

Приведу пример.

Газета “Вашингтон пост”, опережая время, еще за три года до конца XX века подбила бабки и выстроила ранжиры, отвечая на свой же вопрос, кто какое место займет в уходящем тысячелетии, кто станет человеком номер один, номер два и так далее.

Так вот, самый главный титул и звание человека тысячелетия получил ни кто иной, как наш старый знакомый Чингисхан.

Многие недоумевали: “За что, за какие заслуги?” Вашпостовцы ответили: за то, что он впервые свел лицом к лицу Восток и Запад, познакомил варваров, дикий народ степей, с цивилизацией. А цивилизации показал облик вольных номадов, своего рода кентавров больших просторов. В общем, представил друг другу.

Как бы там ни было, но батьке далеко до завоевательских подвигов и кровожадности великого хана, нынешнего народного героя “демократической” Монголии.

Журнал “Тайм” в 1923 придумал являть на своих обложках самых значимых людей, а с 1927 года — определять человека года. А уж кто там только не бывал на обложке: Гиммлер (два раза в 1939 и 1943 г.г.), Гудериан, Молотов (два раза)...

Меня заинтересовала должность Ирины Халип в Белорусской деловой газете: “руководитель отдела спецпроектов”. Что это такое? Словечко “спец” настораживает. Спецсредства, спецназ, специальное обращение, специальная подготовка... Что-то такое экстраординарное. Как бы и не журналистское уже.

Так и есть. Есть кое-какие намеки. Вот в интервью “Укрощение строптивых” в другой газете она рассказывает:

Александр Григорьевич (Лукашенко — ред.) не слишком жалует независимую прессу, а тут вот решил проявить чудеса героизма, пригласив демократических журналистов. Ну, что ж, — он знал, на что шел, он знал, что мы этим воспользуемся, чтобы задать те вопросы, которые он, наверное, не хотел слышать”.

Далее она нехотя признает, что все журналисты, как официальные, так и оппозиционные получили право на одинаковое число вопросов.

И какой же вопрос был задан ею в рамках “спецпроекта?” В интервью она сообщает об этом так: “Собиралась только спросить насчет психического здоровья”. Да и не только собиралась, но и спросила. Г.Лукашенко, вы в своем ли уме? Давно ли были у психиатра?

Диктатор только улыбнулся: “У меня отменное здоровье. У врачей не бываю”. А как было бы хорошо, если бы ее вывели. Забрали в кутузку. Открыли дело за оскорбление. Как можно было бы все это показать миру! Журналист всего лишь поинтересовался, как себя чувствует президент, а его за это — в тюрьму! О времена, о нравы! Трудная работа спецпроекты в БДГ вести. Но однажды почти вышло. Цитирую:

Во время митинга против объединения Беларуси и России она и ее отец, известный киносценарист В.Халип, были зверски избиты милиционерами. В знак протеста против закрытия уголовного дела, возбужденного в связи с этими событиями, дала пощечину следователю прокуратуры (за что ей присудили штраф ... в пять долларов)”.

Сначала о зверском избиении. Кадр снят вне толпы, за углом, вдали — “немного людей”. Что делали за углом Халипы? Неужто фото “избиения” — часть “спецпроекта”? Избиение есть, но нет фото избитых отца и дочери. Поврежденного лица или открытого перелома руки... Вот это фото избиения. Пояснение гласит: “Садисты в форме избивают Ирину Халип”.

“Садисты в форме избивают Ирину Халип”?

На снимке мы видим одного “садиста”, который уходит и даже не видит происходящего. И второго (одного), который пытается поднять дядю (взял его за рукав), нависшего над Ириной Халип. Мне не хочется думать об инсценировке произошедшего ради вот этого тусклого кадра. Будем думать, что девушка, спеша на демонстрацию, споткнулась и увлекла ненароком в это дело своего отца, “известного киносценариста В.Халипа”. А садист этого не понял и решил помочь подняться. Отказ от возбуждения дела при таком допущении вполне понятен. Зато менее понятно, хотя и неоспоримо, вот это: Ирина Халип дала пощечину следователю прокуратуры, за что ей присудили штраф в... пять долларов.

Совершенной демократии нет нигде. И уж, конечно, нет ее в Белоруссии. Там ее еще строить и строить. Но ... знают ли Ирина и ее отец, что за удар по лицу следователю полагалось бы в Америке?

P.S. 11 апреля 2005 года суд Октябрьского района Минска удовлетворил иск гражданина США Аркадия Мара к заместителю “Белорусской деловой газеты” Ирине Халип и издателю газеты, частному унитарному предприятию “Марат”. Журналистка и издательская фирма признаны виновными в оскорблении чести и достоинства истца. Ирина Халип обязана выплатить Аркадию Мару компенсацию 4,5 тысячи долларов США, а частное унитарное предприятие “Марат” — 23 тысячи долларов США.

Мар оставил в суде заявление, по которому вся полученная по иску сумма должна быть направлена в гомельскую больницу для больных детей-чернобыльцев.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки