В Советском Союзе частная жизнь руководителей страны была строго засекречена и охранялась на правах гостайны высшей степени защиты. Только анализ опубликованных за последнее время материалов позволяет приподнять завесу над тайной их зарплатных ведомостей.
Захватив власть в стране, Владимир Ленин в декабре 1917 г. установил себе месячный оклад в 500 рублей, что примерно соответствовало оплате труда неквалифицированного рабочего в Москве или в Питере. Какие-либо другие доходы, включая гонорары, высокопоставленным партийцам по предложению Ленина были строго запрещены.
Скромную зарплату “вождя мировой революции” быстро съела инфляция, но Ленин как-то не задумывался, откуда берутся деньги на вполне безбедную жизнь, лечение с привлечением мировых светил и домашнюю обслугу, хотя и не забывал каждый раз строго говорить подчиненным: “Вычтите эти расходы из моей зарплаты!”
Генеральному секретарю партии большевиков Иосифу Сталину в начале НЭПа был установлен оклад меньше, чем половина зарплаты Ленина (225 рублей) и лишь в 1935 г. он был повышен до 500 рублей, но уже в следующем году последовало новое повышение до 1200 рублей. Средняя зарплата в СССР тогда была 1100 рублей, и хотя Сталин жил отнюдь не на свою зарплату, он вполне мог бы скромно жить и на нее. За годы войны зарплата вождя превратилась в результате инфляции почти в нуль, но в конце 1947 г., после денежной реформы, “вождь всех народов” устанавливает себе новую зарплату в 10000 рублей, что в 10 раз превышало тогдашнюю среднюю оплату труда в СССР. Одновременно была введена система “сталинских конвертов” — ежемесячных не облагаемых налогами выплат верхушке партийно-советского аппарата. Как бы там ни было, Сталин всерьез свою зарплату не рассматривал и большого значения ей не придавал.
Первым среди руководителей Советского Союза, кто стал всерьез интересоваться своей зарплатой, был Никита Хрущев, получавший 800 рублей в месяц, что в 9 раз превышало среднюю зарплату по стране.
Сибарит Леонид Брежнев был первым, кто нарушил ленинский запрет на дополнительные, кроме зарплаты, доходы для верхов партии. В 1973 г. он присудил себе Международную Ленинскую премию (25000 рублей), а начиная с 1979 г., когда имя Брежнева украсило плеяду классиков советской литературы, огромные гонорары стали потоком литься в семейный бюджет Брежневых. Лицевой счет Брежнева в издательстве ЦК КПСС “Политиздат” пестрит многотысячными суммами за огромные тиражи и многократные переиздания его шедевров “Возрождение”, “Малая земля” и “Целина”. Любопытно, что генсек имел привычку часто забывать о своих литературных доходах при уплате партвзносов любимой партии.
Леонид Брежнев был вообще очень щедр за счет “всенародной” государственной собственности — и к себе, и к своим детям, и к приближенным. Своего сына он назначил первым заместителем министра внешней торговли. На этом посту тот прославился постоянными выездами для пышных гулянок за границу, а также огромными бессмысленными тратами там. Дочь Брежнева вела разгульную жизнь в Москве, тратя неведомо откуда поступающие деньги на драгоценности. Приближенные Брежнева, в свою очередь, щедро наделялись дачами, квартирами и огромными премиями.
Юрий Андропов, будучи членом брежневского Политбюро, получал 1200 рублей в месяц, но, став генсеком, он вернул зарплату генсека времен Хрущева — 800 рублей в месяц. При этом покупательная способность “андроповского рубля” была примерно вдвое ниже, чем у рубля “хрущевского”. Тем не менее, Андропов полностью сохранил систему “брежневских гонораров” генсека и успешно ею пользовался. Например, при основной ставке зарплаты в 800 рублей его доход за январь 1984 г. составил 8800 рублей.
Преемник Андропова Константин Черненко, сохранив ставку генсека на уровне 800 рублей, усилил деятельность по выколачиванию гонораров, публикуя от своего имени различные идеологические материалы. По партбилету его доходы составляли от 1200 до 1700 рублей. При этом борец за моральную чистоту коммунистов Черненко имел привычку постоянно утаивать от родной партии большие суммы. Так, исследователи не смогли обнаружить в партбилете генсека Черненко в графе за 1984 год 4550 рублей гонорара, полученного по платежной ведомости Политиздата.
Михаил Горбачев “примирялся” с окладом 800 рублей вплоть до 1990 года, что было всего в четыре раза больше средней зарплаты по стране. Только совместив в 1990 году посты президента страны и генсека, Горбачев стал получать 3000 рублей при средней зарплате в СССР в 500 рублей.
Преемник генсеков Борис Ельцин промыкался почти до конца с “советской зарплатой”, не решаясь на кардинальную реформу зарплат госаппарата. Лишь по указу 1997 года зарплата президента России была определена в 10000 рублей, а в августе 1999 года ее размер возрос до 15000 рублей, что в 9 раз превышало среднюю оплату труда по стране, то есть была примерно на уровне зарплат его предшественников по управлению страной, имевших генсековский титул. Правда, у семьи Ельцина было много доходов со “стороны”.
Владимир Путин первые 10 месяцев своего правления получал “ельцинскую ставку”. Однако с 30 июня 2002 года годовой оклад президента был установлен на уровне 630000 рублей (примерно 25000 долларов) плюс надбавки за секретность и знание языков. Он также получает военную пенсию за звание полковника.
С этого момента основная ставка зарплаты лидера России впервые с ленинских времен перестала быть просто фикцией, хотя на фоне ставок оплаты труда лидеров ведущих стран мира ставка Путина выглядит довольно скромно. Например, президент США получает 400 тысяч долларов, почти столько же имеет премьер-министр Японии. Зарплата других лидеров скромнее: у премьер-министра Великобритании 348500 долларов, у канцлера ФРГ около 220 тысяч, а у президента Франции и вовсе 83 тысячи.
Интересно посмотреть, как на этом фоне выглядят “региональные генсеки” — нынешние президенты стран СНГ. Бывший член Политбюро ЦК КПСС, а ныне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев живет по существу дела по “сталинским нормам” для правителя страны, то есть он и его семья полностью и всем обеспечиваются государством, но и зарплату он себе установил относительно небольшую — 4 тысячи долларов в месяц. Другие региональные генсеки — бывшие первые секретари ЦК компартий своих республик формально установили себе более скромные оклады жалованья. Так, президент Азербайджана Гейдар Алиев получает в месяц только 1900 долларов, а президент Туркмении Сапурмурад Ниязов вообще только 900 долларов. При этом Алиев, поставив своего сына Ильхама Алиева во главе государственной нефтяной компании, фактически приватизировал все доходы страны от нефти — главного валютного ресурса Азербайджана, а Ниязов вообще превратил Туркмению в некое средневековое ханство, где все принадлежит правителю. Туркменбаши, и только он, может решить любой вопрос. Всеми валютными средствами распоряжается только лично Туркменбаши (Отец туркменов) Ниязов, а продажей туркменского газа и нефти руководит его сын Мурад Ниязов.
Хуже других положение у бывшего первого секретаря ЦК компартии Грузии и члена Политбюро ЦК КПСС Эдуарда Шеварднадзе. При скромной месячной зарплате в 750 долларов он и полного контроля над богатствами страны не смог установить из-за сильной оппозиции ему в стране. Вдобавок оппозиция пристально следит за всеми личными расходами президента Шеварднадзе и его семьи.
Стиль жизни и реальные возможности нынешних руководителей бывшей страны Советов хорошо характеризует поведение жены президента России Людмилы Путиной во время недавнего государственного визита ее мужа в Великобританию. Жена британского премьера Шери Блэр провела Людмилу на просмотр моделей одежды 2004 года у знаменитой среди богачей дизайнерской фирмы Бурберри. Более двух часов Людмиле Путиной демонстрировали новинки моды, и в заключение Путину спросили, не желает ли она приобрести что-нибудь. Цены же у Блуберри весьма высокие. К примеру, даже газовый шарфик этой фирмы тянет на 200 фунтов стерлингов.
У российской же президентши так разбежались глаза, что она объявила о покупке… всей коллекции. На такое даже супер-миллионеры не решались. Кстати и потому, что если покупаешь всю коллекцию, то люди не поймут, что ты носишь одежды моды будущего года! Ведь больше ни у кого нет ничего сравнимого. Поведение Путиной в этом случае было не столько поведением жены крупного государственного деятеля начала XXI века, сколько напоминало поведение главной жены арабского шейха середины XX века, обезумевшей от свалившейся на ее мужа суммы нефтедолларов.
Этот эпизод с госпожой Путиной нужно немного объяснить. Естественно, ни она, ни сопровождающие ее во время показа коллекции “искусствоведы в штатском” не имели при себе столько денег, сколько коллекция стоила. Это и не требовалось, ибо в таких случаях от уважаемых людей нужна только их подпись под чеком и ничего другого. Никаких денег или кредитных карточек. Даже если самого господина президента России, пытающегося предстать перед миром цивилизованным европейцем, и возмутил этот поступок, то платить, разумеется, пришлось.
Другие правители стран — бывших советских республик — также умеют “жить хорошо”. Так, пару лет назад на всю Азию прогремела шестидневная свадьба сына президента Киргизии Акаева и дочери президента Казахстана Назарбаева. Размах свадьбы был поистине ханский. Кстати, оба молодожена лишь год назад окончили университет в Колледж-Парке (Мэриленд).
Вполне достойно смотрится на этом фоне и сынок президента Азербайджана Гейдара Алиева Ильхам Алиев, поставивший своеобразный мировой рекорд: всего за один вечер он сумел проиграть в казино аж 4 (четыре!) миллиона долларов. Кстати, этот достойный представитель одного из “генсековских” родов ныне зарегистрирован как кандидат на пост президента Азербайджана. Жителям этой одной из самых бедных по уровню жизни стран предлагается на новых выборах избрать или любителя “красивой жизни” сынка Алиева или же самого папашу Алиева, уже “отслужившего” два президентских срока, перешагнувшего 80-летний рубеж и настолько больного, что он уже не в состоянии самостоятельно передвигаться.
Добавить комментарий