Сердце «Красавицы»

Опубликовано: 4 ноября 2014 г.
Рубрики:

Сто лет не возраст

Чего-чего, а праздников в моем Кентукки хватает. На все вкусы и случаи жизни. Но фестиваль, что только закончился в главном городе штата – Луисвилле, – особый, штучный. Такой бывает раз в сто лет. И второго раза может не быть. Праздник длился целых шесть дней и был посвящен лишь одной персоне. Но какой! Пароход “The Belle of Louisville” («Красавица Луисвилла») – старейшее речное судно Америки. В этом месяце «Красавице» исполнилось ровно сто лет, и, хотя она официально считается историческим памятником страны, но по-прежнему в рабочем строю. Если вам доведется приехать в наш город, обязательно должны сделать три дела. Побывать на конных скачках, отведать бурбон, совершить прогулку на пароходе по Огайо-ривер. Дерби, виски и «Красавица» – три визитных карточки Луисвилла.

Я неравнодушен к ретро-технике. В ней есть особая красота и необъяснимое очарование. Хлебом не корми, дай прокатиться на старинном авто, паровозе и пароходе. Ощущение машины времени. В подлинности ретро-автомобилей и железнодорожной техники можно не сомневаться, но с аутентичностью американских пароходов не все просто, большинство из них «фейк», новоделы. С виду – старина, внутри – современная начинка. Так, несколько лет назад на родине Марка Твена я плыл «настоящим» пароходом по Миссисипи, на самом деле лопасти были искусно нарисованы, судно шло не под паром, а на дизельном ходу. Как и во вчерашней моей прогулке на речной махине из Мемфиса, гостье фестиваля и участнице парада. Я осознанно взял билет не на борт юбилярши, чтобы иметь лучшие ракурсы для ее фотографирования.

Все флаги в гости к нам! На юбилей «Красавицы Луисвилла» приплыли сестры со всех главных рек бассейна - от Миннеаполиса до Нью-Орлеана. Несмотря на «всамделишний» вид, все они годятся в правнучки нашей «Красавице», большинству 15-20 лет. В принципе - отражение общей картины. Из десятков тысяч пароходов, бороздивших реки и озера Америки в XIX-XX веках, на плаву остались единицы. Самая первая из них – «Красавица Луисвилла». Она всего на два года моложе «Титаника». Но «Титаник» 98 лет лежит на дне, а наша «Красавица» до сих пор шлепает лопастями по водам рек Огайо, Теннесси, Миссури и Миссисипи.

Обычный октябрь в наших краях – разгар «бабьего лета», нынешний выдался хмурым и ненастным. Но для настоящих патриотов города вода не беда. На фестивале за шесть дней побывали полмиллиона человек. На двести тысяч больше ожидаемых организаторами праздника. Каждый день проходили тематические и развлекательные круизы с участием юбиляра и ее гостей, соревнования судов на скорость, на набережной десятки концертов от джаза до рэпа. Наконец, парад в честь «Красавицы» с участием восьми пароходов и грандиозный ночной фейерверк над Огайо-ривер.

Особо надо отметить знаковое событие последнего дня праздника – вторичное крещение парохода, на кентуккийский манер. Губернатор штата Стив Бешир разбил о борт «Красавицы» бутылку бурбона “Old Forester” от крупнейшего в стране производителя виски “Brown-Forman”, спонсора фестиваля. Перед крещением было зачитано “a letter of affection” («признание в любви») от крестного отца парохода Марлоу Кука, бывшего главы округа Джефферсон, в состав которого входит Луисвилл. Впоследствии сенатора США от Кентукки, ныне пенсионера, живущего во Флориде. По состоянию здоровья 88-летний мистер Кук не смог приехать на юбилей своей крестницы. Без этого человека не было бы ни «Красавицы», ни сегодняшнего праздника.

Но сначала надо вернуться на сто лет назад. «Красавица» – дама с биографией. Появилась на свет в 1914 году на верфи Питтсбурга под девичьим именем “Idlewild”. Затем стала “Avalon”. Долгие годы речная труженица не гнушалась любой работы. Возила почту, пассажиров, грузы, скот, работала баржей, во время Второй мировой войны - буксиром. В 1962 году вышла на пенсию. Как и тысячи ее предшественниц, «Авалон» ждала утилизация, если бы на судно не положил глаз Марлоу Кук. Он выкупил старушку на Цинциннатском аукционе за 34.000 долларов, чем нажил себе кучу неприятностей. За эту покупку политические оппоненты едва не съели мистера Кука.

И, действительно, было за что скушать. Кук заплатил не из своего кармана, а из казны округа. По мнению скептиков, бешеные деньги, выброшенные за груду бесполезного лома. Кук чудом избежал импичмента, его спасло решение Верховного суда штата, признавшего сделку законной. Списанная посудина стала собственностью Луисвилла, но, чтобы привести ее в божеский вид, нужны были немалые деньги. На сей раз Кук стал осмотрительней, использовал свой административный ресурс и пошел с шапкой по кругу тугих кошельков. Реставрация парохода не стоила городу ни цента. В 1963 году «Авалон» окрестили «Красавицей Луисвилла» и обязали работать на ниве туризма.

В 1989 году «Красавицу» занесли в Национальный регистр исторических памятников, хотели поставить на вечный прикол и сделать плавучим музеем. Но судно было в относительно неплохом состоянии, и город решил повременить с уходом «Красавицы» на заслуженный отдых. Пока в 1997 году у нас не появился доморощенный Герострат. Обиженный «несправедливым» увольнением бывший член команды ночью проник на судно, открыл кингстоны и затопил пароход рядом с причалом.

Можно было поставить крест на пароходе, но для жителей Луисвилла он уже был не просто ретро-техникой, а одним из символов города, да и штата тоже. К тому же, не за горами маячила столетняя дата. На реставрацию парохода ушли восемь лет. В 2005 году «Красавица» снова вышла на работу. Похудевшей и постройневшей. Реставраторы заменили оригинальные стальные конструкции корабля новыми, более легкими материалами. В остальном старались воссоздать пароход в его изначальном виде. Накануне юбилея «Красавице» понадобились лишь косметические штрихи, «макияж» перед выходом в свет. Что интересно, если в большинстве нынешних американских пароходов доминирует внешняя стилистика при современных двигателях, машинное сердце «Красавицы» старше своей хозяйки на тридцать лет, изготовлено в 1880-х годах.

Сейчас уже никто не заикается о рентабельности парохода. «Красавица», к сожалению, убыточна, ежегодная дотация города 300.000 долларов. Ничего не поделать, символы порой стоят дорого. В какой-то степени, аванс на будущее поступит от нынешнего фестиваля. По оценкам организаторов, прибыль от праздника составит около шести миллионов долларов. Я тоже внес свои «пять копеек», купив билет на праздничный парад пароходов. Как и положено по торжественным случаям, городские власти – хозяева парохода – пророчат юбиляру светлое будущее. Минимум - двухсотлетнюю годовщину. Немного перебор, но не так, чтобы уж очень.

Примеры поразительного пароходного долголетия имеются. Правда, не у нас - в Европе. По Дунаю до сих пор ходит туристический ретро-пароход «Шёнбрунн», на два года старше нашей юбилярши. Еще одной австриячке – “Гизеле” – 143 года. И уж совсем мафусаилов век у норвежки “Skiblander” – 158 лет! И хотя она дважды тонула, но до сих пор бороздит воды озера Мьёса.

Американке есть на кого равняться. Сто лет – не возраст.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки