Что идет в кино

Опубликовано: 8 апреля 2005 г.
Рубрики:

В ГЛУБОКОЙ ГЛОТКЕ
Inside Deep Throat

Art houses
Режиссеры Фентон Бейли и Рэнди Брабато

Сенсацией 1972 года стала так называемая комедия “Глубокая глотка” — пакостный порнофильм, где предлагалось хохотать над тем, что у женщины клитор находился в горле. Многие хохотали. Левые либералы, особенно в Голливуде (например, актеры Джек Николсон, Уоррен Бетти) объявили эту волнующую сагу на темы орального секса прогрессивным произведением, освобождающим женщин уж не знаю от чего, и разрушающим ханжеские сексуальные запреты. Робкие попытки государства запретить широкий показ “Глотки” и учредить комиссию по борьбе с порнографией были сметены протестами прогрессивных сил. Фильм был так популярен (неприличным считалось его НЕ посмотреть), что во время уотергейтских дел таинственный осведомитель журналистов Вудворда и Бернстайна, авторов разоблачительной книги “Вся президентская рать”, получил прозвище “Глубокая глотка”.

Оказывается, вообще-то “Глотка” была сделана на деньги мафии с целью подзаработать на любителях “клубнички”, и поддержка левой интеллигенции пришлась бандитам очень кстати.

Все это рассказано — спокойно, объективно и, на мой взгляд, чрезвычайно увлекательно — в полнометражном документальном фильме “В глубокой глотке”. Мы знакомимся и с “выдающимися художниками”, создававшими порношедевр, и с его звездой Линдой Лавлейс, и с массой людей, знаменитых и неизвестных, вспоминающих о тех временах.

Становится ясно, что освобождающего и прогрессивного в этом фильме было столько же, сколько в наркотиках (леволиберальная мода на них во времена “контркультуры” тоже очень помогла гангстерам укоренить эту отраву в стране).

Первыми тогда от восторга перед “Глоткой” опомнились и забили тревогу феминистки, сообразившие, сколько вреда порнография наносит женщинам. Но было уже поздно. Союз американских “братков” с американской разнузданной “образованщиной” победил.

Теперь порнография торжествует, и с ней уже не справиться. В фильме приводятся леденящие душу цифры: в 2002 году Голливуд выпустил около 450 фильмов. Порноиндустрия же изготовила 11 тысяч своих произведений.

* * * * *

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗЛОСТИ
The Upside of Anger

Во многих кинотеатрах
Режиссер и сценарист Майк Байндер

Единственное, что понравилось мне в этом фильме, — название, потому что чем дальше я его смотрела, тем больше во мне закипала злость.

Когда мне предлагают наблюдать жизнь мелких, избалованных, некультурных, эмоционально неразвитых и неумных людей, да еще сопереживать им и находить все это интересным, я начинаю злиться и ничего не могу с собой поделать.

Действие происходит в пригороде Детройта. 48-летняя Джоун Аллен играет Терри, зажиточную даму, мать четырех взрослых дочерей. Чем она занимается в жизни, понять невозможно. Даже о благотворительности или волонтерстве речи нет. Если же она посвятила себя воспитанию своих хорошеньких дочек, то результат превосходный. По словам Терри, одна из них ее ненавидит, а остальные к этому приближаются. Впрочем, дочки живут-не тужат в своем роскошном доме, непрерывно готовят что-то вкусное, разодеты, как куколки. Одна хочет быть балериной, но мама почему-то против. Другая неожиданно выходит замуж за мальчика из благополучной семьи и начинает рожать детей. Третья желает работать — обязательно журналисткой. Младшая озабочена тем, как соблазнить одноклассника, который больше всего интересуется курением “травки” и объявляет ей, что он гей.

Есть во всем этом какая-то беспросветная тоска и скучища. По фильму совершенно невозможно догадаться, что был такой Гутенберг, придумавший книгопечатание. Там, где живут эти люди, словно нет и никогда не было ни книг, ни искусства, ни истории, ни политики, да и вообще никакого окружающего Америку мира. Ни до кого и ни до чего им дела нет.

Завязка фильма — лучше не бывает. Из семьи исчезает папа. У Терри нет никакого сомнения, что он убежал в Швецию со своей секретаршей-шведкой. Почему?! Хорош, видно, был папа, и хороши были между ними отношения, если все принимают это как должное. Терри немедленно начинает спиваться и пребывает в омерзительной злобе на весь мир. Хотя дочки уверяют, что до этого она была очень милая, в это не верится. Милые женщины не превращаются в хамок за одну ночь. Но не волнуйтесь за Терри. Ее утешает сосед — бывший знаменитый бейсболист, а ныне работник местного радио, тоже не дурак выпить. Играет его звезда — заметно пополневший Кевин Костнер. Его босс на радио очень противный. Его роль взял себе автор фильма Майк Байндер.

Под конец сюжет совершает поистине головокружительный прыжок, вызвавший во мне дополнительную порцию отвращения к Терри и ее семейке.

Этот фильм — печально правдивый портрет затхлого американского провинциализма и самодовольства. Автор хотел придать ему черты трогательного или смешного, но я их обнаружить не смогла.

* * *

ДВОРЕЦ АРТИЛЛЕРИСТОВ
Gunner Palace

Art houses
Режиссеры Майкл Такер и Петра Эпперляйн

Американец, живущий в Германии (он женат на немке) провел дважды по месяцу в Багдаде в 2003 и 2004 году, снимая фильм про торговлю бронетранспортерами. Попутно он наснимал довольно много другого материала, и в результате выпустил документальную ленту “Дворец артиллеристов”.

Это зарисовки из жизни американских солдат, живущих в полуразрушенном дворце Удая, сына Саддама Хуссейна. В фильме показано, как они выезжают на задания — арестовывать подозреваемых в терроризме. Как патрулируют улицы, когда любой пакет на обочине может оказаться взрывным устройством. Мы видим молодого переводчика-араба и узнаем, что он оказался предателем. Двое других переводчиков — усталые и ко всему готовые пожилые люди, говорят: “Нас называют изменниками. На самом деле, изменники Ирака — те, кто с детства приучен жить войной”. Солдаты разыгрывают сценки перед камерой, рассказывают про себя. Почти все они очень юные.

Авторы фильма явно хотели сделать антивоенный фильм. Но эти довольно поверхностные наблюдения не тянут ни на какие обличения. Их ценность в том, что они дают нам заглянуть в безумный мир этой странной войны, куда оказались заброшены мальчишки из провинциальной Америки.

* * * *

ПРИНЦЕССА НА ЛЬДУ
Ice Princess

Идет везде
Режиссер Тим Файуэлл

Это картина про и для девочек, которые хотят стать знаменитыми фигуристками. Всем остальным она вряд ли будет интересна. Я засыпала на ней раза три.

Школьница Кейси готовится поступать в Гарвард. У нее хорошие отметки по физике. Учитель советует ей провести какое-нибудь оригинальное исследование. Поскольку Кейси любит кататься на коньках, она начинает изучать аэродинамику движений фигуристок. В результате она сама становится фигуристкой, ни в какой Гарвард не поступает, ссорится из-за этого с мамой, но потом мирится. Ее тренерша оказывается коварной и лживой, но потом они мирятся и с тренершей. Тем более, что у той красивый сын, и он начинает ухаживать за Кейси.

В фильме довольно много красивого фигурного катания. Есть намек на свирепую конкуренцию в мире фигуристок, но эта любопытная тема не разработана. Да и вообще ничего тут не разработано, кроме прыжков с переворотами.

* *

НЕВЕСТА И ПРЕДРАССУДКИ
Bride and Prejudice

Во многих кинотеатрах
Режиссер Гуриндер Чадха

Название этой индийской картины пародирует заголовок романа английской писательницы Джейн Остин “Гордость и предрассудки” (Pride and Prejudice). У Остин в книге фигурирует миссис Беннет с пятью дочерьми-невестами и два богатых холостяка Бингли и Дарси.

В фильме действие происходит в Индии. В семье Бакши (благородный папа, комическая мама) четыре дочери на выданье. К финалу все находят себе женихов, а сероглазой красавице Лалите достается самый завидный — богатый американец Дарси.

Как помнит старшее поколение читателей, в Советском Союзе коммерческое индийское кино было очень популярно. Они покупали у нас оружие, а мы у них примитивные мелодрамы с песнями и плясками. Эти мелодрамы какими были, такими, в общем, и остались. Но если раньше они делались для внутреннего потребления и отражали представления о прекрасном, свойственные индийским продюсерам, то теперь киноиндустрия Индии гордо именует себя Болливудом (Бомбейским Голливудом).

Если там и была какая-то национальная самобытность, то нынче она тает на глазах. Болливуд ориентируется на Запад и для этого беззастенчиво и неумело подражает американским образцам (примерно 30-х годов). Американцы смеются, но стали изредка покупать это кино.

Впрочем, зрители ходят: девушки хорошенькие, сари разноцветные, пляски энергичные, песни мелодичные. Иногда показывают слона.

Для бывших жителей СССР эти фильмы имеют и ностальгическую ценность.

* * *


  • ***** - замечательный фильм
  • **** - хороший фильм
  • *** - так себе
  • ** - плохой фильм
  • * - кошмарный