Американское надувательство
American Hustle
Режиссер Дэвид О.Рассел
Фильму предшествует надпись: «Кое-что из показанного случилось на самом деле». Он очень вольно использует материал провокационной операции Abscam, которую проводило ФБР в 1978 году. Два агента выдавали себя за арабских шейхов, желавших вложить свои деньги в Америке. Но этого нельзя было сделать, не нарушая закона. Жулику и осведомителю ФБР Вайнбергу была предназначена роль связного между «шейхами» и чиновниками, которым надо было давать взятки. Желающих «взять на лапу» он нашел без труда. Эрричетти, мэр Кэмдена (Нью-Джерси), пообещал «шейхам», что «отдаст им» игорный город Атлантик-сити. Через мэра «шейхи» вышли на нескольких конгрессменов и даже одного сенатора, которые брали у них деньги за нарушение иммиграционных законов, за политическое убежище, выдачу лицензий на открытие казино и на незаконное строительство. Впервые в истории США передачу взяток тайно снимали на видеопленку. Операция удалась. Вайнбергу простили его былые грехи, не стали сажать за них в тюрьму и даже заплатили ему 150 тысяч. В сети попал 31 человек, и хотя приговоры суда не были особенно свирепыми, все-таки мэр отсидел три, а сенатор — два года.
Эту историю стал снимать 55-летний режиссер Рассел, любимец Голливуда, в прошлом году имевший восемь номинаций на «Оскара» за свой фильм Silver Linings Playbook (премию получила актриса Дженнифер Лоренс). Я видела четыре фильма Рассела, из которых мне понравилась только картина про боксера TheFighter с Марком Уолбергом в главной роли, и считаю его режиссером весьма ординарным. «Американское надувательство», на мой взгляд, посредственный фильм, который изо всех сил притворяется замечательным, и очень многие на это притворство покупаются. Академия кино, в частности — в нынешнем году фильм имеет 10 номинаций и, несомненно, получит нескольких «Оскаров».
Рассел делает большую ставку на знаменитых актеров, и это окупается. В «Надувательстве» Розенфельда (это жулик Вайнберг) играет Кристиан Бейл, отважно отрастивший для этой роли себе живот. Его глупую жену Розалин — Дженнифер Лоренс. Ему также придумана соблазнительная любовница Сидни, которую изображает Эми Адамс с вечно полуоткрытым бюстом. Роль агента ФБР Ричи, который вынуждает Розенфельда и Сидни к сотрудничеству, исполняет Брэдли Купер, сыгравший у Рассела в прошлой картине героя, выпущенного из сумасшедшего дома. В роли мэра-взяточника Полито — Джереми Реннер. Мелькает в фильме и Роберт Де Ниро, изображающий гангстера. Словом, актерский ансамбль весьма внушительный.
Фильм так завален комплиментами и восторгами, что я была уверена — только мне одной он показался бесформенным, затянутым, слишком многословным, не смешным и скучноватым. Ну, не смешно, когда в самом начале Розенфельд долго прилаживает на своем лысом черепе накладку из фальшивых волос. Не смешно, когда он зовет свою жену «Пикассо пассивно-агрессивного карате». Не смешно, когда неврастеничный агент Ричи сидит дома в бигудях. Забавна пара эпизодов с «шейхом», но не более того.
Трудно увлечься вопросом, бросит ли наконец Розенфельд свою жену и уйдет ли к любовнице. Или — уступит ли эта любовница нервным домогательствам агента Ричи? И возьмет ли мэр, наконец, взятку — серьезно уверяя, что он делает это для блага жителей своего города. И зачем сюда приплетены бандиты — за исключением, конечно, того, чтобы дать Де Ниро произнести на крупном плане угрожающий монолог. Сюжет тянется нескончаемо (фильм идет два часа с лишним). Понять все его повороты нелегко — и, как оказалось, не только мне. Режиссеру он явно безразличен, он знает, что его вывезут актеры, бодро разыгрывающие свои сценки.
Вспомнилась картина The Sting 1973 года, которая в советском прокате шла под названием «Афера», с Робертом Редфордом и Полом Ньюменом в главных ролях. Она получила «Оскара» как лучший фильм, дали премию и режиссеру со сценаристом. История сходная, только там провокацию устраивает не ФБР, а два жулика, чтобы отомстить бандиту. Но сюжет был, так сказать, мускулистый и энергичный, персонажи обрисованы сочно.
А здесь они худосочные.
К моему изумлению, на сайте «Гнилые помидоры» (где фильм нравится 93 процентам критиков и 79 процентам зрителей) нашлось не так уж мало рецензентов, у которых впечатление от «Надувательства» такое же, как у меня. А Крис Бартон из «Лос Анджелес таймс» поместил эту картину под рубрикой «Слишком высоко оцененное» и написал, что это не настоящая комедия и не настоящий триллер, и вообще, она оставляет нас равнодушными.
Но «Оскаров все равно» дадут.
***
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий