Великаякрасота
The Great Beauty
Art houses
Режиссер Паоло Сорентино
Эта итальянская картина номинирована на «Оскара» как лучший иностранный фильм. Многие предсказывают ей победу. На сайте «Гнилые помидоры» ее одобряют 94 процента критиков и 80 процентов зрителей.
43-летний Сорентино пять лет назад поставил фильм Il Divo, получивший приз жюри в Каннах. Это биография Джулио Андреотти, который отслужив семь сроков премьер-министром Италии, попал под суд по обвинению в связях с мафией и был оправдан. С просмотра Il Divo возмущенный Андреотти ушел, не досидев до конца, со словами «Это уж слишком».
Актер Тони Сервилло, сыгравший Андреотти, исполняет главную роль в «Великой красоте». Это его пятая работа с Сорентино.
Сорентино зачем-то решил, полвека спустя, как бы повторить «Сладкую жизнь» Феллини. «Великая красота» не римейк, но сюжет тот же самый — цепь эпизодов из беспутной жизни Рима, увиденной глазами на сей раз не молодого журналиста Марчелло Рубини, а пожилого писателя по имени Джеп Гамбарделла.
Однако, то, что у Феллини было открытием, здесь просто мало интересное эпигонство.
Джеп в молодости написал замечательный роман «Человеческий аппарат». Он по-прежнему знаменит и живет в квартире с видом на Колизей. Но хоть убей, не может написать хоть что-нибудь еще. Такой итальянский Шолохов. Свое творческое бесплодие он объясняет тем, что никак не может отыскать какую-то великую красоту, хотя, видимо, упорно ищет ее в ночной жизни богемы. В фильме много монстров — полуголые, извивающиеся под музыку девицы, идиот-кардинал, способный разговаривать только на кулинарные темы, редакторша Джепа — карлица. Убежденная марксистка Стефани, устремленная в светлое будущее, призывает Джепа к социальной активности. На это он напоминает ей, почему ею была написана история итальянской компартии — просто Стефани в то время спала с партийным секретарем. Появляется старуха «святая Мария» — карикатура на мать Терезу, мумия с мертвыми глазами. Она ночует у Джепа на полу, а утром легким дуновением сгоняет с террасы стаю фламинго. Есть какой-то исчезающий жираф. Кто-то зарабатывает деньги тем, что с разбегу бьется головой об стену. Мне понравился только один эпизод: девочка лет двенадцати по принуждению отца творит «изобразительное искусство» в духе Джексона Поллока. С дикой злобой она выплескивает на холст, одно за другим, ведерки с разноцветной краской, визжит от ярости, лупит по холсту кулаками. Любопытный взгляд на творческий процесс, наводящий на размышления.
Думаю, что американцам фильм нравится, потому что он про европейский декаданс. Америка при всех ее выкрутасах остается все-таки в смысле культуры провинциальной страной, и Европа сохраняет для нее свою исключительность и экзотичность. (Это отражено, например, в незабываемом диалоге из «Бульварного чтива» Тарантино, где один американский бандит, побывавший в Париже, спрашивает другого: «Знаешь, как по-французски будет БигМак?» Собеседник не знает. Бандит, торжествующе: «Ле Биг Мак!»)
Возможно, Сорентино принимал это в расчет и делал свой фильм, в определенной степени учитывая американское восприятие (потому и на «Оскара» его прислали).
Лучше всех, по-моему, это уловила критик Антония Куэрк, которая назвала «Великую красоту» — «Феллини в Лас Вегасе». Браво.
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий